Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Роспотребнадзор: Покупатели не обязаны сдавать сумки в камеру хранения магазина

23.02.2014

- Кто отвечает за мою сумку в магазине? Во многих крупных магазинах сейчас есть ячейки для хранения сумок покупателей. Обязана ли я как покупатель сдавать туда свои вещи? Кто обеспечит их сохранность? - интересуется Н.И. Ковалёва.  

На вопрос читательницы газеты «Искры» отвечает начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Артём Казаков:

- Покупатели не обязаны сдавать свои личные вещи в камеру хранения при входе в магазин. Статья 421 Гражданского кодекса России (далее - ГК РФ) регламентирует свободу договора и прямо запрещает понуждение к его заключению. Исходя из этого очевидно, что требования положить вещи в ячейку являются незаконными и охрана с руководством магазина не вправе их выдвигать. Если посещение магазина поставлено в зависимость и обусловлено сдачей личных вещей в ячейки хранения, то это нарушает нормы Гражданского Кодекса РФ. На этот раз речь идет о публичности договора (ст. 426). Согласно статье, магазин не имеет права отказать в продаже товаров при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги. Наличие сумки у покупателя для осуществления публичного договора никаких помех не создает.

Если магазин предлагает воспользоваться сейфом и выдает к нему ключ, он тем самым заключает с покупателем договор безвозмездного хранения, по которому несет ответственность за вещи, оставленные в железной ячейке.

Согласно ст.ст. 886, 887, 891, 901, 401, 902 ГК РФ: «По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее, чем о своих вещах. Хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются: за утрату и недостачу вещей - в размере стоимости утраченных или недостающих вещей».

Особо обращаем внимание, что на правоотношения поклажедателя и хранителя при безвозмездном хранении законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей не распространяется, в силу преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 г . N 2300-I «О защите прав потребителей». Поклажедатель при безвозмездном хранении не является потребителем и правами потребителя не обладает.

Источник: ИСКРА Кунгур


Комментарии  1

userpic
Yurij24.02.2014, 00:38Ссылка
Покажите мне магазин - динозавр, в котором ТРЕБУЮТ оставлять сумки в камерах хранения !
Они вымерли, после известного дела о взыскании с магазина б-А-А-А-льшой суммы денех !

Центральный районный суд Тюмени 14 июля 2008 года вынес решение в пользу потребителя, имущество которого было похищено из ячеек хранения магазина «Техносила» (ООО «ТехноАрсенал»), расположенного в ТРЦ «Гудвин». Суд удовлетворил требования заявителя и обязал администрацию магазина «Техносила» возместить ущерб на сумму более 90 тыс. рублей. Интересы потребителя защищал представитель общества защиты прав потребителей.

Поводом для обращения в суд стала история, которая случалась со многими тюменцами в торговых точках города. Как правило в крупных магазинах и центрах вход в торговый зал с пакетами и сумками запрещен. Покупателям предлагается оставить свое имущество на временное хранение в специальных шкафах-ячейках. Зачастую, после совершения покупки владелец обнаруживает пустой шкафчик. Сотрудники магазинов показывают на табличку «Администрация за сохранность вещей ответственности не несет» и разводят руками. В итоге - разговор на повышенных тонах и испорченное настроение. Но в этом случае пропал профессиональный фотоаппарат с оборудованием общей стоимостью около 90 тыс. рублей. Потребитель совершенно правильно не стал слушать работников магазина и вызвал сотрудников милиции, которые произвели следственные действия и возбудили уголовное дело. Естественно, вора до сих пор не нашли, но в упомянутом судебном процессе материалы уголовного дела сыграли важнейшую роль. Заметим также, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ сотрудники магазина не вправе принудить покупателей к заключению договора хранения в ячейках, находящихся в магазине, поэтому лучший способ избежать длительных судебных тяжб – не оставлять вещи в таких сомнительных местах.

В ходе судебного заседания с участием заместителя директора тюменского филиала ответчика и его адвоката, специально приехавшего из города Челябинска, выяснились интересные факты. Так представители ответчика заявили, что предоставляют посетителям право воспользоваться ячейками для хранения исключительно для их удобства, но при этом не возлагают на себя обязательства отвечать за сохранность имущества, о чем и предупреждают посетителей. Получается, ячейка предназначена для хранения, но администрация магазина отказывается охранять вещи покупателей. Невероятно, но на момент указанных событий:
1. Видеокамеры не были направлены на зону ячеек и не фиксировали движение покупателей в этой зоне.
2. Охрана у ячеек хранения отсутствовала.
3. По непонятной причине дверцы ячеек сделаны из прозрачного материала. Представители «Техносилы» пояснили, что это для удобства покупателей, но получается, скорее, для злоумышленников.

Все эти факты нашли подтверждение в судебном заседании и ответчиком не оспаривались. Это свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязательств по договору хранения, которое и повлекло за собой возможность совершения кражи.

Представители «Техносилы» выразили намерение использовать право обжалования решения в кассационном порядке, поэтому точку в разбирательстве дела поставит Тюменский областной суд. Но уже сейчас можно дать потребителям Тюмени два совета: не стесняйтесь проходить в магазины самообслуживания со своими вещами и обязательно вызывайте милицию, если случилась беда.

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей