Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

В России может появиться финансовый омбудсмен

13.06.2010

Ассоциация региональных банков России создает институт досудебного урегулирования споров между банками и клиентами. Бюро финансового омбудсмена, или уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, может появиться уже в III квартале 2011 года. Однако существенного изменения ситуации к лучшему сами авторы идеи ждут не ранее, чем через пять лет.

Волна конфликтов банков и их должников спадает по мере сглаживания остроты кризиса, но количество судебных споров в этой области только увеличивается. «В 2008 году в арбитражи и суды общей юрисдикции было подано 645 тыс. исков о взыскании долга и 12 тыс. исков о защите прав потребителя, а в 2009 году исков о взыскании было около 800 тыс., а от потребителей – 25 тыс., – говорит вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. – Суды просто завалены делами подобного рода: в арбитражах их больше нормы вчетверо, в судах общей юрисдикции – вдесятеро». Особенно тяжело приходится мировым судьям, на чью долю выпадают иски на сумму до 50 тыс. рублей: они рассматривают по 10 исков в день. Для банков это потеря времени и необходимость содержания огромного штата юристов, да и ссориться с клиентами им не хочется. Поэтому Ассоциация региональных банков России совместно с Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП) разработала стратегию создания института финансового омбудсмена в России. По словам Иванова, в основе стратегии лежит концепция «три на три»: три участника, три этапа внедрения института финансового омбудсмена в России и три правоустанавливающих документа. Первые два участника – авторы стратегии. Третьим должна стать Ассоциация юристов России. Сначала система заработает в области потребительского кредитования, где ведется до 90% судебных споров. Причем 90% этого рынка делят между собой два десятка банков. При удачном развитии событий первый этап займет 1–1,5 года. На втором этапе планируется передача в ведение омбудсмена депозитов и вкладов, количество участников программы должно увеличиться до 200–300 банков. На третьем, заключительном, этапе добавятся операции с ценными бумагами и услуги доверительного управления. Для старта системы необходимы три документа: кодекс ответственного потребительского кредитования (на втором этапе он войдет в состав кодекса ответственной банковской деятельности); соглашение, которое присоединяющийся к системе банк будет подписывать в знак того, что принимает решения омбудсмена как обязательные; положение о порядке деятельности бюро финансового омбудсмена. Помимо бюро самого омбудсмена, создается аппарат, состоящий из центра обработки жалоб и отделов – юридического, аналитического, по связям с банками, информационного и хозяйственного обеспечения. Приемные бюро должны открыться по всей России. В идеале они должны быть в каждом субъекте Федерации, как говорит Иванов, но для начала достаточно создать их в каждом федеральном округе. Потребитель, считающий, что банк нарушил закон, подает в приемную жалобу. Ее отсылают в банк, который должен в течение месяца дать мотивированный ответ. Потребитель при необходимости может привести свои контраргументы. Затем жалоба вместе с подтверждающей документацией, аргументы банка и потребителя отправляются к самому омбудсмену, который и выносит решение. Для банка оно обязательно, а потребитель, не согласный с решением, может обращаться в суд обычным порядком. Весь процесс будет занимать 2–3 месяца. «Эта процедура намного проще, быстрее судебной и абсолютно бесплатна для потребителя», – утверждает Иванов. Для банков система выгодна тем, что сохраняет лояльность клиента даже в случае конфликтной ситуации. «Это позволит ликвидировать негативный информационный фон вокруг рынка потребительского кредитования, вызванный практикой взимания скрытых комиссий и процентов», – добавляет председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. Пока идея находится в стадии разработки и вызывает множество вопросов. В частности, о том, каким будет механизм присоединения к системе банков – добровольным или обязательным. Ассоциация региональных банков разрабатывает концепцию добровольного присоединения. И ее не смущает то, что Ассоциация российских банков в 2004 году уже поднимала вопрос о создании такого института и отступила, так как особого интереса у банкиров он не вызвал. «Банковская система готова к введению института финансового омбудсмена, – полагает Иванов. – В 2004 году активы банков составляли 25% ВВП, а сегодня – 80%. А рынок потребкредитования сегодня – 3,5 трлн рублей». Однако гендиректор «Агентства по страхованию вкладов» (АСВ) Александр Турбанов не уверен в единогласном одобрении идеи банками. «Что мы будем говорить клиентам тех банков, которые откажутся входить в систему? – спрашивает он. – Стоит напомнить, что система страхования вкладов только потому и спасла нас осенью 2008 года от паники, что была обязательной». Кстати, присоединение к системе обязательно во всех странах, где существует институт финансового омбудсмена, за исключением Германии. Янин предлагает более мягкий вариант: вхождение в систему банков, которые хотят заниматься потребительским кредитованием. Не менее важен и другой вопрос: кому придется оплачивать создание и функционирование института? За три года будет потрачено около $5 млн, как подсчитали эксперты Всемирного банка. По мнению Иванова, финансирование должно идти за счет взносов банков. Турбанов полагает, что средства можно получать из федерального бюджета. «Как вариант – создание бюро омбудсмена при ЦБ. Это независимый орган, имеет территориальные управления во всех регионах. Его бюджета и сотрудников хватит на создание аппарата бюро, дополнительного финансирования не потребуется», – рассуждает Турбанов. Тем более что в обязанности ЦБ входит защита прав вкладчиков и кредиторов, но странным образом не входит защита прав заемщиков. «Это можно поправить буквально одной строкой в законе», – уверен эксперт. Однако проблема еще и в сроках формирования бюро. В PricewaterhouseCoopers подсчитали, что при добровольной системе офис финансового омбудсмена можно будет открыть уже в III квартале 2011 года. Если же идти по пути обязательного участия банков, то потребуется разработка законодательных актов, а это дело небыстрое. По словам Иванова, проект закона о потребкредитовании, разработанный его ассоциацией еще в 2008 году, до сих пор путешествует по коридорам власти. В нем, кстати, есть и пункт о финансовом омбудсмене. Идут спор и о том, какие дела можно будет передавать на рассмотрение омбудсмена. Сейчас мировые суды занимаются исками на сумму до 50 тыс. рублей. Иванов предлагает передавать на внесудебное рассмотрение иски до 10 тыс. рублей. «В этом случае к омбудсмену пойдут те обиженные потребители, которые сегодня не идут в суд, – пояснил "БН.ру" Турбанов. – Таким образом мы вскроем латентные конфликты». Глава АСВ предлагает поднять планку до 100 тыс. рублей. Еще одна проблема – кто именно может занять должность омбудсмена. В большинстве стран им становится федеральный судья в отставке, а в России это запрещено законом. Впрочем, Турбанов уверен, что для этой должности не обязательно быть юристом: главное – знать банковское право и банковскую практику. И, разумеется, обладать всероссийским авторитетом. «Я уже сейчас знаю как минимум 5–7 человек, которые достойны занять этот пост», – заявил Турбанов. Правда, назвать имена отказался. Зато сообщил, что 8 июня комиссия по законодательству в сфере деятельности кредитных организаций и финансовых рынков Ассоциации юристов России создала рабочую группу для изучения предложения банкиров.

Источник БН.ру


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей