Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Государственная и общественная защита прав потребителей в Беларуси

01.04.2009

Дискуссия на тему обществ защиты потребителей


Общества защиты потребителей время от времени пугают нас вопиющими фактами. Например, недавно в магазине «Росинка» Ляховичского райпо продавались чипсы, срок годности которых истек... полтора года назад! Их купил ребенок и запросто мог отравиться. Этого, к счастью, не произошло, но только потому, что продукт издавал специфический запах. В минском гипермаркете со сроком годности партии российских йогуртов все было в порядке. А под крышкой - плесень! Как понимать эти загадки потребительского рынка? Представители общественных объединений утверждают: экономят все, в том числе и продавцы, стараясь сбыть, а не списать залежалый продукт.


«Ложь и провокации!» - парируют представители бизнеса. Мол, отдельные частные случаи раздуваются намеренно, потому что общественные объединения кормятся с проверок магазинов, мастерских и салонов красоты. Молва утверждает, что, обнаружив какой-нибудь случайный товар с истекшим сроком годности, общественные контролеры предлагают следующую дилемму директору магазина: или мы составляем протокол и направляем его в санстанцию (кстати, по закону имеют полное право), или вы присылаете продавцов на учебу, предварительно оплатив участие в семинаре. По данным Комитета госконтроля, некоторые потребительские общества так зарабатывают до 70 процентов средств к существованию. Плохо это или хорошо? Так или не так?


Поговорить о месте и роли общественного потребительского движения мы пригласили Ирину Барышникову (на снимке слева), начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга, и Тамару Бельскую, заместителя председателя Белорусского общества защиты потребителей (на снимке справа).


- Ирина Николаевна, много ли у нас общественных объединений потребителей? Какова их роль в защите прав жителей страны на качественный и безопасный товар?


- Реально действующих обществ по защите прав потребителей восемь. Одно республиканское и 7 региональных. То, что они есть и по закону наделены правом общественного контроля качества и безопасности товаров, работ и услуг, очень хорошо. Понятно: самый лучший и беспристрастный контролер - сам покупатель. Сегодня - в том числе и из-за невысокой порой квалификации кадров в торговле - возникает много проблем в решении потребительских споров. Работники магазинов, жилищно-коммунальных служб, других сфер услуг, к сожалению, плохо знают закон о защите прав потребителей. Поэтому обучение правилам торговли только на пользу. Но вопрос в другом - в случае неэтичного поведения представителей некоторых общественных организаций, да и бизнеса, вступивших в негласный сговор. Что я имею в виду?


Обнаружив, допустим, просроченный товар в магазине, представители общественной организации должны составить акт проверки и направить его в государственный орган - санстанцию, исполком, которые наделены правом принимать меры воздействия: административно наказать нарушителей, скажем, предъявить штраф и, главное, срочно изъять «некондицию» с прилавка. Но что происходит на практике? Акт проверки если и составляется, то бывает, что остается где-то в архивах общества. В благодарность за лояльность нарушитель оплачивает обучение своих сотрудников на семинарах, организованных потребительским объединением. За 10 месяцев 2008 года 4 потребительских общества Минска провели 1.178 контрольных мероприятий. В Минторг на реагирование поступило только 23 акта проверок. Фигуранты этих актов, по их словам, отказались отправлять работников на обучающие семинары контролеров. Это нормально? Мы собрали руководителей общественных объединений и договорились так: проверки по жалобам покупателей не должны быть связаны с семинарами и лекциями. Это в корне неправильно!


- Под впечатлением факта покупки ребенком просроченных чипсов в деревне Большое Подлесье Ляховичского района я позвонила в районную санстанцию. Оказывается, едва ли не на следующий день после жалобы покупательницы в «Росинку» приехали санитарные врачи. Говорят, перевернули все вверх дном. И... не нашли ни одного просроченного продукта! Заведующая не смогла объяснить, как чипсы полуторагодичной давности оказались в продаже. В итоге маму ребенка объявили жалобщицей и даже экстремисткой. Но заведующую все же сняли с должности... Не постигнет ли подобная участь акты общественных проверок? Ваше мнение, Тамара Валерьяновна?


- Давайте для начала раз и навсегда вычеркнем слово «экстремизм» из потребительского лексикона. В законе о противодействии экстремизму экстремизмом называют действия, направленные на свержение конституционного строя государства. В кои веки потребитель начал отстаивать свои законные права, по сути, защищать свой карман от посягательств недобросовестных продавцов, а ему тут же поспешили приклеить ярлык. Негоже это.


Хотела бы также заметить, что Белорусское общество защиты потребителей, которому в нынешнем году исполняется 20 лет, контроля производителей товаров и услуг по жалобам покупателей не проводит. Потому что для этого нужен штат компетентных специалистов. Наша организация не располагает такими средствами. Однако не могу согласиться, что между обществами потребителей и торговыми предприятиями существует сговор. И почему не направляют акты проверок в Минторг и санстанцию, пожалуй, могу объяснить. Дело в том, что этот документ всего лишь источник эмпирической информации и не может быть основанием для составления протокола об административном нарушении. Санстанция либо другой уполномоченный госорган должны провести повторную проверку. Но назавтра или даже через полчаса после ухода общественников, сами понимаете, просроченного товара уже не будет в продаже. А на нет и суда нет.


Что касается участия в обучающих семинарах, то дело это сугубо добровольное. Хочет предприятие подучить своих сотрудников - оплачивает курс лекций. А нет? Так никто, а уж тем более какая-то общественная организация, не сможет заставить. И обвинение потребительских обществ в некорректном поведении, на мой взгляд, - не более чем одностороннее изложение ситуации.


- Позвольте по поводу актов проверок общественных организаций Тамаре Валерьяновне возразить. Если такой документ составлен грамотно, то не требует перепроверки. Например, по тем 23 актам, которые поступили от общественников в Министерство торговли, составлено 18 протоколов об административных нарушениях. 17 нарушителей оштрафованы.


- Хорошо, Тамара Валерьяновна, но почему потребительские организации отличаются, допустим, от обществ инвалидов, которые существуют за счет спонсорской помощи и взносов инвалидов? По данным Комитета госконтроля, ни одно общество потребителей на взносы потребителей не смогло бы просуществовать и несколько месяцев. Чем живете?


- На что существовать обществам потребителей - самый главный и болезненный вопрос. Проблема, которую мы не можем решить все 20 лет. Взносы потребителей? Но человек может обратиться за помощью общества раз в 10 - 20 лет. С какой стати он будет платить взносы все эти годы? Это нонсенс. Спонсорской помощи нет. Часть денег мы получаем от потребителей в качестве возмещения затрат на оказание юридической помощи, представление их интересов в суде. Но и тут возникает проблема: суды затем не хотят возмещать эти затраты потребителям, те, в свою очередь, отказываются платить нам. Есть еще гранты международных потребительских организаций. Но они выделяются строго на конкретные цели, как правило, образовательные. Таким образом, не получая от государства ни копейки, мы еще пополнили в прошлом году бюджет Минска, например, на 127 миллионов рублей. Это 90 процентов от суммы штрафов, предъявленных к нарушителям потребительского законодательства. 10 процентов осталось в нашем распоряжении. Денег не хватает даже на то, чтобы оплачивать коммунальные услуги, вносить арендную плату (около 2 миллионов рублей в месяц) и платить нищенскую зарплату сотрудникам (250 - 300 тысяч рублей), которые принимают людей с 9.00 до 18.00.


- Но потребительское движение существует в мире сотни лет. Интересно, как у соседей строятся отношения общественных организаций и государства?


- Институт потребительской экспертизы в Германии, например, находится на полном гособеспечении. Имеет огромнейшие лаборатории для тестирования товаров и ответа на вопрос типа: какого размера должна быть кнопка на пульте телевизора? Ни в одном стандарте это не прописано. Между тем если кнопка мала, то человек, страдающий артритом, не сможет пользоваться пультом. Институт издает журналы с полезными советами, как правильно выбрать саженцы, бытовую технику и т.п. В России бюджетного финансирования нет, но есть краткосрочные госпрограммы, гранты.


- Ирина Николаевна, если все так плачевно в нашем общественном потребительском движении, странно, почему еще остались энтузиасты и, более того, регистрируются новые организации?


- Да, новое общество «Потребитель» зарегистрировано в конце прошлого года. Нам трудно судить об источниках существования общественных организаций: контролировать не имеем права. Однако к нам уже поступила информация, что «Потребитель» некорректно эксплуатирует уже упомянутую схему «проверка - семинар».


- Но как им выжить, если других источников существования просто нет? Может, нужно ставить вопрос о бюджетном финансировании, освободить от арендной платы, помогать оплачивать коммунальные услуги, телефоны?


- Учитывая значение общественных объединений, особенно в регионах, Минторг не раз ходатайствовал о применении для них понижающего коэффициента к арендной плате 0,1, но отстоять удалось только скидку 20 процентов. На бюджетное финансирование тоже, пожалуй, рассчитывать не приходится. Сейчас идет разработка Национальной программы по защите прав потребителей, в ней попытаемся прописать иные пути поддержки.

Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА

Дата публикации: 01.04.2009


Источник Беларусь Сегодня


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей