06.02.2012




Три тысячи российских граждан оказались брошены на произвол судьбы за границей, восемь тысяч уже уплатили деньги за туры, которые, как им сообщили в минувший понедельник, не состоятся... Среди туристов, чей отдых оказался испорчен, были и владимирцы. Что же делать, если оказался в подобной ситуации? Как быть тем, кто еще не забронировал летний тур, но уже приглядывается к предложениям туроператоров? Можно ли в современной России забронировать тур без риска в самый последний момент оказаться и без денег, и без отдыха?

«Освободите апартаменты»

Михаил и Светлана не собирались в отпуск в январе. Тем более, в «Страну Улыбок». Но из турагентства пришла СМСка: «Горящий тур в Таиланд на двоих, на 16 дней. Отель 5 звезд. Стоимость - 26 тысяч». Реальная стоимость такого тура — 75 тысяч рублей. Разумеется, молодые люди согласились: все решилось в два дня. Взяли отпуска на работе, заняли денег на незапланированный отдых и отправились в путешествие. С сияющими лицами: вот повезло, так повезло!

О том, как им на самом деле "повезло", молодые люди поняли утром следующего дня, когда работники отеля пришли выселять их из номера. Оказалось, что фирма проплатила отель только на одну ночь. Остальной транш обещала перевести сутки назад. Но только что стало известно, что туроператор «лопнул». Так что, извините — освободите апартаменты.

Таких, как молодые люди, в отеле оказалось около сотни человек. Представитель туроператора скрылся в неизвестном направлении.

- Пошли в посольство. Там сказали: обращайтесь в консульство, - рассказывает Михаил. - Нашли адрес консульства, пошли туда, а там говорят: это не наша епархия, идите снова в посольство. Многие за свои деньги взяли такси и поехали в аэропорт. У кого были какие-то средства с собой, те смогли выкупить у отеля паспорта и улететь на чартере домой. У нас денег оплатить билеты на двоих не было. Остались фактически брошены на улице. Позвонили маме во Владимир, чтобы как-то помогла. Только расстроили ее, она учительница, денег взять тоже негде...

Владимирских туристов от «Ланта-тура» в это время отправили на отдых сразу несколько владимирских турфирм. Все горячо переживали произошедшее.

Светлана Владимировна Клишина, директор владимирского турагентства «Саквояж»:

- Мы работали с этим туроператором несколько лет. О том, что компания прекращает работать, было заявлено в субботу утром, но еще в пятницу днем они обзванивали агентства и требовали внести деньги за заказанные туры. Наши клиенты, находящиеся за границей по путевкам от «Ланта-тур», рассказывают, что отдали более 10 тысяч рублей за экскурсии, но гид, услышав о банкротстве «Ланта-тура», просто исчез. Ни экскурсий, ни денег. Подобные случаи - серьезный удар по турбизнесу. Они подрывают доверие к работе туроператоров. До введения обязательных финансовых гарантий для туроператоров в случае банкротств вся ответственность ложилась на плечи агентств. Сейчас можно вернуть свои деньги через страховую компанию. Такие прецеденты у нас уже были. Срок возвращения средств — около месяца.

Волков бояться — в лес не ходить

История повторяется с завидной регулярностью: раз в год-полтора нам сообщают об очередном крахе крупного туроператора. В прошлом году это было громкое крушение «Капитал-тура», годом раньше «сгорели» еще несколько крупных и средних туроператоров.

Значит ли, что бронирование заграничного тура - это всегда своего рода лотерея, и угадать, обанкротиться фирма или не обанкротиться, заранее невозможно? Что же теперь, не ездить в путешествия?

Павел Сергеевич Хабаров, генеральный директор регионального офиса «МЕЖДУНАРОДНОЙ АССОЦИАЦИИ ТУРИЗМА»:

- Жизнь есть жизнь, и в ней иногда случаются негативные ситуации и даже более страшные вещи, чем банкротство турфирм - сходят с рельсов поезда, падают самолеты. Предугадать одно, второе и третье, согласитесь, можно далеко не всегда, если вы не ясновидящий. Те, кто полюбил поездки на отдых в дальние страны, ездить в путешествия не откажутся, какие бы риски не предполагались. Риски есть всегда. А вот избежать их, подстраховаться, что называется, «подстелить соломку» - вполне возможно. Для этого каждый турист должен иметь свой финансовый запас, например для Таиланда - как минимум — 700 долларов. Один из советов - всем туристам: оформить и держать при себе в поездке банковскую кредитную карту. На всякий случай. Если за границей случилось какое-либо форс-мажорное событие, турист по определению должен быть готов к тому, что ему никто не поможет!!! За границей — капитализм. И если турист окажется перед выбором: ходить от посольства к консульству и обратно, сидеть у закрытых дверей представителя туроператора или сутки напролёт проводить в аэропорту, не имея денег на билет, то, разумеется, наилучшим выходом будет снять с карты денежный кредит и оплатить еду, проживание в отеле или обратный билет на ближайшую дату.

Это, по словам Павла Хабарова, особенно актуально для тех, кто едет отдыхать на пляже по системе «все включено» и берет с собой всего каких-нибудь 200 долларов на сувениры.

- По российским законам каждый туроператор застрахован на крупную сумму, - продолжает эксперт. - Например, «Ланта-тур» на 100 миллионов рублей. Поэтому, вернувшись на родину, можно будет подать в страховую фирму документы об оплате и вернуть свои деньги. Это нормальная цивилизованная практика.

Действуем по закону

Как же действовать тем, кто окажется вдруг в подобной ситуации? Туроператоры и юристы в один голос советуют: любыми путями и средствами возвращайтесь домой. Судиться и рядиться будете уже здесь.

Итак, обратимся к закону.

- Основные права туриста, - поясняют в пресс-службе Роспотребнадзора, - в том числе, при подготовке к путешествию, и во время его совершения, включая транзит, определены статьей 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом, которое реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Какими же документами должен вооружиться турист, попавший в подобную ситуацию?

 

Справка "МК"

Горячий телефон

За любыми разъяснениями клиенты туроператора «Ланта-тур Вояж» могу обращаться на «горячую линию» Роспотребнадзора по телефону 8-800-100-00-04 или в Управление Роспотребнадзора по Владимирской области (4922) 44–37–94 (г.Владимир, ул. Офицерская, 20).

 

- В соответствии со статьей 17.4 того же Закона основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора.

Причем сам иск о возмещении реального ущерба может быть предъявлен туристом не только туроператору, но и совместно - туроператору и страховщику.

Стоит помнить и о том, говорят в Роспотребнадзоре, что выплата страхового возмещения не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и морального вреда. По закону «О защите прав потребителей» турист, претендующий на возмещение морального вреда, вправе предъявить иск в суд. Причем при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (при цене иска менее 1 млн руб.).

Кроме того, статья 17.5 Закона об основах туристской деятельности определяет порядок выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора. Например, турист имеет право самостоятельно обратиться к страховщику с заявлением о выплате денежных средств. Заявление о возврате денег пишется в произвольной форме, главная причина – не исполнение туроператором обязательств по организации тура.

...История Михаила и Светланы, которые стали заложниками финансовых проблем «Ланта-тура», все же окончилось, если можно так сказать, благополучно. После трех дней мытарств и хождений от посольства к консульству, а также ночевок в аэропорту, их отправили-таки на родину. «Ланта-тур», благодаря щедрому кредиту одного из российских банков, вновь встает на ноги.

- Только наш отдых безвозвратно испорчен, - говорит Михаил. - То, что нам пообещали вернуть деньги — это слабое утешение. И когда их еще вернут... А отдыхать мы теперь поедем летом. В Крым. И чтобы не зависеть больше ни от каких туристических компаний — дикарями!


Источник Московский комсомолец


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей