Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Коллектор боится звонить дважды

false

Вступивший в силу закон «О защите прав физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» снизил эффективность взысканий и приведет к ужесточению кредитной политики банков

Фото: ТАСС/Петр Ковалев

Вступивший в силу с начала этого года «антиколлекторский» закон создает угрозы для рынка розничного кредитования. Кредиторам теперь запрещено звонить должникам более одного раза в день, чем граждане активно пользуются, урезая время таких бесед до нескольких секунд. Эффективность взыскания долгов сразу же снизилась, и теперь банки готовы ужесточить условия кредитования.

Требования нового закона ставят коллекторов в сложное положение. С начала этого года взыскатели не могут контактировать с должником более одного раза в сутки — это прямое требование закона «О защите прав физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности», который был принят летом прошлого года. В соответствии с нормами этого закона коллекторы не имеют права общаться с людьми, проходящими лечение, причем должник не обязан доказывать факт болезни. К тому же воздействовать на заемщиков теперь могут только взыскатели, включенные в реестр Федеральной службы судебных приставов (ФССП). В этот реестр сейчас включена лишь небольшая часть коллекторских агентств. 

— Только 1% должников, находящихся на лечении, письменно уведомляют взыскателей, — рассказала «Известиям» президент «Секвойи» Елена Докучаева. — Возможность не уведомлять коллекторов письменно о нахождении в медучреждении создает почву для злоупотреблений.

По словам Елены Докучаевой, ограничение на контакт — раз в день — касается прежде всего звонков и голосовых сообщений с напоминанием о наличии долга. Но закон не определяет понятие «контакт» и не учитывает необходимости в перезвонах. Связь может многократно прерываться, в том числе по просьбе должника.

По данным «Секвойи», из 100% вызовов 20% обрываются (заемщик просто кладет трубку), а около 30% завершаются просьбой должника перезвонить через некоторое время, так как он сейчас не может вести диалог. Если коллекторы учитывают ограничения, установленные законом, то контакт с должником переносится на следующий день. Еще один нюанс закона, играющий против взыскателей, — возможность должника в любой момент отказаться от взаимодействия с коллектором и перевести диалог в судебную плоскость. По прогнозам «Секвойи», должники будут этим активно пользоваться: суды не отменяют необходимости возврата долга, но в них процесс принятия решений растягивается на долгое время.

— К сожалению, мы отмечаем значительное количество случаев злоупотребления правом со стороны должников, — подтверждает зампред компании «Сентинел кредит менеджмент» Александр Савинов. — Заемщики пытаются трактовать положения закона в свою пользу, мотивируя таким образом отказ от оплаты.

Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин констатирует, что уклониться от общения с взыскателями стало гораздо легче, ведь сейчас непонятно, могут ли кредиторы и коллекторы перезванивать, если должник бросил трубку.

По предварительным оценкам коллекторов, эффективность взыскания снизится на 5–18%. По наблюдениям Бориса Воронина, эффективность взыскания снизилась уже в январе и этот процесс продолжится в ближайшие месяцы. В «Секвойе» уверены, что банки в сложившейся ситуации будут вынуждены ужесточить требования к заемщикам и в результате рынок розничного кредитования покажет рост всего на 5% по итогам года.

Банкиры подтверждают опасения коллекторов. Зампред Локо-банка Андрей Люшин считает, что банкам придется быть жестче при оценке потенциальных заемщиков, что будет способствовать замедлению рынка розничного кредитования.

Директор департамента по работе с просроченной задолженностью Бинбанка Сергей Голец отмечает, что из-за «антиколлекторского» закона банки будут искать иные пути урегулирования долга — например, предлагать реструктуризацию или идти в суд, а не обращаться за помощью к коллекторам.

— Коллекторские агентства, которые в основном опираются на досудебные способы взыскания, вероятно, потеряют в эффективности более существенно, так как способов воздействия на должника становится меньше, —поясняет Сергей Голец. — Но в целом закон, у которого цель защитить должника от взыскателя в самом широком смысле, не способствует тому, чтобы кредиты возвращались вовремя. А это положительно сказывалось бы на ставке кредитования.

Если банкиры и коллекторы видят риски от реализации «антиколлекторского» закона, то в Союзе потребителей его считают важным и полезным с точки зрения защиты прав людей.

— «Антиколлекторский» закон очень правильный, он призван защитить должников от произвола коллекторов, когда те бросают бутылки с зажигательной смесью в окно и всячески злоупотребляют правами, — защищает закон председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Источник: http://izvestia.ru/news/660507

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей