Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Союз потребителей России выступил против предложений рабочей группы Д.Козака о передаче полномочий по защите прав потребителей с федерального на региональный уровень

23.12.2011

В связи с предстоящим рассмотрением Правительством РФ предложения рабочей группы Правительства под руководством Д.Н.Козака о передаче полномочий по защите прав потребителей от федерального органа исполнительной власти Роспотребнадзора органам исполнительной власти субъектов Федерации Союз потребителей РФ обратился в Правительство с изложением своей позиции по этому вопросу.

В обращении председателя СПРФ П.Шелища к главе Правительства В.Путину отмечается, что  Роспотребнадзор, проделав за 7 лет огромный путь в освоении новой для санитарных врачей сферы, сумел создать в центральном аппарате и многих регионах сильный коллектив юристов, реально занимающихся правовой защитой потребителей, причем в самых болезненных областях и не боясь конфликтовать с весьма сильными ведомствами, активно сотрудничает с общественными организациями потребителей.

 В  результате передачи полномочий (для чего потребуется внести изменения в законодательство) в государстве не останется органа, уполномоченного защищать права потребителей товаров и услуг, обращающихся на общероссийском рынке, – а это весь импорт, продукция крупнейших российских производителей, финансовые, туристические услуги, перевозки пассажиров железнодорожным, водным и авиатранспортом, мобильная связь и многое другое. Некому будет давать в судах, в соответствии с законом, заключения по гражданским делам о защите прав потребителей, системно и содержательно анализировать правоприменительную практику и формировать предложения по совершенствованию законодательства. Лучшее, что смогут сделать в регионах, получив новые полномочия, это нанять высвободившихся работников теруправлений Роспотребнадзора, но в руководители им, скорее всего, поставят собственных выдвиженцев без опыта и мотивации в сфере защиты потребителей. Так что потребителям лучше не станет точно, а хуже может стать с большой вероятностью.

 Передача надзорных полномочий на региональный уровень при действующих законодательных ограничениях не даст иного эффекта кроме коррупционного. Дополнительные права, не уравновешенные ответственностью, вероятнее всего приведут к избирательному усилению давления на бизнес, за что придется заплатить опять-таки потребителям. Мы убеждены, что надзорные органы должны быть независимыми от региональных и местных властей.

Союз потребителей РФ считает, что положение потребителей в нашей стране за последние годы, как минимум, не улучшалось, нарушения потребительских прав носят массовый системный характер и не встречают должного противодействия государства. В такой ситуации недопустимо снимать ответственность с федерального уровня власти. Наоборот, надо укреплять уполномоченный федеральный орган, расширять его полномочия (на что были направлены и недавно принятые поправки в закон «О защите прав потребителей»), поднять статус, переведя в непосредственное подчинение председателю Правительства. Одновременно следовало бы восстановить и обеспечить ресурсами полномочия в этой сфере наиболее близких к потребителю органов власти - муниципальных, неоправданно изъятые у них в 2004 году.

Что же касается субъектов Федерации, то законом «О защите прав потребителей» им предписано осуществлять «мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей». В Ростовской области, например, уже три года делают это системно и эффективно на основе областной целевой программы, дополняя, а не подменяя функции Роспотребнадзора. Но таких регионов мало. В целом же защита прав потребителей должна осуществляться на всех уровнях власти и максимально использовать потенциал общественных потребительских организаций, как это делается в странах Евросоюза.

Позицию Союза потребителей РФ поддержали крупнейшие потребительские организации – Всероссийская Лига защитников потребителей и Международная конфедерация обществ потребителей.

Пресс-служба СПРФ


Комментарии  1

userpic
avtor08.01.2012, 23:02Ссылка
Роспотребнадзор казнить нельзя помиловать?
Против новых предложений правительства о передаче полномочий по защите прав по-требителей (Управление г-на О.В. Прусакова) с федерального на региональный уровень опол-чились практически все московские и питерские структуры, чье благосостояние связано с осво-ением бюджетных средств.
Основным аргументом защитников прав потребителей является некое данное свыше пожизненное предопределение для жителей столиц в этом важном для страны деле, упор делается на сверхвысокую квалификацию юристов Роспотребнадзора. Но этот миф развеется, стоит только внимательно изучить статью 40 последней редакции закона "О защите прав потребителей". Следуя этой норме, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обслуживает интересы исключительно «органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпри-нимателей, импортёров)». Именно для этих высококлассных специалистов Роспотребнадзора внесли изменения в закон "О техническом регулировании", поскольку те никак не могли уравнять в правах ПОТРЕБИТЕЛЕЙ с ПРИОБРЕТАТЕЛЯМИ.
Приняв закон "О защите прав потребителей" в 1992 году, Россия сделала шаг к цивили-зованному обществу потребителей, однако в динамике развития норм закона, отстала не только от Европы и Америки, но и от многих постсоветских стран (Украины, Белоруссии, Литвы), а защита прав потребителей в Роспотребнадзоре так и не стала ни гос. услугой, ни гос. функцией.
Еще одним аргументом в защиту ведомства является защита прав потребителей товаров и услуг, обращающихся на общероссийском рынке. В несостоятельности этого аргумента по-требитель сможет убедиться на веб-сайте ведомства. Подавляющее большинство обращений за защитой в Роспотребнадзор исходит из столичных регионов.
Посещение сайта ведомства весьма познавательно, поскольку окончательно убедит неискушенного потребителя в том, что Роспотребнадзор сосредоточил свои силы исключительно на предоставлении платных услуг бизнесу.
Такой вывод сделает и непредвзятый читатель, внимательно изучив новогодние откровения одного из самых известных наших ньюсмейкеров.
Например, на сайте можно ознакомиться с устаревшими и недействующими редакциями законов и постановлений. А также с весьма характерным письмом, которое 2 августа 2011 года ведомство разослало своим подчинённым, и в котором ограничило их права, лишило подразделения ведомства таких весомых инструментов рыночного контроля и надзора как положения многих стандартов. Следуя требованиям руководителя Роспотребнадзора, его подчиненные получили возможность игнорировать требования стандартов безопасности (как национальных, так и международных) и нормативных актов, защищающих право потребителя на безопасные товары, работы и услуги. Это соответствует реальному положению дел в ведомстве – закон « О техническом регулировании», не является обязательным для исполнения Роспотребнадзором и на сайте ведомства он не размещён.
Дошло до парадокса – права потребителей в ТК "Росстандарта" отстаивает "Х5 Ритейл" (владелец "Пятерочки"), а не Роспотребнадзор и многочисленные защитники потребителей!?
Отношение ведомства к положениям системы национальных стандартов ГОСТ Р заслуживает отдельного комментария – в документах Роспотребнадзора практически не встречаются ссылки на национальные стандарты. Поэтому работу по идентификации продукции Роспотребнадзор не ведет и постановление правительства № 982, утвердившее 01 декабря 2009 года "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации", на потребительском рынке РФ не работает , чем активно пользуются мошенники всех мастей. И убедиться в этом может каждый внимательный потребитель, зашедший в ближайшую торговую точку, реализующую непродовольственные товары. О многом говорит и реакция Роспотребнадзора на обращение ВНИИКП и ТК46 "Кабельные изделия" по проводам бытового назначения.
Однако есть область технического регулирования, где ведомство показывает удивительную осведомлённость – это добровольная сертификация (попросту говоря, это когда ООО "Рога и копыта" сертифицирует продукцию неизвестно чему). Я понимаю, что без добровольного сертификата ИКАО ни один самолёт не сможет покинуть территорию России, но передо мной лежит детская курточка на ребёнка 3-4 лет, на ней знак добровольной сертификации и указан состав: полиамид + синтепон. Навскидку видно, что использовано гораздо больше материалов, но меня беспокоит цвет ткани и гальваническое покрытие металлических застёжек – именно в них скрывается наибольшая угроза для детского организма. Что я как потребитель могу сделать? Ничего, даже расторгнуть договор купли-продажи не могу: нет оснований! Даже сертификат соот-ветствия я не могу потребовать у продавца, поскольку на его защиту ринется весь аппарат Роспотребнадзора во главе с О.В. Прусаковым и И.В. Брагиной.
Работа ведомства по защите прав потребителей напоминает работу школяра, не освоившего азов арифметики, но взявшегося разгадать тайны атомного ядра.
Размещён на сайте другой весьма любопытный документ: "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок"".
В этом регламенте подробно расписаны действия ведомства и содержится много вполне разумных положений.
Однако аргумент о росте коррупционной составляющей, при передаче полномочий по защите прав потребителей с федерального на региональный уровень, также не имеет оснований: программы противодействия коррупции не предусматривают никаких мер по отношению к нарушителям этого регламента (а этим грешат все: от рядовых специалистов до руководителей самого высокого ранга). Более того, ведомство письмом от 25.09.2009 г. обязывает территориальные органы не вникать в суть нарушений прав потребителей и даже выигранные потребителями суды не меняют отношения Роспотребнадзора к нарушителям закона.
Реакция Роспотребнадзора на трагедии в "Хромой лошади", "Леприконе", "Булгарии" вообще не имеет разумного объяснения. А если вспомнить ничтожно малые наказания для ви-новников в массовой гибели потребителей (и "особый порядок" рассмотрения уголовных дел), то следует признать, что "крышевание бизнеса" уютно прижилось в ведомстве. Заглянув в квалификационные требования к подчиненным, быстро убеждаешься в том, что ничем другим кроме как проводить громкие PR – акции они заниматься не могут по определению. При этом центральный аппарат ведомства насчитывает около сотни должностей только руководящего состава.
В. Версан (директор ВНИИ сертификации) в своём блоге сетует на отсутствие в стране организованного потребителя – да откуда ему взяться, если этому активно противятся бизнес, политические партии, Роспотребнадзор и немалые числом профессиональные защитники прав потребителей.
Мой личный опыт защиты прав потребителя говорит о том, что реальную помощь в нашем городе потребитель сможет получить в Госалкогольинспекции, а не в Роспотребнадзоре. Следует отметить и то, что в мире не так много стран, где бы санитарные врачи помимо выполнения своих прямых обязанностей, занимались ещё и защитой прав потребителей.
Поскольку в памяти свежо воспоминание о том как высшие должностные лица ведомства своё бездействие в делах по защите прав потребителей обосновывают диспозитивными нормами права, я поддерживаю инициативу правительства – хуже от этого российскому потребителю не станет.
Хотя и здесь возможны варианты: рыба тоже гниёт с головы, а чистить её начинают – с хвоста.
По большому счету Роспотребнадзор ни чем не хуже любого другого ведомства: так же как ГИБДД занимается безопасностью дорожного движения поскольку – постольку, так и Ро-спотребнадзор занимается защитой прав потребителей ни шатко – ни валко, предпочитая громкие PR – акции, эффект от которых весьма сомнителен.

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей