19.03.2010 Москва. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, хорошо ли россияне знают права потребителя и сталкивались ли с их нарушением
43% россиян за прошедший год сталкивался с нарушениями его прав как потребителя. Вместе с тем, на регулярное нарушение своих прав в половине случаев и чаще жалуются 6% россиян, по подсчетам еще 9% наших сограждан, их потребительские права нарушаются примерно в четверти случаев, тогда как относительное 27% опрошенных указали, что за прошедший год они сталкивались с нарушением своих прав лишь один или два раза. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще его жители отмечают факты нарушения прав потребителей: среди сельчан с ними сталкивались 38%, а среди жителей столиц - 52%.
Респонденты, которые в минувшем году сталкивались нарушениями своих потребительских прав, чаще всего жаловались на продажу товаров и услуг ненадлежащего качества (49%), обсчет и обвес (46%), а также продажу товара с истекшим сроком годности (40%). Каждый четвертый (28%) респондент сталкивался с отказом продавца обменять товар ненадлежащего качества или вернуть деньги, а каждый пятый лично встречался с некомпетентностью и невниманием со стороны обслуживающего персонала в магазинах (20%), а также с игнорированием санитарных норм в местах торговли (18%). Москвичи и петербуржцы чаще, чем жители других населенных пунктов, встречаются со всевозможными нарушениями своих прав, чем жители других населенных пунктов.
Большинство россиян (64%), по их собственному заявлению, знают, что их потребительские права защищены законом, но его содержание представляют только в общих чертах. Только каждый десятый (11%) заявил, что хорошо знает, в чем заключаются его права как потребителя, тогда как пятая часть опрошенных (20%) призналась, что им об этом ничего не известно.
Мужчины и женщины, а также представители разных возрастов примерно одинаково оценивают свой уровень знания закона о защите прав потребителей. О том, что они хорошо знают свои права, реже заявляют уральцы (7%), а также жители малых городов и сел (8-9%). Наиболее высоко свои знания оценивают жители Северо-Западного и Южного округов (17% и 15% соответственно), а также жители средних городов (17%).
Тем не менее более трети опрошенных (38%) не знают, куда обращаться за защитой своих потребительских прав. В основном это люди с низким уровнем достатка, которые едва сводят концы с концами (52%), селяне (46%), а также жители Северо-Западного (49%) и Дальневосточного (47%) округов. Чаще всего россияне справедливо полагают, что в случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре они могут обратиться в администрацию своего города (27%) или прямиком в суд (25%). Каждый шестой (16%) уверен, что в подобной ситуации следует жаловаться в антимонопольный комитет. Реже всего респонденты рассчитывают, что их потребительские права защитит милиция (9%).
Чем выше уровень образования россиян, тем выше уровень их потребительской грамотности: если среди опрошенных с неполным средним образованием более половины (53%) не знают, куда идти за защитой своих потребительских прав, то среди респондентов с неполным высшим и высшим образованием об заявил лишь каждый четвертый (25%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 6-7 марта 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
По опыту приобретения товаров и услуг в 2009 году, случалось ли, что Ваши права как потребителя нарушались или нет? (закрытый вопрос, один ответ)
|
|
Всего опрошенных
|
Тип поселения
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Более 500 тыс. жителей
|
100-500 тыс.
|
Менее 100 тыс.
|
Сёла
|
Да, в большинстве случаев
|
3
|
4
|
4
|
2
|
3
|
2
|
Да, примерно в половине случаев
|
3
|
4
|
4
|
3
|
3
|
3
|
Да, примерно в четверти случаев
|
9
|
9
|
15
|
10
|
6
|
8
|
Да, но было всего один- два таких случая
|
27
|
35
|
28
|
29
|
24
|
24
|
Нет, такого никогда не было
|
49
|
43
|
43
|
48
|
53
|
51
|
Затрудняюсь ответить
|
9
|
5
|
5
|
8
|
11
|
11
|
С какими нарушениями ваших потребительских прав Вы лично сталкивались? (закрытый вопрос, любое число ответов)
|
|
Всего опрошенных
|
Тип населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Более 500 тыс. жителей
|
100-500 тыс.
|
Менее 100 тыс.
|
Сёла
|
Ненадлежащее качество товаров и услуг
|
49
|
49
|
60
|
47
|
48
|
40
|
Обсчет, обвес
|
46
|
56
|
33
|
57
|
46
|
45
|
Продажа товара/услуги с истекшим сроком годности
|
40
|
39
|
39
|
40
|
41
|
43
|
Отказ в обмене товара/услуги или возврате денег
|
28
|
36
|
23
|
29
|
28
|
30
|
Некомпетентность и невнимание со стороны обслуживающего персонала
|
20
|
27
|
21
|
21
|
21
|
12
|
Игнорирование санитарных норм в местах торговли, оказания услуг
|
18
|
16
|
20
|
19
|
15
|
20
|
Необоснованное завышение цены товара/услуги, сметы на выполнение работ
|
13
|
25
|
15
|
9
|
8
|
12
|
Несоблюдение сроков оказания услуг, поставки товара
|
12
|
7
|
13
|
17
|
12
|
12
|
Отказ принять жалобу в адрес руководства, предоставить книгу жалоб
|
12
|
22
|
11
|
10
|
9
|
11
|
Отказ в проведении гарантийного ремонта товара, гарантийном обслуживании
|
10
|
8
|
10
|
9
|
9
|
10
|
Предоставление ненадлежащей информации о товарах и услугах (составе, изготовителе и пр.)
|
9
|
11
|
13
|
8
|
8
|
8
|
Отсутствие у продавца необходимой сопроводительной документации на товар, услугу
|
7
|
9
|
5
|
8
|
8
|
6
|
Другие нарушения
|
1
|
3
|
1
|
2
|
|
1
|
Затрудняюсь ответить
|
1
|
|
1
|
|
1
|
1
|
Если Вы обнаружили недостатки в приобретенном Вами товаре, куда Вы можете обратиться за защитой своих потребительских прав? (закрытый вопрос, любое число ответов)
|
|
Всего опрошенных
|
Образование
|
Начальное или ниже, неполное среднее
|
Среднее (школа или ПТУ)
|
Среднее специальное (техникум)
|
Незаконченное высшее (не менее 3-х курсов вуза), высшее
|
В милицию
|
9
|
9
|
9
|
8
|
9
|
В суд
|
25
|
20
|
20
|
27
|
31
|
В антимонопольный комитет
|
16
|
9
|
14
|
17
|
23
|
В администрацию вашего города/села
|
27
|
20
|
23
|
31
|
30
|
Не знаю
|
38
|
52
|
45
|
35
|
25
|
В России около двадцати лет действует закон о защите прав потребителей. Вы лично знаете или не знаете, какими правами этот закон наделяет Вас как потребителя? (закрытый вопрос, один ответ)
|
|
Всего опрошенных
|
Тип населенного пункта
|
Москва и Санкт-Петербург
|
Более 500 тыс. жителей
|
100-500 тыс.
|
Менее 100 тыс.
|
Сёла
|
Нет, мне ничего не известно о правовом регулировании этой сферы и моих правах
|
20
|
13
|
15
|
19
|
22
|
27
|
Знаю, что мои потребительские права защищены законом, но его содержание представляю только в общих чертах
|
64
|
66
|
69
|
59
|
66
|
60
|
Хорошо знаю свои потребительские права
|
11
|
14
|
12
|
17
|
8
|
9
|
Затрудняюсь ответить
|
4
|
7
|
4
|
5
|
3
|
4
|
Источник Фонд "Перспектива" | Деятельность | | |
Петр Шелищ отвечает потребителям | | |
Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль». «Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей,
помогать в разрешении гражданских споров. Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты. Смотреть передачу Последние новости | | |
| | |
17.11.2021, 14:17 Pavel P. →
считает по нормам потребления при наличии счетчика,
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60
подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11 Pavel P. →
считает по нормам потребления при наличии счетчика,
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60
подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19 Pavel P. →
Безучётное потребление электроэнергииАлександр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к... 04.08.2021, 04:49 Pavel P. →
КР СОИ и расчет.
«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22 Pavel P. →
Пользование, лифт.https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html Архив новостей | | |
|
Простой пример,задан закрытый вопрос: Если Вы обнаружили недостатки в приобретенном Вами товаре, куда Вы можете обратиться за защитой своих потребительских прав?
Но какие варианты ответов забиты в анкету? Милиция, суд, антимонопольный комитет (который уже 6-й год не занимается защитой прав потребителей), администрация вашего города (села). А куда делись Роспотребнадзор и общественные объединения потребителей, на которые приходится не менее половины всех обращений потребителей за защитой своих прав?
Очень плохо выстроена градация ответов на вопрос: По опыту приобретения товаров и услуг в 2009 году, случалось ли, что Ваши права как потребителя нарушались или нет?
Говорят, что встречаются люди. про которых говорят: "33 несчастья". Но трудно поверить. чтобы в Москве и Санкт-Петербурге у 8 % респондентов практически каждая вторая, а то и всякая покупка или услуга были с нарушением потребительских прав. При этом более 40 % респондентов как-то ухитрялись с нарушениями не сталкиваться вовсе.
Может ВЦИОМ нашел аномальные зоны на карте России (одни со знаком плюс, другие со знаком минус)и специально включил их в выборку? Иначе объяснить такие крайности не возможно.
Хотелось бы знать автора этого опроса.