Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Роспотребнадзор: Об урегулировании гражданско-правовых споров с участием посредника (медиатора)

08.08.2010

1 января 2011 года вступают в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и Федеральный закон от 27.07.2010 № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Целью названных нормативных правовых актов является установление рамочных правил процедуры медиации - нового способа защиты прав и законных интересов граждан без участия государства, что, среди прочего, как предполагается, позволит разгрузить судебные органы и сократить расходы заинтересованных лиц на дорогостоящие судебные процедуры.

Обращение к медиатору не требует уплаты государственной пошлины, процедура медиации может происходить как на безвозмездной, так и на возмездной основе (со справедливым разложением расходов на обе спорящие стороны), и, главное, не исключает возможности судебного урегулирования спора в дальнейшем, если по каким-либо причинам медиатор не смог найти консенсус для сторон.

По смыслу вновь вводимого института медиатор - лицо, пользующееся соответствующим авторитетом в гражданском обществе. Причем лицо, отвечающее за последствия своих действий (к медиации применимы правила о деликтах). Наряду с профессиональными медиаторами в качестве посредника в процедуре медиации может принять участие любое лицо, устраивающее спорящие стороны. Новым законом установлены лишь минимальные требования к медиаторам - таковым может быть совершеннолетний дееспособный гражданин без судимостей, а для  профессионального медиатора, кроме того, введен повышенный возрастной ценз (от 25 лет), обязательное наличие высшего образования и получение специального обучения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В отличие от суда, омбудсмена и иных известных институтов разрешения споров, целью медиатора является нахождение «золотой середины», взаимоприемлемого решения для спорящих, не приводящего к прекращению отношений как таковых, хотя процедура медиации может применяться к любым спорам, возникающим из гражданских правоотношений.

Среди новелл вышеназванных законов, очевидно повышающих экономическую целесообразность медиации для заинтересованных лиц, следует особо отметить соответствующее приостановление течения срока исковой давности, четкая регламентация действий судебных органов при решении спорящих сторон обратиться к процедуре медиации (фактор, косвенным способом стимулирующий качество судебного отправления), в том числе в виде отложения разбирательства дела (на срок не более 60 дней), а также обязанность федеральных судов принимать меры по примерению сторон, среди прочего, посредством применения медиативных процедур (в таких случаях с участием исключительно профессиональных медиаторов). При этом информация, «всплывшая» в ходе медиации, не может быть использована во вред спорящим сторонам в случае возобновления (начала) судебных разбирательств.

Все это вкупе, по мнению Роспотребнадзора, открывает интересные перспективы для применения медиации в том числе в области защиты прав потребителей - как применительно к досудебному урегулированию соответствующих спорных правоотношений, так и в рамках процедуры гражданского судопроизводства.

В частности, роль медиаторов (в том числе профессиональных) могут взять на себя пользующиеся авторитетом правозащитники. При этом общественные объединения потребителей получают новую возможность повысить эффективность защиты прав потребителей путем регистрации деятельности по обеспечению проведения процедуры медиации. Кроме того, Роспотребнадзор готов сориентировать свои подведомственные учреждения,   способствующие повышению уровня потребительской грамотности населения за счет развития системы информирования и консультирования потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав, на применение процедур медиации в установленном законом порядке.

Источник Роспотребнадзор


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей