28.09.2009 Чаще всего деньги собирают на ремонт - 38%, учебно-методические материалы - 32%, подарки учителям - 31 % , приобретение оборудования - 21%, дополнительные занятия по основным предметам - 15 % . Общая сумма зашкаливает за 100%, но это не ошибка - сдавать надо и на ремонт, и на пособия, и на подарки. Ни разу не давали в школу ни рубля лишь 2% опрошенных. При этом статью 43 Конституции и статью 5 Закона «Об образовании» о том, что среднее образование в России бесплатное, никто не отменял.
Почему законы нарушаются - вопрос риторический. Но что-то делать все равно надо...
В конце мая 2005 г. письмо многодетной мамы (за зачисление ребенка в школу с нее требовали 2000 долл.) попало на контроль к мэру Москвы, и он потребовал решительных мер. На коллегии департамента образования было уволено 13 директоров школ, еще 15 директоров и три начальника окружных управлений получили выговор, а материалы на заведующую детсадом в Ново-Переделкине отправились прямиком в правоохранительные органы.
Порка оказалась показательной и напоминала PR-акцию. По сей день - все течет, но ничего не меняется.
Приказы о недопустимости взимания денег с родителей выходили в Петербурге, в Новосибирске, в Пензе, в республике Татарстан, в других регионах России. Сотни директоров сняты с работы, тысячам объявлены выговоры. Но из года в год в конце каждого родительского собрания встает председатель родительского комитета и говорит: «А теперь обсудим финансовые вопросы...».
- Жалобы на то, что в школе требуют сдавать деньги то на одно, то на другое, поступают на наш телефон доверия и в электронную приемную каждую неделю, - говорит пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов. - По всем не анонимным обращениям проводится проверка - ее осуществляют представители нашего контрольно-ревизионного управления и инспекции по контролю в сфере образования. Если факты подтверждаются, директору объявляют выговор или его снимают. Таких массовых акций как в 2005-м больше не было, но по 2-3 человека в месяц увольняют.
Сегодня школа, согласно закона «Об образовании» имеет право брать деньги только за дополнительные, подчеркну, образовательные услуги. Это специальные курсы и дисциплины, репетиторство, углубленное изучение предмета сверх учебного плана и с выходом за рамки стандарта - причем на сугубо добровольной для ученика основе.
1 декабря 2009г. должны вступить в силу поправки к Кодексу РФ об административных правонарушениях и к Закону «Об образовании».
- Основная цель поправок - ввести административную ответственность за несоблюдение конституционного права граждан на бесплатное и качественное образование и за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, - пояснили в Комитете Госдумы РФ по образованию. - Новые статьи Кодекса предусматривают санкции за незаконный отказ в приеме в школу, незаконное отчисление, принудительное введение платных образовательных услуг, а также за взимание денег с родителей. Предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 тыс. руб. с должностного лица - директора или завуча - и от 100 до 200 тыс. руб. со школы в целом. В случае повторного нарушения закона виновнику грозит отстранение от работы на срок от шести месяцев до двух лет.
Прекратить практику поборов в школах - дело, в принципе, выполнимое. А вот как лишить школьную администрацию возможности отомстить ребенку и его родителям? Милиция и всевозможные контрольно-ревизионные подразделения органов образования с этим уже не справятся. Такой вот парадокс - что безнравственно, не всегда незаконно.
- К нам обращаются десятки родителей, столкнувшихся с поборами в школе, но это лишь верхушка айсберга, - говорит заместитель председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. - Многие боятся жаловаться на директоров и учителей, и для опасений есть основания: стремление родителей к справедливости может рикошетом ударить по детям.
По его мнению, в таких случаях должны вмешиваться общественные организации.
- Мы обратились в Департамент экономической безопасности МВД РФ с предложением наладить совместную работу и организовать общественное сопровождение каждого дела, связанного с поборами, и нашли полное понимание. Сейчас при каждом из 217 наших региональных подразделений действуют секции потребительского просвещения, куда приходят родители, готовые отстаивать права своих детей на получение качественных и бесплатных педагогических услуг.
По словам В. Панина, юристы и психологи разъясняют родителям соответствующие положения законов «Об образовании», о «Защите прав потребителей», других нормативных актов и консультируют, как обоснованно, твердо и в то же время тактично изложить школьной администрации свою позицию и найти конструктивное решение.
Дальше родители сами становятся общественными экспертами по урегулированию школьно-денежных проблем и их последствий: идут в школы, где пресечены случаи поборов, беседуют с директорами, учителями, детьми, выясняют, как относятся к ребенку, чьи родители подали жалобу, - не занижаются ли оценки, нет ли морального давления, других негативных моментов.
А вот мнение руководителя Всероссийского фонда образования, сопредседателя движения «Образование для всех» Сергея Комкова:
- Что касается поправок к административнорму кодексу, при нынешней системе финансирования образования ни этот, ни какой-либо другой закон, призванный «хватать и не пущать», ситуацию не улучшит. В России на образование выделяется 3 - 3,5% от ВВП, в Финляндии - 6,2%, в США - 6,8%, в Швеции - 7,2%, а в Южной Корее и Японии - до 15-25%. Не 7 тысяч рублей (ставка сельского учителя), а1,5 тысячи евро (средняя ставка педагога в Западной Европе) - вот та планка, которая на корню отсекает мысль попросить или потребовать деньги у родителей своих учеников.
Конечно, без законодательного и общественного контроля проблему школьного вымогательства не решить. Ведь, как зачастую представляется родителям, благодаря своим взносам они вправе рассчитывать на педагогическую лояльность. Не поставленная двойка. Шпаргалка, которую не заметили. Исправленная в конце года итоговая оценка. Подпись директора на положительной характеристике в ОВД на десятиклассника-хулигана. Появление в конце года новых фамилий в классном журнале: ребенок пришел в школу только в апреле, а ему автоматом проставляют оценки за все учебные четверти и переводят в следующий класс или выдают аттестат.
Уж сколько раз твердили миру: виноват и тот, кто берет, и тот, кто дает. Вот и говорим: про одно - «поборы», про другое - «пойти навстречу». Ситуация патовая - ни дать, ни взять... Источник Время Союза |