15.04.2009 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) на этой неделе планирует направить запрос крупнейшему российскому сотовому ритейлеру «Евросети», - рассказал BFM.ru начальник управления контроля социальной сферы и торговли этого ведомства Тимофей Нижегородцев. ФАС, по его словам, намерена выяснить, рекомендует ли «Евросеть» своим покупателям приобретать услуги «ВымпелКома» (оказывает услуги сотовой связи под брендом «Билайн», владеет 49,9% ритейлера), рассылались ли какие-либо инструктивные письма сотрудникам компании и были ли моменты, стимулирующие продавцов (например, бонусные схемы) рекомендовать покупку услуг «ВымпелКома».
Подобные действия со стороны ФАС являются ответом на письмо Союза потребителей РФ (копия сообщения СПРФ имеется в распоряжении BFM.ru), поступившее на имя руководителя антимонопольного ведомства Игоря Артемьева 10 апреля. В нем глава СПРФ Петр Шелищ утверждает, что «Евросеть» злоупотребляет доминирующим положением на рынке. Так, согласно исследованию компании «Ромир», в 75% случаев продавцы-консультанты «Евросети» рекомендуют покупателям приобрести тарифный план «Билайн». Помимо этого, в опубликованных «Евросетью» условиях публичной оферты установлены «новые повышенные тарифы на услуги по сбору платежей с абонентов сотовой связи и по подключению к услугам сотовых операторов». Однако они, говорится в письме, являются «монопольно высокой ценой товара на рынке аналогичных услуг».
Все вышеописанные действия, по мнению Петра Шелища, ведут, «учитывая массовость и социальную значимость сотовой связи, к крупномасштабному нарушению интересов широких слоев потребителей».
Разработка новых правил работы с операторами необходима «Евросети» для того, чтобы соблюсти предписания ФАС. В компании также отмечают, что продают контракты всех операторов в рамках стандартных договоров и в соответствии с правилами оказания услуг операторам подвижной связи, которые размещены на сайте ритейлера. В рамках отдельных договоров с операторами «Евросеть» реализует промо-акции по продвижению товаров и услуг операторов, что соответствует принятым в отрасли стандартам. В настоящий момент такой договор вступил в силу с компанией «ВымпелКом». «В России около 20 тысяч салонов связи, у «Евросети» - 3,7 тысячи, поэтому она не является монополистом или существенным игроком. Мы никогда не ущемляли прав потребителей, и готовы к конструктивной работе с любыми проверяющими органами», - заявила в интервью BFM.ru пресс-секретарь «Евросети» Наталья Аристова.
Примечательно, что помимо СПРФ претензии к «Евросети» направляла компания МТС. Сотовый оператор потребовал погашения задолженности на сумму 740 млн рублей. В ответ на эти требования «Евросеть» выдвинула МТС встречные претензии в связи с неисполнением обязательств по договору коммерческого представительства в части выплаты вознаграждения. В итоге, на прошлой неделе «Евросеть» и МТС прекратили сотрудничество.
Конфликт вокруг «Евросети» приобретает затяжной характер, а число его участников продолжает увеличиваться, напоминает аналитик ИК «Велес Капитал» Илья Федотов. «Сложившаяся ситуация между «Евросетью», ее акционером - компанией «ВымпелКом» и МТС не выгодна ни одной из сторон, - соглашается с коллегой аналитик IKS-Consulting Максим Савватин. - А в итоге больше всех страдает потребитель, который не может приобрести и оплатить услуги МТС в салонах «Евросети»». По оценкам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, продажи контрактов МТС из-за отказа от сотрудничества с «Евросетью» могут упасть у оператора в среднем на 5%.
««Евросеть» - один из основных игроков на рынке, и компенсировать потерю этого канала за счет создания собственный сети, по крайней мере, в краткосрочной перспективе МТС будет тяжело», - заключает Савватин. По итогам 2008 года «Евросеть» продала в общей сложности 15 млн SIM-карт, из них в России - 12,6 млн. Доля МТС в этих продажах составила около 45%, «ВымпелКома» - 26%, «МегаФона» - 22%, сообщал «Коммерсантъ». Источник BFM.RU |