Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Что можно узнать о продукте питания из маркировки, нанесенной на его упаковку?

28.03.2013

Об этом мы говорим с руководителем программ общественного здоровья Международной конфедерации обществ потребителей Мариной Черновой.

Что на этикетке

«АиФ. Здорорвье»: – Марина Герардовна, наше здоровье, а также наши болезни во многом зависят от нашего питания. А что мы едим? Это должно быть указано на упаковке продуктов, которые мы покупаем. Что мы можем узнать из их маркировок?

М.Ч.: – Маркировка у нас регулируется техрегламентом Таможенного союза. Этот документ был принят в 2011 году. Состав, срок годности продукта везде указываются обязательно. А вот пищевая ценность…

Согласно техрегламенту потребитель должен увидеть на упаковке энергетическую ценность (калорийность) продукта, количество белков, жиров и углеводов, количество витаминов и минеральных веществ. Все параметры указаны из расчета на 100 г продукта. Берем, например, конфеты. Вот у нас тут есть белки, жиры, углеводы. Дана энергетическая ценность. Но углеводы – они ведь бывают разные. Есть медленно усвояемые, есть быстро усвояемые, к которым относится и сахар, быстро усвояемые провоцируют ожирение, развитие диабета. Но из нашей маркировки нельзя понять, какие углеводы содержатся в продукте, есть ли в нем и в каком количестве сахар. Дальше – жир или, как говорят специалисты, жирные кислоты. Они бывают насыщенные и ненасыщенные. Ненасыщенные жирные кислоты – полезны, а насыщенные провоцируют развитие атеросклероза, повышенное их содержание в пищи – это риски ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний. Их количество как раз должно быть ограничено. А из маркировки мы узнаем только общее количество жиров.

Требования Евросоюза

«АиФ. Здорорвье»: – Это мы смотрим отечественный продукт. А на импортных продуктах что указано?

М.Ч.: – Вот сухарики, произведенные в Финляндии. Указана их энергетическая ценность. Жиры – в том числе насыщенные жирные кислоты, то есть те, которые нам не нужны и о которых мы хотели бы знать, сколько их, – указаны. Углеводы, в том числе сахар, – указаны. Посмотрите, когда в сухариках углеводов 60 г на 100 г продукта, а сахара всего 1,4 г – это хорошо. И последний момент – соль, ее 1,5 г на 100 г этого продукта. На наших же продуктах информации о количестве соли нет вообще, производители не обязаны ее указывать. Однако лишнее потребление соли – это риск развития гипертонии. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует потреблять не более 5 г поваренной соли в день.

62% сосудистых поражений мозга и 49% случаев ишемической болезни вызваны высоким артериальным давлением. Исследования показывают, что низкосолевая диета в течение всего лишь одного месяца снижает артериальное давление на 3,5% у гипертоников и на 1% у здоровых людей. У нас в стране высочайшее потребление соли, диетологи говорят, что мы чуть ли не 20 г в сутки съедаем. А информации о количестве соли в продуктах, выпускаемых в России, на маркировке нет.

«АиФ. Здорорвье»: – На импортных продуктах больше информации, чем на отечественных?

М.Ч.: – Больше. А теперь давайте посмотрим еще один продукт, который у нас продается. Вот шведское печенье.

Энергетическая ценность – количество килокалорий на 100 г продукта – указана. Но появляется новая для нас строка – процент от дневного потребления. Ты съедаешь печенье и понимаешь, сколько килокалорий от дневной рекомендуемой дозы ты потребил. Белки – есть, углеводы – есть, мы видим, что на 69 г углеводов – 27 г сахаров. Печеньице сладенькое! Жиров – 20 г, из них 10 – насыщенных. Соль – 0,5 г. Информации явно больше, чем на отечественных продуктах. Но можно было бы дать ее еще больше.

Принцип светофора

«АиФ. Здорорвье»: – А что нужно было бы указать еще?

М.Ч.: – Мы не обязаны помнить наизусть: 10 г насыщенных жирных кислот на 100 г продукта – это много или в самый раз? Международная организация потребителей, членом которой наш КонфОП является, пыталась поменять требования к маркировке продуктов в Евросоюзе и ввести понятные для потребителей опознавательные знаки – так называемый светофор. Указывать содержание жиров, сахара, соли не только в цифрах, но и помечать продукты цветными значками «светофора» – зелеными, желтыми и красными наклейками. Например, если количество сахара в 100 г продукта превышает 15 г, на маркировке против этой строки надо поставить красный кружок. Когда вы едите этот продукт, вы должны понимать, что свою дневную норму сахаров вы быстро наберете, а то и превысите. Такое предупреждение важно для тех, кто страдает лишним весом, болен диабетом… Желтым кружком отмечается средняя доза, зеленым – безопасная.

Давайте еще раз посмотрим на шведское печенье. Тут 27 г сахара на 100 г продукта. Если бы маркировка «светофор» была принята, на печенье стоял бы красный кружочек. Безопасный уровень сахара – 5 г и ниже на 100 г продукта. Опасный начинается от 15 г. Продукт был бы «красный» и по насыщенным жирам. Здесь 10 г насыщенных жиров на 100 г продукта. Безопасный уровень – 1,5 г и ниже, опасный – свыше 5 г.

Или возьмем сладкие газированные напитки. Баночка такого напитка содержит 10,8 г углеводов. Эти углеводы – практически один сахар. А что такое 10,8 г сахара на 100 г напитка? Это больше чайной ложки. То есть в пол-литровой бутылке, которая легко выпивается в жаркую погоду, более 50 г сахара! Вы дадите ребенку столько сахара за один раз? При том что суточная потребность – 65 г.

У нас люди едят, например, каждый день колбасу с большим количеством насыщенных жиров и не задумываются. Дают детям соленые чипсы…

Сейчас потребитель мало что может узнать о продукте, который покупает, поэтому у него нет никакой настороженности.

Но производители не обрадовались «светофору». Понятно, что потребление продуктов с красными кружочками со временем бы значительно снизилось, а это невыгодно бизнесу. А так как лобби производителей – мощнейшее в мире, маркировка не была принята в Евросоюзе.

Размер имеет значение

«АиФ. Здорорвье»: – Техрегламент определяет шрифты? Как информация должна быть размещена на упаковке?

М.Ч.: – Никаких требований к шрифтам у нас нет. И к размещению – тоже. Можно написать такими крохотными буковками, что никто и не прочитает, информацию можно напечатать по краю упаковки, на швах, на сгибах…

Наши потребители не получают полной информации о пищевой ценности продуктов питания, поэтому не могут сделать правильный выбор в пользу здоровой пищи.

«АиФ. Здорорвье»: – А в ЕС, в США – есть требования к шрифтам?

М.Ч.: – Есть. Регламентируется все: шрифт, который удобно читается, кегль – чтобы надпись была крупная.

В США, например, на фронтальной части упаковки, на той, что лежит лицом к потребителю, должна быть большая этикетка, хорошо видная потребителю. На ней обязательно должны быть указания и о соли, и о сахаре, и об общем количестве жиров, и о количестве насыщенных.

Пора вносить поправки

«АиФ. Здорорвье»: – А нельзя ли и нам узаконить такую маркировку, с количеством вредных насыщенных жиров, сахара и соли?

М.Ч.: – В 2011 году КонфОП обратилась с этим предложением в Минздрав. Но, к сожалению, наши пожелания учтены не были. Когда техрегламент принимался, мы не увидели на сайте комиссии наших предложений ни среди принятых, ни среди отклоненных.

Но прошел год с момента принятия техрегламента, и в него уже можно вносить поправки. И у нас есть надежда их внести. Нам нужны сторонники, те, кто обладает правом законодательной инициативы. Пытаемся привлечь на нашу сторону Минздрав. Я говорю своим коллегам: если удастся внести изменения в техрегламент, могу считать свою миссию по защите права потребителей на достоверную информацию выполненной.

Памятка покупателю

Проверьте, сколько жиров, сахара и соли в вашей еде.

Уровень
на 100 г
СахарЖирыНасыщенные
жирные кислоты
Соль
Высокий Выше 15 г Выше 20 г Выше 5 г Выше 1,5 г
Средний От 5 г до 15 г От 3 г до 20 г От 1,5 г до 5 г От 0,3 г до 1,5 г
Низкий 5 г и ниже 3 г и ниже 1,5 г и ниже 0,3 г и ниже

Помните, что объем продуктов, который вы съедаете, влияет на количество потребляемых вами жиров, насыщенных жирных кислот, сахара и соли.

Источник АиФ


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей