Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Новые правила, новые ловушки

23.12.2012

С 1 января 2013 года в нашей стране вступают в силу новые правила оказания платных медуслуг. По мнению законодателей, они не предполагают расширения перечня, но призваны навести порядок в их предоставлении.

Вот что по этому поводу рассказал нашему корреспонденту директор Курского филиала страховой медицинской организации «РОСНО-МС» Игорь КОЛОМИЕЦ.

– Игорь Владиславович, больше всего курян волнует, не вырастут ли объемы платной медицинской помощи со вступлением в силу новых Правил?

– Нет, абсолютно. Принятый порядок не инновационный. Он был установлен и ранее, правда, не столь детально. Задача нововведения – максимальная конкретизация понятий, терминов, обязанностей, условий. Наконец-то пациент будет четко знать, что ему положено бесплатно, а что за деньги, указав пальцем в соответствующий раздел данных Правил.

Так что на объемы платной медицинской помощи это не повлияет никоим образом.

– Существует ли перечень платных услуг?

– Теперь да. Заглядываем во второй раздел Правил и обнаруживаем, что медицинские учреждения имеют право продать нам, гражданам России, за наши деньги: сервис в стационаре (индивидуальный пост), лекарственные препараты, если они не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших, анонимность и все то, что мы пожелали сами, а не счел нужным лечащий врач или консультант. Сюда относятся и диагностика, и лечение, и реабилитация.

Все остальное – бесплатно. Наконец-то, надеюсь, куряне поймут, что за исследование на магнитно-резонансном или компьютерном томографе платить не нужно. Если есть основания и данный вид исследования действительно необходим, безальтернативен и безотлагателен – вам обязаны его сделать бесплатно. Но, и это важно, врач должен назначить пациенту исследование, а не рекомендовать. Именно факт назначения диагностического обследования подтверждается направлением, тогда как рекомендации – всего лишь бумажка, не имеющая юридической силы.

Кстати, бесплатными теперь стали гипербарическая оксигенация и экстракорпоральное оплодотворение.

– Кто определяет расценки?

– Учредитель медицинских организаций, а именно комитет здравоохранения области. Сразу скажу, что расценки на платные медицинские услуги у нас в регионе средние – что по ЦЧР, что по ЦФО.

– Некоторые пациенты сталкивались с тем, что получить «бесплатное» направление к специалистам в поликлинике непросто, даже когда для этого есть объективные показания. А не получится ли так, что пациент, который захочет попасть к врачу-специалисту, либо будет давать терапевту взятку, либо за эту услугу все равно придется платить?

– Повторюсь: все, что по желанию пациента, а не исходя из целесообразности и необходимости, наличие которой сможет установить только врач, – все это за собственный счет. И если терапевт не найдет оснований направить вас, скажем, к ревматологу, а вы считаете иначе, – придется заплатить и за прием, и за проведение диагностических исследований.

Что касается злоупотреблений, такой риск есть, но он минимален. Деятельность каждого узкого специалиста в поликлинике контролируют не только администрация больницы, но и медицинские чиновники. Если участковые врачи, вымогая мзду у пациента за направление, «перекроют кислород» узкому специалисту, это мгновенно скажется на показателях нагрузки на приеме, что грозит поликлинике недовыполнением утвержденных объемов медпомощи и потерей части финансирования. Разобраться, на каком этапе «поставлен блок», не составит труда. А, если еще подключатся правоохранительные органы, – в назидание другим злоупотребления будут сведены к минимуму.

– Кто будет контролировать выполнение положений новых Правил?

– «Контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий», – так указано в заключительной статье документа. Другое дело, что полномочия эти не столь широки. Но есть Росздравнадзор, есть территориальный фонд ОМС и страховые медицинские организации, которые также контролируют отдельные разделы деятельности по оказанию платных услуг в пределах своей компетенции. Так что проверяющих хватит с лихвой, ни одно нарушение незамеченным и безнаказанным не останется.

– Будет ли доступна пациентам информация, связанная с платными услугами?

– Вне всякого сомнения. Пункт 5 раздела I Правил, гласит, что исполнитель платных услуг, то есть больница или поликлиника обязана в наглядной и доступной форме довести до пациента исчерпывающую информацию о платных услугах и условиях их получения. Наглядность предполагает наличие информационных стендов или стоек с текстом крупными буквами, возможность ознакомления с нормативными документами, образцы договоров и так далее. Какой должна быть информация, можно узнать из III раздела Правил.

Кроме того, не надо стесняться спрашивать медицинский персонал, администрацию лечебного учреждения по любым вопросам, касающимся платных услуг. Они обязаны дать четкий и полный ответ, ознакомить со всеми нюансами альтернативных видов их оказания, разъяснить всевозможные риски и последствия, как юридические, так и со стороны здоровья, то есть непосредственно связанные с той или иной процедурой или вмешательством.

Если принятые Правила будут соблюдаться, платные услуги, безусловно, найдут своего потребителя. Вот только не хотелось бы, чтобы наши доктора, встречающие с распростертыми объятьями пациента, заплатившего в кассу больницы, равнодушно отворачивались, отмахивались от жалоб больных людей, не имеющих возможности заплатить в кассу или отблагодарить лично. К сожалению, такие случаи есть, и меньше их, увы, не становится.

С такими злоупотреблениями мы будем бороться и дальше: штрафовать медицинскую организацию за невыполнение требований врачебной этики и деонтологии. Только вот сами пациенты крайне редко обращаются к нам за помощью. Скорее всего, боятся испортить отношения с медицинским персоналом.

Изменить такое положение дел непросто, но необходимо, если мы хотим, чтобы качество медицинской помощи улучшалось на самом деле, а не на бумаге в виде отчетов и победных реляций медицинских чиновников.

Источник «Городские известия»


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей