28.09.2011 Финансовая грамотность населения за десятилетие не изменилась. Об этом заявил сегодня в ходе круглого стола в Екатеринбурге председатель Совета Межрегиональной общественной организации "Союз потребителей финансовых услуг" / Финпотребсоюз/ Игорь Костиков.
"Разовые проекты различных банков по повышению финансовой грамотности ни к чему ни привели, необходима многолетняя работа. В США и Европе крупные финансовые институты финансируют эту работу, потому что заботятся о своем будущем клиенте, формируя его грамотность - он их не подведет. В этом заключается социальная ответственность финансовых институтов. А у нас то, что они /институты/ называют финансовой грамотностью, является маркетингом собственных продуктов", - сказал Костиков.
"Финансовая грамотность на сегодняшний день в мире - единственный способ предотвратить мошенничество над потребителем финансовых услуг. До тех пор, пока население будет полагаться в этих вопросах на государство, до тех пор будет терять сбережения. По страховым компаниям парадоксальная ситуация - несмотря на принятые и ратифицированные законы, застрахованные лица являются у нас наименее защищенными в судах. Роспотребнадзор, к сожалению, также не имеет никаких полномочий, чтобы защищать потребителя финансовых услуг. Центробанк не будет заниматься защитой прав потребителей и вкладчиков, поскольку у него уже существует противоречие, возникшее при осуществлении монетарной политики и функций надзора, и третья функция добавит лишь еще один конфликт интересов", - сказал И.Костиков.
По его словам, с законодательной точки зрения самая большая проблема сегодня в России - реальное отсутствие ответственности по закону о защите прав потребителей. "Максимальная сумма штрафа - 20 тыс рублей. Это копейки для банка. И банки не обращают внимания на нарушение этого закона. Именно потребитель должен знать, где и как ему защищаться. Так, например, Высший арбитражный суд признал, что вкладчики могут вернуть себе комиссии по ссудным счетам. Разве кто-нибудь пришел за деньгами? По всей стране - буквально единицы обращений. То есть люди вообще не знают, что с ним делают в финансовой системе", - сказал он.
В круглом столе "Финансовая грамотность населения как фактор снятия социальной напряженности и условие улучшения качества жизни" приняли участие главы региональных подразделений Финпотребсоюза, ФСФР, Роспотребнадзора, фондов защиты прав вкладчиков, руководители филиалов крупнейших российских банков и страховых компаний. Источник ИТАР-ТАСС |