Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Дольщиков признали потребителями

13.03.2012

Дольщики могут потребовать от застройщика выплатить компенсацию за причинение морального вреда в случае срыва заявленного срока сдачи дома в эксплуатацию. К такому выводу пришли в Верховном суде РФ, причислив взаимоотношения, возникающие между сторонами по договору долевого участия, к сфере, регулируемой законом о защите прав потребителя. В Самаре, где перенос сроков завершения строительства – почти регулярная практика, это нововведение может привести к многочисленным судебным тяжбам между частными инвесторами и застройщиками.

В Верховном суде РФ опубликовали обзор судебной практики по отдельным вопросам применения законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел. Среди прочих в документе приводятся разъяснения, важные для всех участников долевого строительства. Речь идет о случаях нарушения застройщиком заявленных и указанных в договоре сроков сдачи дома в эксплуатацию. Ситуация для отрасли довольно типичная и в Самаре, и в других регионах. Но до сих пор привлечь к ответственности компанию, если строительство объекта затянулось, было не возможно.

Прецедентным стало дело по иску общественной организации «Калужский областной центр защиты прав потребителей», которая обратилась в суд в интересах дольщика к строительной компании. Застройщик вопреки условиям договора не выполнил своих обязательств и не передал оплаченную в полном объеме квартиру в указанный срок. Общественная организация требовала взыскать с нарушителя в пользу дольщика неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Районный суд удовлетворил иск лишь частично и обязал строительную компанию выплатить неустойку за просрочку исполнения обязательств по передаче квартиры. А во взыскании штрафа и компенсации морального вреда истцу отказали, мотивируя тем, что к возникшим по договору долевого участия правоотношениям положения закона «О защите прав потребителей» неприменимы. Судебная коллегия по гражданским делам областного суда оставила это решение без изменения.

Однако в Верховном суде РФ дело получило иной ход. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила вынесенные ранее решения, доказав, что дольщик, приобретая квартиру для личных нужд и инвестируя денежные средства в покупку жилого помещения, является потребителем оказываемых застройщиком услуг. Не передав в установленный договором срок жилье, компания фактически нарушила права потребителя.

«Таким образом, законодатель установил повышенную ответственность за нарушение обязательств стороной, осуществляющей предпринимательскую, в том числе строительную, деятельность, распространил действие закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на отношения по участию граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и тем самым предоставил им право требовать возмещения штрафа и морального вреда за нарушение соответствующих обязательств», – говорится в обзоре судебной практики Верховного суда РФ.

Приведенные уточнения позволят в дальнейшем дольщикам в случае срыва сроков ввода дома в эксплуатацию и передачи оплаченных квартир требовать с застройщика выплаты штрафа и компенсации за причиненный моральный вред. Казалось бы, это может привести, в особенности в Самарской области, к настоящему судебному буму и целой череде разбирательств между дольщиками и застройщиками. Но принесет ли вынесенное Верховным судом РФ решение реальную пользу в части повышения ответственности застройщика перед дольщиками – вопрос спорный.

Дело в том, что в большинстве случаев частные соинвесторы, которые не получили оплаченные квадратные метры в установленный срок (а иногда «задержка» измеряется годами), не могут даже добиться от компании выплаты обычной неустойки. «По закону неустойка может составлять 100% от суммы, внесенной дольщиком в строительство дома. Однако на практике компенсация по договору долевого участия составляет всего 25-30 тысяч рублей. Да и ее получить очень сложно, особенно, если строительная компания находится в состоянии банкротства. Тем более, не приходится рассчитывать какие-то дополнительные штрафы и компенсацию морального вреда», – поясняет координатор общественного движения «Дольщики Самары» Александр Евдокимов.

В случае же, если строительная компания вынужденно переносит сроки завершения работ на объекте, но не отказывается от своих обязательств и не находится в состоянии банкротства, с дольщиками стараются договориться «полюбовно».

По мнению вице-президента ГП «Берег» Вячеслава Сидоровича, конфликтов и судебных разбирательств с потребителями всегда можно избежать, придерживаясь, в первую очередь, принципа прозрачности взаимоотношений. «Когда мы по разным и достаточно объективным посткризисным причинам вынуждены были перенести на один квартал срок сдачи одного из объектов, то почти сразу на всех площадках у нас начали появляться делегации дольщиков, у которых возникли опасения за судьбу своих домов. Люди хотели своими глазами увидеть, что происходит на наших стройках. После нескольких просмотров дольщикам стала ясна ситуация, они убедились, что можно не беспокоиться – работы на объектах идут уверенными темпами», – приводит пример г-н Сидорович.

Другой способ – предложить частным соинвесторам подписать допсоглашение, в котором будет указан новый срок передачи квартир. Дольщики вынуждены идти на подобные изменения условий договора, пусть даже не в свою пользу. И у застройщиков в этой ситуации есть весомый аргумент: чем больше штрафных санкций и обязательств по уплате компенсаций наложат на компанию, тем дольше она будет достраивать дом. А значит тем дольщики будут вынуждены скитаться по съемным квартирам в ожидании долгожданного нового жилья.

Таким образом, официальное признание дольщиков потребителями, скорее, имеет моральное значение, чем реальную пользу. На практике же получить компенсацию за потраченные в месяцы и даже годы ожидания нервы будет достаточно сложно

Источник: Dom63.ru


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей