Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Более половины жителей Воронежской области считают себя грамотными потребителями

08.12.2014

Подведены результаты социологического исследования по защите прав потребителей на территории Воронежской области в сфере оказания услуг на потребительском рынке региона.Исследование проводилось в октябре этого года социологической службой АНО «Институт политического анализа и стратегий» по заказу департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области. В общей сложности было опрошено 796 человек.

Согласно данным исследования, чуть более трети жителей Воронежа, принимавших участие в опросе (36,7 %), отмечали, что их права как потребителей в текущем году нарушались хотя бы один раз. Каждый четвертый воронежец (24,3 %) указывал на то, что его потребительские права нарушались в половине случаев. Примерно сопоставимое количество респондентов из числа жителей областного центра указали на то, что в этом году их права как потребителей ни разу не нарушались. И, наконец, потребительские права 15,7 % жителей Воронежа в этом году зачастую нарушались.

Для большинства жителей районов Воронежской области (46,8 %), в которых есть отделения Роспотребнадзора, характерна ситуация, при которой их потребительские права в текущем году вовсе не нарушались. В единичных случаях потребительские права респондентов в рассматриваемой группе районов нарушались несколько меньше (33 %). В половине случаев права потребителей были нарушены в этом году у 12,4 % респондентов и зачастую нарушались у 6,4 % участников опроса.

Самым распространенным нарушением потребительских прав было названо оказание услуги не в полном объеме. Такой позиции придерживается четверть населения областного центра, пятая часть населения районов области, в которых есть отделения Рос­потребнадзора, и 17 % жителей районов, в которых таких терр­отделений нет. В ответах горожан на втором месте по распространенности нарушение прав потребителей в виде оказания услуг ненадлежащего качества (20,7 %), на третьем — нарушение сроков оказания услуги (12,3 %). В меньшей степени воронежцы и жители районов области сталкивались с такими нарушениями, как отсутствие необходимой информации о компании, а также отказ в предоставлении жалобной книги.

83,3 % воронежцев отметили, что знают, что их права защищены законом РФ «О защите прав потребителей». Среди респондентов из районов области этот показатель даже несколько выше (88,5% и 94,0% среди первой и второй групп районов соответственно). В целом же практически каждый десятый опрошенный воронежец, как оказалось, не знает о том, что его потребительские права защищаются законодательством.
При этом более половины респондентов считают себя грамотными потребителями. Максимален этот показатель в Воронеже (63 %). В районах, в которых есть отделения Роспотребнадзора, данный показатель зафиксирован на уровне 56,2 %, в остальных районах области — 59,8 %. Респондентов, не считающих себя грамотными потребителями, меньше всего в Воронеже (23,3 % против 38,3 % и 36,3 % в двух группах районов).

Согласно данным социсследования, абсолютное большинство респондентов не обращалось за защитой своих прав в отделения Роспотребнадзора, 15 % воронежцев обращались в данную структуру. Среди жителей районов области, в которых есть территориальные отделения Рос­потребнадзора, данный показатель несколько меньше — 6,4 %. В тех же районах, в которых нет терротделений, данный показатель крайне низок — 1,6 %.

Ответы на вопрос о том, какие трудности могут возникнуть при защите собственных потребительских прав, варьируются в зависимости от места проживания. Так, значительное число воронежцев связывает трудности в защите собственных потребительских прав в большей степени с нежеланием самостоятельно изучать соответствующее законодательство (22,0%) и с незнанием куда обращаться (21,0%). На третьем месте по распространенности ответов горожан — незнание собственных потребительских прав (15,7%). Далее следуют нежелание тратить на это личное время (13,7%) и стойкое нежелание связываться с недобросовестным поставщиком услуг (12,7%). Наконец, 7,7% воронежцев попросту не верят в успех такой операции.

Основными поводами обращения в суд для защиты собственных потребительских прав являются финансовые потери и нанесение ущерба здоровью. При этом, для воронежцев первый повод актуален в 46,0% случаев, а второй только в 29,3%. Для жителей районов области, напротив, здоровье в большем количестве случаев важнее, чем финансовые потери. Так, соотношение показателей в первой выделяемой группе районов — 30,3% против 57,0%, а во второй — 18,7% против 64,5%. Примерно равное количество жителей Воронежа и районов области в вопросе обращения в суд для защиты собственных потребительских прав поставили во главу угла ущемление личностного достоинства (от 6,0% до 7,6%). При этом 13,7% опрошенных ни при каких условиях не обратились бы в суд для защиты потребительских прав, в то время как в двух группах районов области этот показатель составил 6,4% и 9,2% соответственно.

В районах Воронежской области, где присутствуют отделения Роспотребнадзора, 74,89 % респондентов готовы были оплатить юридические услуги по защите потребительских прав. 26,7 % опрошенных уверены, что могли бы отдать за это 300–500 рублей, еще 23,3 % согласились бы отдать более скромную сумму — от 100 до 300 рублей. Что касается районов области, в которых отделение Роспотребнадхора отсутствует, то процент согласных прибегнуть к услугам профессиональных адвокатов несколько ниже — 69,16 %. Кроме того, большинство ответивших из второй группы (31,85 %) в качестве оптимальной суммы оплаты услуг юристов назвали 100–300 рублей.

Из всех отвечавших на вопрос о том, доводилось ли обращаться за защитой своих потребительских прав в соответствующие общественные организации, среди воронежцев только 8,7 % респондентов ответили утвердительно, среди жителей районов Воронежской области, где есть такие организации и терротделы Роспотребнадзора, — 4,0 %. В районах области, где нет ни таких терротделов, ни общественных организаций по защите прав потребителей, опыт обращения в общественные организации по защите прав потребителей отсутствует вовсе.

Выборка исследования квотная, репрезентирующая население Воронежской области в зависимости от половозрастных характеристик в каждом из обследуемых муниципальных образований с вероятностным отбором респондентов на последней ступени. В общей сложности было опрошено 796 человек.

Поделиться…

Источник: Экономика и жизнь - Черно­земье


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей