Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

С июня будет запущена программа повышения финансовой грамотности потребителей стоимостью 110 млн долл.

10.03.2010

Программа повышения финансовой грамотности российских потребителей стоимостью 110 млн долл. будет запущена с июня 2010г. Об этом в ходе "круглого стола" "Права потребителей - больше чем закон", организованного РБК, сообщил сегодня руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор), главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. Программа, рассчитанная на 3-4 года, будет финансироваться Министерством финансов РФ и Всемирным банком. Соответствующее письмо в адрес главы ВБ Роберта Зеллика от правительства РФ уже направлено, подчеркнул Г.Онищенко. Российская сторона в рамках обозначенного проекта имеет право формировать его идеологию, политику, направления работы с потребителями.

По словам Г.Онищенко, предполагается информирование населения через региональные структуры, будет проводиться работа с привлечением электронных средств массовой информации, предполагается доводить знания в области финансовой грамотности населения в виде социальной рекламы, будут осуществляться также скриннинги общественного мнения и подготовка специалистов для обучения населения.

Г.Онищенко отметил, что "финансовая грамотность россиян не выдерживает сегодня никакой критики, и для этого есть объективные причины". Среди таковых причин он назвал то обстоятельство, что значительная часть населения привыкла проявлять социальный инфантилизм, выражающийся в позиции "государство защитит меня, и мне особенно не надо обременять себя какими-то дополнительными знаниями в области финансовых услуг". "На самом деле сегодня все далеко не так. И это не потому, что государство не хочет, а потому, что сегодня законодательство далеко ушло от того мироощущения, которым живет большинство старшего поколения наших граждан", - полагает глава Роспотребнадзора. Однако и молодежь тоже не всегда имеет возможности получить эти знания в области финансовых услуг, хотя на уровне ощущает, что эти знания ей нужны. Между тем очевидный приоритет вопроса прав потребителей в сфере финансовых услуг - доступ к получению безопасных, стабильных, прозрачных, законных финансовых продуктов, уверен Г.Онищенко.

Другой проблемой рынка банковских и других финансовых услуг Г.Онищенко назвал неясность договорной платформы. "Наш потребитель, не имея достаточной грамотности, не имея юридического сопровождения, зачастую подписывает те договоры, которые для него являются кабальными, которые скрывают истинные причины и истинные обременения", - отметил Г.Онищенко. Слабо отрегулирован на уровне законодательной базы и рынок коллекторских агентств (компаний, основной деятельностью которой является сбор просроченной задолженности, как правило, по банковским кредитам), считает глава ведомства. В законодательном поле России коллекторские услуги не имеют еще четких параметров осуществления, но в жизни, как правило, эти услуги передаются охранным структурам, которые охраняют те же банки, отметил Г.Онишенко. В итоге между кредитором в лице уже бывшей охранной структуры и заемщиком происходит "высокоинтеллектуальный диалог", а лексикон для общения с несчастным человеком, который в свое время имел неосторожность заключить банковский договор, черпается из сериалов типа "Бандитский Петербург", описывает сложившуюся ситуацию Г.Онищенко.

Однако он признал, что наблюдается повышение цивилизованности этой сферы, тем не менее этого пока недостаточно. "Мы много выигрываем судов, и суды стали более внимательно относиться к этому. Более того, знаковым является то, что заявленная и последовательно отстаиваемая нашей службой позиция была рассмотрена президиумом Высшего арбитражного суда (ВАС), который подтвердил правомерность постановления о привлечении к административной ответственности акционерного коммерческого банка "Сберегательный банк России" (Сбербанк РФ) и Русского банка развития за нарушение требований законодательства о защите прав потребителей, по сути выразившееся во взимании незаконных платежей при заключении и исполнении кредитного договора", - рассказал глава Роспотребналзора. Он отметил при этом, что поскольку правоприменительная практика сегодня в России такова, что решения коллегии ВАС являются прецедентными, то в будущем подобные решения уже все арбитражные суды будут выносить в пользу потребителя. Решения ВАС касались практики одностороннего изменения банками условий договоров, если это прямо не предусмотрено законом, также речь идет о недопустимости применения договорной неустойки в качестве меры ответственности за нарушение заемщиком сроков, установленных для возврата очередной части кредита, незаконности взимания единовременной платы за обслуживание ссудного счета и недопустимости нарушения права потребителя на альтернативную подсудность.

Г.Онищенко также отметил, что Всемирный день защиты прав потребителей, отмечаемый 15 марта 2010г., Международная федерация потребительских организаций предложила провести под девизом "Наш деньги - наши права!". По мнению главного санитарного врача, несмотря на серию обсуждений, которые прошли между ведомством и банками в 2008г., финансовое сообщество по-прежнему пребывает "в искреннем заблуждении, что защита потребителя на финансовом рынке - это не сфера влияния органов защиты прав потребителей", а налоговых ведомств, например.

Критику в отношении поддержки финансовых услуг глава Роспотребнадзора в рамках "круглого стола" выразил и в отношении розничных сетей, которые предоставляют место для размещения точек выдачи кредитов для банков. Он полагает, что розничные сети должны разделять ответственность с банками за выработку кредитной истории покупателя-кредитополучателя.

Подробнее о "круглом столе"

Источник РосБизнесКонсалтинг


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей