В соответствии с этим решением 19-20 апреля 2007 г. в г. Санкт-Петербурге состоялась конференция «Защита прав потребителей жилищных и коммунальных услуг и становление управляющих компаний». В конференции приняло участие более 100 участников из 18 субъектов Российской Федерации.
На пленарных заседаниях и «Круглых столах» конференции обсуждены вопросы формирования комплексного подхода к проблемам защиты прав потребителей на основе договора на управление многоквартирным домом, проведения конкурсов на управление многоквартирными домами, а также актуальные проблемы управления многоквартирными домами в условиях реформирования ЖКХ.
Участники конференции отметили, что принятие нового Жилищного кодекса и ряда подзаконных нормативных актов в его развитие заложили правовую базу для построения равноправных взаимовыгодных отношений потребителей жилищных и коммунальных услуг производителей этих услуг. Участники конференции отметили также положительный опыт ряда регионов в реформировании жилищно-коммунального хозяйства и конструктивного взаимодействия органов власти и общественности, в частности разработку и утверждение примерных договоров на управление многоквартирными домами.
Вместе с тем, в ходе практического применения нормативных актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства, было выявлено их несовершенство и встал ряд вопросов, требующих незамедлительного разрешения. Еще только нарабатывается судебная практика в этой сфере, которая в настоящее время неоднозначна. Не способствует правовой и экономической защите потребителей недостаточный уровень развития конкуренции в сфере ЖКХ.
Принимая во внимание вышеизложенное, участники конференции считают, что для эффективного реформирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо конструктивное сотрудничество органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей и предпринимателей, а также всех заинтересованных организаций и граждан по совершенствованию законодательной базы в сфере ЖКХ, наработки практики его применения и формирования и реализация долгосрочных программ, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений законодательства о защите прав потребителей в сфере ЖКХ.
Участники Конференции рекомендуют:
- с целью эффективного использования полномочий в области жилищных отношений, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, добиваться финансовой поддержки (включая участие в разработке федеральных целевых программ) по ключевым направлениям развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства, решения проблем аварийного и ветхого жилья, проведения капитального ремонта в существующем жилищном фонде;
- разработать подпрограмму по вопросам обеспечения защиты прав потребителей в сфере ЖКХ и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, долевого участия в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;
- создавать условия для реализации долгосрочных инвестиционных проектов по стабилизации и развитию коммунальной инфраструктуры;
- соблюдать принципы добросовестной конкуренции, обеспечить мониторинг деятельности всех фирм, задействованных в сфере ЖКХ, и размещение муниципальных заказов с соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
- обеспечить разработку экономически обоснованных цен и тарифов на содержание и ремонт жилья с предварительным проведением соответствующих экспертиз;
- разработать и утвердить единый порядок передачи многоквартирных домов в управление ТСЖ, иным объединениям собственников или непосредственно собственникам помещений;
- организовывать учебу уполномоченных представителей собственников жилых домов, обеспечив их необходимыми нормативными, методическими материалами и соответствующими инструкциями.
Участники Конференции сформулировали ряд предложений в адрес Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, в том числе:
- внести в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты в этой сфере изменения, направленные на уточнение используемой терминологии и границ ответственности;
- включить в Налоговый кодекс Российской Федерации положения, прямо указывающие, что средства, собираемые с населения на содержание, капитальный и текущий ремонт общего имущества многоквартирных домов и коммунальные услуги, не подлежат налогообложению налогом на прибыль и НДС;
- подготовить программу Правительства Российской Федерации по финансированию из федерального бюджета капитального ремонта многоквартирных жилых домов, в том числе ветхого и аварийного жилья, домов, включенных в программу повышения эксплуатационной надежности, капитального ремонта и модернизации лифтов;
- ускорить выход нормативных документов, предусмотренных п.п.3,4,5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Дискуссию вызвали предложения, направленные на исключение из Жилищного кодекса Российской Федерации положения, предусматривающие обязательность предоставления всех коммунальных услуг населению управляющими компаниями и ТСЖ и внесение изменений, дающие возможность потребителями коммунальных услуг в многоквартирном доме заключать прямые договора с производителями этих услуг независимо от выбранного способа управления. Эти предложения не были поддержаны представителями Федеральной антимонопольной службы и требуют дальнейшего обсуждения.
Участники Конференции обратились к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим защиту прав потребителей, и общественным объединениям потребителей с пожеланием повысить эффективность работы по досудебной и судебной защите прав потребителей в рамках полномочий, закрепленных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и законом Российской Федерации «О защите прав потребителей»; активно участвовать в мероприятиях по обучению представителей органов местного самоуправления, управляющих компаний, уполномоченных представителей собственников жилых домов, граждан-потребителей по вопросам защиты прав потребителей; усилить просветительскую работу, широко использовать возможности радио, телевещания и печатные средства массовой информации с целью обучения населения основам законодательства в сфере защиты прав потребителей, информирования о результатах контрольных мероприятий.
Большой интерес у частников Конференции вызвала информация о методике потребительской оценки организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги