18.02.2009
Мещанский следственный отдел Следственного комитета при прокуратуре /СКП/ по Москве возбудил уголовное дело в отношении сети "Ашан". Речь идет о статье 238 Уголовного Кодекса РФ части 1 /перевозка, хранение и сбыт продукции, не отвечающей требованиям безопасности/, предусматривающей наказание штрафом или лишением свободы до двух лет. В одном из гипермаркетов сети "Ашан", расположенном на Красносельской улице в российской столице /ТЦ "Тройка"/, был установлен факт продажи недоброкачественных пивных наборов из семги и осетра, лососевой и форелевой икры, крабовых консервов и устриц, заявила представитель СКП по Москве Виктория Цыпленкова.
Дело возбуждено после того, как в конце 2008 года этот магазин проверила московская прокуратура совместно с контролирующими органами. В январе 2009 года сотрудники милиции провели контрольную закупку и отправили продукты на экспертизу, которая установила, что продукты представляют опасность для потребителей и могут вызвать пищевое отравление.
В свою очередь, сегодня "Ашан" распространил сообщение, в котором говорится, что ритейлер усилил контроль качества и безопасности поставляемой во все магазины сети продукции
"В связи с появившейся в СМИ информацией о возбуждении уголовного дела по факту обнаружения в одном из магазинов сети "Ашан" продуктов, поставляемых поставщиками не соответствующих санитарным нормам и правилам, руководство сети приняло ряд мер по усилению контроля качества и безопасности поставляемой продукции", - сообщает "Ашан".
"По данным юридического департамента компании, 22 декабря 2008 года в магазине "Ашан" по адресу Красносельская, 3А сотрудниками ОБЭП и ФГУП "ВНИРО" была произведена проверочная закупка морепродуктов /пивные наборы из семги и осетра, икра лососевая и форелевая, крабовые консервы и устрицы/, качество производства которых, по предварительным данным, не соответствует гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности продуктов. "Ашан" ожидает получения официальных результатов экспертизы качества продуктов, проводимой следственными органами", - отмечает ритейлер.
"Внутренняя проверка установила, что данные товары были поставлены "Ашану" и хранились в соответствии с существующими в российском законодательстве нормами. "Ашан" располагает документами, подтверждающими акт проверки всей необходимой сопроводительной документации и самих продуктов государственным ветеринарным врачом, который постоянно присутствует в гипермаркете. Тем не менее, руководство гипермаркета остановило заказы у поставщиков и производителей продуктов, фигурирующих в списке прокуратуры до предоставления поставщиками плана мероприятий по эпидемиологическому контролю, а также результатов двойной лабораторной экспертизы данных продуктов", - сообщается в комментарии "Ашана".
"Каждый гипермаркет сети "Ашан" регулярно проводит внутренний лабораторный контроль качества и безопасности продуктов собственного производства и продукции поставщиков, в каждом гипермаркете проводятся проверки контролирующими органами субъектов РФ. В случае выявления нарушений, руководство магазинов принимает меры по скорейшему устранению причин нарушений, проводит дополнительную разъяснительную работу с сотрудниками, применяет административные меры, усиливает контроль работы поставщиков", - подчеркнула руководитель по связям с общественностью "Ашан Россия" Мария Курносова.
Ряд СМИ сообщают, что проверка "Ашана" была спровоцирована якобы имеющимися у правоохранительных органов данными о том, что в этом гипермаркете продаются некачественные морепродукты. Пресса обращает внимание на то, что несколько постоянных покупателей несколько раз отравились красной икрой, приобретенной в "Ашане". Пострадавшие обратились в Роспотребнадзор с соответствующими жалобами на магазин и потребовали принять в отношении "Ашана" жесткие санкции. Вскоре сотрудники Роспотребнадзора провели проверку в гипермаркете.
На сегодня экспертами установлено, что представленные для продажи пивные наборы из семги и осетра, икра лососевая и форелевая, крабовые консервы и устрицы не соответствовали гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, сообщили в Следственном управлении СКП РФ, вследствие чего были признаны экспертами опасными для здоровья граждан.
Скандалы, связанные с закупками некачественных продуктов, начались с прошлого года, отмечают в Роспотребнадзоре. В ведомстве отмечают, что из краснодарского гипермаркета "Ашан", который только в начале 2008 года открылся в этом городе, сразу изъяли 300 кг красной икры "второй свежести" без всяких документов. Кроме того, несколько тонн рыбы, морепродуктов и мяса с неустановленными сроками годности, без маркировки и без ветеринарных сопроводительных документов. Следом разразился скандал в Екатеринбурге. Там в магазинах "Ашан" обнаружили не только тонны испорченной рыбы, но и огромное количество алкоголя без сопроводительных документов и акцизных марок.
После этого правоохранительные органы проверили свыше 50 супермаркетов. И везде обнаружили нарушения. Правда, о возбуждении уголовных дел в отношении "Ашана" из-за скандалов с региональными магазинами сети не сообщалось.
Французский ритейлер "Ашан" очень популярен среди россиян. Большой ассортимент товаров и относительно низкие по сравнению с другими крупными продуктовыми сетями в РФ цены позволили "Ашану" стать очень привлекательной "точкой" для российских потребителей.
В прошлом году, французы достигли договоренностей с турецкой строительной компанией Enka Insaat о том, что "Ашан" станет оператором 14 гипермаркетов "Рамстор" в России. Сообщалось, что один из гипермаркетов будет куплен, другие 13 будут арендованы. Девять из 14 гипермаркетов находятся в Москве. В первой половине 2008 года все гипермаркеты получали название "Ашан".
В период кризиса популярность "Ашана" у россиян не уменьшается - например, цены на мясную продукцию в гипермаркете в среднем на треть ниже, чем у других сетей.
Финансовые трудности крупнейших российских, в том числе, и столичных, ритейлеров в период кризиса усугубляются проблемой закредитованности бизнеса сетей и проблемами в отношениях с поставщиками, а также удорожанием импортных товаров из-за девальвации рубля. В этих условиях многие сети вынуждены поднимать розничные цены, что, несомненно, уменьшает количество покупателей у почти всех сетей. В этой ситуации покупатели продолжают в массовом порядке посещать "Ашан" на Красносельской улице, чтобы приобрести по возможности более дешевые продукты.
Этот гипермаркет - первая "точка" сети "Ашан", расположенная в центральной части российской столицы, но ее злоключения начались вовсе не с нынешнего "внимания" правоохранительных органов к этому гипермаркету. Проблемы у этого торгового центра начались после того, как "Ашан Россия" построил объект в сентябре 2007 г. Сначала у компании возникли проблемы с поставщиком электроэнергии, затем руководство ОАО "РЖД" не давало разрешительных документов /часть строений ТЦ "Тройка" расположена в полосе отвода железной дороги/ на часть прилегающей к гипермаркету территории. В итоге - "Ашан Россия» смог открыть ТЦ только осенью 2008 г. Потери от простоя эксперты оценивают в десятки миллионов долларов.
Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС президент Международной конфедерации защиты прав потребителей Дмитрий Янин, в декабре 2008 года Роспотребнадзор, действительно проводил проверку "Ашана" на Красносельской улице /почти сразу же после открытия магазина - прим. ред./ и обнаружил нарушения в части обнаружения некачественных товаров.
"Подобные нарушения являются редкими, не характерными для сетевой торговли. Ведь сети очень сильно рискуют, когда идут на реализацию просроченных товаров. Между тем, реализация некачественных продуктов на рынках и в более мелких магазинах - вещь почти обыденная, нарушения там сплошь и рядом. Но в тоже время этот факт почему-то не привлекает внимание общественности", - говорит Д.Янин.
"Что грозит "Ашану"? О величине штрафов пока говорить невозможно. Что касается потребителей, купивших некачественные продукты, то по закону о правах потребителей, который наша организация отстаивает 15 лет, потребитель имеет право получить за некачественный товар возмещение от продавца. Для этого необходимо предоставить чек за оплаченный некачественный товар", - разъясняет ситуацию Д.Янин. При этом он говорит, что "возможные уголовные наказания в отношении "Ашана" - неадекватны озвученным нарушениям. Огласка этой истории не соответствует уровню проблемы. Поднятие на общественном уровне проблемы отравления людей товарами, купленными на рынках, было бы более справедливым".
Остается следить за тем, как будет развиваться "дело Ашана". Любопытно также, уменьшится ли количество покупателей у французской сети гипермаркетов, в частности, в Москве при том, что рост цен на продукты питания в России наверняка продолжится. Источник АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС" |