14.09.2009 Жилищники не имеют права перекрывать воду добросовестным плательщикам, а власти города обязаны принять гибкое решение по должникам - такой вывод сделали участники «круглого стола» в Балтийском информагентстве, собравшего представителей жилищного комитета, государственной жилищной инспекции, управляющих компаний и Союза потребителей России.
В приемную Балтийской медиа-группы уже с июля обращаются горожане, испытывающие проблемы с отключением воды. Не только горячей, но и холодной - отключают в связи с авариями и нерасторопностью коммунальных служб в их ликвидации, и из-за требований ГУП «ТЭК» погасить задолженность управляющих компаний и ТСЖ. Последняя тема сейчас - самая актуальная.
Петербуржцев интересует: почему они должны расплачиваться по чужим долгам - законна ли коллективная ответственность? Не злоупотребляют ли жилищники угрозами отключений - объявлениями - «страшилками», вывешиваемыми на подъездах домов буквально накануне карательных мер?
С должников взять нечего
- На самом деле такие «страшилки» мы вывешиваем еще с прошлого года, - говорит Раиса Марцуль, гендиректор управляющей компании «ООО ЖКС» из Красногвардейского района. - С того времени, как ГУП «ТЭК» приступил к угрозам отключения горячего водоснабжения за долги. Да, у нас 8 миллионов долга - но если их рассмотреть, то 3 из них можно оспорить. Нам выставили счетов на большее количество тепла, чем поставили. 5 миллионов - долги населения. Что с ними делать? Мы подали 304 исковых заявления в суд. Сто должников тотчас расплатились. По остальным искам уже выдано 130 исполнительных листов. Ну, приходим мы с судебными приставами в квартиру - а там и описывать нечего в счет взыскания долгов. Там либо многодетные семьи, либо инвалиды или асоциальные личности. Подавать на выселение - так для них обеспечение жильем по нормам общежития будет еще и улучшением жилищных условий!
Должники в подавляющем большинстве - не собственники, а наниматели квартир, принадлежащих городу. Может быть, город и должен взять на себя ответственность, принять некое рациональное решение: как с ними поступать?
Коллективная ответственность - нонсенс
Что показательно, представители официальных структур придерживаются единого мнения: из-за малоимущих «социальных» жильцов ни в коем случае не должны страдать остальные горожане.
- Отключать дом или квартал от горячего водоснабжения никто не имеет права, - утверждает Егор Тратников, заместитель начальника государственной жилищной инспекции.
- Добросовестные плательщики ни в коем случае не должны быть отключены, - вторит ему Анатолий Ксензов, начальник отдела по судебно-правовой работе Жилищного комитета.
Однако технической возможности для индивидуальных отключений - не существует, заявляет Раиса Марцуль, представитель управляющей компании:
- Как мы можем войти в квартиру и перерезать трубу? А если в квартире к тому же живет собственник - он нас и на порог не пустит.
Да, технически и юридически громкая акция с массовыми отключениями воды оказалась несостоятельна. По общему мнению, сейчас самое время сказать свое слово властям города.
- Городу следует разработать некую схему реструктуризации долгов населения, - полагает Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. - У нас сейчас неплательщик просто загнан в угол. Он идет за субсидией на оплату услуг ЖКХ - ему ее не предоставляют, поскольку есть задолженность. Ну, не может он заплатить сразу 20 или 30 тысяч рублей. Тем более, если он потерял работу из-за кризиса или если это многодетная семья. Самые серьезные должники в городе - это именно многодетные. Значит, надо продумать систему отсрочки долга, возможности выплаты его по частям. Перестать начислять пени, если начались выплаты. Необходима гибкая система, а не та, что лишает человека всяких шансов выйти из трудной жизненной ситуации.
Действуйте грамотно
А что делать сейчас добросовестным плательщикам, если из-за общей неразберихи их лишают коммунальных услуг?
- Требовать перерасчета! - уверен Анатолий Голов, - Но для этого должна быть четко предъявлена претензия к тому, кто обслуживает дом. Отключили горячую воду - звоните диспетчеру жилищной организации. Называете время отключения, требуете восстановления подачи. Диспетчер обязан сообщить причину и срок восстановления водоснабжения, если оно прекращено из-за аварии или работ в доме. Затем, если перерыв превысил четыре разрешенных часа, вы получаете право на перерасчет. Значит, вновь звоните диспетчеру и требуете перерасчета. Оптимальный вариант - письменное обращение.
Анатолий Григорьевич приводит недавний пример грамотных действий жильцов:
- У одного петербуржца лифт не работал неделю. Он выполнил всю необходимую процедуру обращений и в результате перерасчет был произведен жильцам всего дома.
Если заявка жильца не была удовлетворена - ему следует обращаться в государственную жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор.
В суды петербуржцы идут не слишком часто - от них больше хлопот и расходов на судебные издержки, чем весомых материальных результатов по возмещению морального ущерба.
Куда обращаться
Государственная жилищная инспекция
Осуществляет контроль за обеспечением населения жилищно-коммунальными услугами, отвечающими требованиям федеральных и региональных стандартов качества и нормативов потребления.
Координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг.
Адрес для письменных обращений:
195067 Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 35.
Роспотребнадзор:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу, 195025 Санкт-Петербург, Стремянная ул., Как сообщил «Вечернему Петербургу» начальник отдела по надзору за исполнением законов и охране прав граждан в социальной сфере городской прокуратуры Виктор Мельник, жильцы вправе требовать перерасчета за отсутствие горячей воды. Также они могут подавать иски к управляющим организациям и ТСЖ.
- Однако, - говорит Виктор Дмитриевич, - иски за причинение морального ущерба лягут на ТСЖ, то есть еще раз будет подорван общедомовой бюджет. И граждане не должны быть в этом заинтересованы. Рекомендация представителя прокуратуры добросовестным плательщикам - навести порядок в своих ТСЖ и управляющих компаниях. В свою очередь, горпрокуратура занимается сейчас мониторингам ситуации с отключением горячего водоснабжения. В самом начале второй половины сентября станет понятна общая картина. Адресно будет ясно, где именно управляющие компании не нашли общий язык с энергетиками и где следует ожидать возникновение очагов социальной напряженности.
Источник Балтийское Информационное агентство |