Вчера российские любители онлайн-шоппинга оставили в интернете немало нелицеприятных высказываний в адрес властей. Поводом для шума послужила копия письма Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП), появившаяся в сети. В письме за подписью президента ассоциации Владимира Саркисова говорилось, что члены ассоциации «вынуждены прекратить импорт в Россию экспресс-грузов, содержащих товары для личного пользования» из-за изменения и усложнения порядка их оформления. В результате операторы не успевают растаможивать приходящие к ним посылки.

Надо отметить, что членами ассоциации являются крупные иностранные и отечественные компании в области экспресс-доставки -  DHL, DPD, "Пони экспресс", СПСР, TNT, FedEx, UPS. Все они перечислялись в письме.

Однако чуть позже выяснилось, что не все из упомянутых операторов на самом деле прекращают работать в России. В ассоциации заявили, что не выпускали соответствующее письмо. Как сообщил Владимир Саркисов, это был всего лишь проект письма, который был направлен для обсуждения членам ассоциации. «Кто-то поторопился и выложил его в интернет. Консолидированной позиции операторов по этому вопросу нет, каждая компания будет принимать решение самостоятельно", - заявил глава АСЭП.

Впрочем, ряд компаний решение отказаться от доставки посылок гражданам России уже приняли. Так, прекратили таможенное оформление экспресс-грузов в адрес физлиц DPD,  FedEx, а также собирается окончательно прекратить импорт грузов для личного пользования DHL Express.

Другие операторы пока раздумывают или заявляют, что не собираются отказываться от экспресс-доставки (в числе последних - СПСР, Pony Express). По словам некоторых участников рынка, ряд новых требований таможни – к примеру,  подтверждение стоимости посылки и подтверждение оплаты — вовсе не новые. Просто сейчас они стали обязательными, а раньше оставались на усмотрение инспектора.

Напомним, в начале января 2014 года Федеральная таможенная служба (ФТС) ужесточила требования к доставке посылок из интернет-магазинов. Экспресс-перевозчики теперь обязаны требовать копии паспортов получателей, копии кредитных карт или платежных документов, адрес фактической доставки товара. Новый порядок таможенного оформления отнимает много времени, поэтому сроки оформления грузов затягиваются.

В  будущем власти намерены изменить и другие правила игры на рынке. Сейчас в Россию можно беспошлинно импортировать посылки на сумму до 1 тыс. евро и (или) весом до 31 кг в месяц. Минфин собирается снизить планку до 150 евро. А в ФТС, кроме того, предлагают снизить лимит с 31 кг до до 10 кг веса одного беспошлинного отправления и ограничить число отправлений - не более одной посылки в месяц.

Все это вызывает недовольство россиян, привыкших к онлайн-шоппингу: многие товары из-за границы обходятся значительно дешевле, нежели если покупать их в России, даже с учетом расходов на пересылку.

А история с открещиванием АСЭП от собственного письма вызывает определенные вопросы. Появление письма в сети ожидаемо вызвало бурную полемику и негодование.  Возможно, участники рынка рассчитывают, что из-за общественного резонанса таможня может несколько смягчить порядок оформления грузов.

Впрочем, знающие люди считают, что в любом случае ничего страшного для потребителей не случилось. «Не произошло ровным счетом ничего катастрофического. Заголовки по этому поводу в СМИ носят какой-то апокалипсический характер. Но речь идет о компаниях, доля которых в перевозке посылок из иностранных интернет-магазинов в совокупности не превышает 1%. Много это или мало? С одной стороны, немало – в пересчете на годовой показатель это почти 400 тыс. отправлений. Но с другой стороны – 99% посылок как шли – так и идут. Порядка 95% международных отправлений приходится на «Почту России», - пояснил «Однако» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

Тем не менее, особо рьяные почитатели уходящих с рынка игроков могут выразить свое возмущение не только в сети. Общество защиты прав потребителей намерено 8 февраля провести по этому поводу митинг в Москве и уже подало соответствующую заявку в мэрию.