25.08.2011 Роспотребнадзор предлагает отказаться от использования термина "продажа билетов" в сфере транспортных услуг и понятия "продажа туров" в туристической сфере, говорится в сообщении ведомства.
Ведомство считает, что в настоящее время самые проблемные секторы потребительского рынка возмездных услуг (в частности, финансовые и транспортные услуги, услуги связи и туристическое обслуживание, включая организацию отдыха детей) характеризуются превалированием исполнителей, осуществляющих трансрегиональную деятельность, при которой реальная хозяйственная деятельность осуществляется вне места регистрации хозяйствующего субъекта (юридического лица, индивидуального предпринимателя).
"В этой связи у субъектов такого рода стала массовой практика привлечения различных посредников для заключения договоров с потребителями, что часто приводит к весьма негативным последствиям для граждан. С учетом событий последних лет наиболее критичная ситуация очевидно сложилась в сфере транспортных перевозок и туристического обслуживания", - говорится в сообщении.
Так, например, отмечает Роспотребнадзор, потребители, "купившие билеты" у агента – посредника воздушного перевозчика, по прибытии в аэропорт нередко с изумлением узнают, что их нет в списках пассажиров или что "проданных" билетов значительно больше, чем посадочных мест в транспортном средстве.
"При этом у несостоявшихся пассажиров чаще всего отсутствует возможность оперативной связи с реальным исполнителем транспортной услуги, поскольку отношения между перевозчиком и посредником, как правило, имеют "непрозрачный" характер и не соответствуют требованиям законодательства РФ", - подчеркивает ведомство.
Таким образом, считают в Роспотребнадзоре, не всегда основанная на законе практика привлечения посредников в транспортной сфере ведет к выхолащиванию смысла транспортного обслуживания, подмене услуги по перевозке на "услугу по продаже билета", осуществленную субъектом, изначально не имеющим специального права вступать с потребителями в правоотношения по договору перевозки.
В этой связи Роспотребнадзор считает целесообразным отказаться в сфере транспортных услуг от использования в рамках нормативно-правового регулирования перевозок термина "продажа билетов", противоречащего правовому смыслу основополагающих правил о гражданском обороте (так как билет не товар и даже не объект гражданского права, он изначально не подлежит "продаже").
"Одновременно должны быть учтены уже действующие нормы транспортного законодательства, в частности, в соответствии с которыми билет является всего лишь не обладающим самостоятельной оборотоспособностью документом, подтверждающим заключение договора перевозки между перевозчиком - исполнителем транспортной услуги и пассажиром (потребителем)", - говорится в сообщении.
При таких обстоятельствах, считают в ведомстве, потребителям следует, по возможности, общаться непосредственно с перевозчиком, в целях минимизации рисков возникновения негативных последствий.
"Схожие проблемы в последнее время ярко проявились в сфере туристического обслуживания, в которой роль "уполномоченных транспортных агентов" исполняют турагенты, а "продажа билетов" с тем же исходом заменена на "продажу туров", - говорится в сообщении.
Вместе с тем, отмечает Роспотребнадзор, в отличие от транспортных перевозок, указанные проблемы в туризме связаны не столько с неисполнением действующих норм и правовыми пробелами, сколько с ошибками законодательного регулирования данного сектора потребительского рынка.
"Так, турагент, участвующий в расчетах между потребителями (туристами) с туроператорами по договору о реализации туристского продукта, является также платежным агентом, в связи с чем необходимо учитывать особенности соответствующих расчетов в сфере туристического обслуживания с учетом положений статьи 37 Закона "О защите прав потребителей" и Закона о платежных агентах", - сообщает ведомство.
В частности, говорится в сообщении, следует принимать во внимание, что, в отличие от общих положений части 2 статьи 3 Закона о платежных агентах, турагент – платежный агент не вправе взимать с плательщика какое-либо вознаграждение за заключение договора о реализации туристского продукта помимо цены такого договора, установленной туроператором – обстоятельство, вытекающее из существа отношений в сфере туристического обслуживания.
"Определенные риски для потребителей таятся и в самих понятиях "реализация туристского продукта" и "туристский продукт", формулировка которых в Законе платежных агентах, как показывает соответствующая практика, позволяет недобросовестным туроператорам фактически ограничивать степень ответственности по "договору о реализации туристского продукта" за его качество в целом, что подразумевает комплексное туристическое обслуживание как единую (одну) услугу, при этом сводя свою роль лишь к посреднической миссии по "продаже туров", то есть к действиям по оформлению договора как такового", - отмечает Роспотребнадзор.
Возможным способом устранения обозначенной проблемы, считают в ведомстве, мог бы быть отказ от использования терминологии "туристский продукт", "реализация туристского продукта", что само по себе "ассоциируется не с услугой, а с товаром, вводя тем самым потребителя в заблуждение относительно существа заключаемой им сделки", с одновременным введением понятия "туристская услуга, включающая в себя …" и уточнением содержания действий по продвижению такой услуги на потребительском рынке – под соответствующей частью туристской деятельности должны в первую очередь пониматься действия туроператора и (или) третьих лиц (по поручению туроператора), связанные с как таковым оказанием туристу единого комплекса услуг по перевозке и размещению в соответствии с «договором об оказании туристских услуг".
"Потребителям же в этой связи следует иметь в виду, что употребление туроператором, турагентом таких терминов, как "тур" (понятие, выведенное из правового поля России еще в 2007 году) и "продажа тура в кредит" (правовой нонсенс), могут объективно свидетельствовать о некомпетентности и дилетантстве субъекта туристской деятельности", - говорится в документе.
Однако наиболее перспективным, как считают в Роспотребнадзоре, стало бы комплексное решение данного вопроса, призванное в целом гармонизировать законодательство РФ о туристской деятельности с общими требованиями гражданского законодательства, в частности, посредством применения терминов "туристские услуги" и "договор об оказании туристских услуг" (или "договор о туристическом обслуживании").
"Среди прочего, меры такого рода будут способствовать ликвидации имеющих место попыток субъектов туристического рынка (в частности, туроператоров) уклониться от ответственности перед туристами-потребителями за действия третьих лиц, оказывающих услуги туроператорам по соответствующим договорам в контексте положений статьи 1 и статьи 9 Закона о платежных агентах", - сообщает Роспотребнадзор. Источник ИА "ТурМаяк" |