Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Поверка на порогах: мошенники наживаются на счетчиках воды

21.08.2020

Жители Оренбурга на протяжении нескольких лет получали рекламные листовки по замене счетчиков водоснабжения под видом официальных извещений. А в Кирове горожанам предлагали не только провести поверку, но и поменять исправные приборы учета. При этом, как выяснилось, компания даже не была аккредитована. О том, почему счетчики воды стали орудием мошенничества и как не стать жертвой недобросовестных «водопроводчиков», — в материале «Известий».

Обманчивая реклама

На протяжении нескольких лет жители Оренбурга получали извещения от некой «Единой информационной службы ЖКХ» о поверке и замене счетчиков водоснабжения. Услуги компании стоили дороже официальных, однако рекламные извещения о замене приборов учета рассылались со ссылкой на нормативно-правовые акты и таблицей расчета стоимости коммунальных услуг по тарифам и нормативам.

Как выяснилось, рекламные листовки «информационной службы», оказавшейся на поверку неким ИП Калачевым из Петрозаводска, распространялись и в других регионах страны. Проверкой занялось УФАС Республики Карелия. В итоге реклама была признана ненадлежащей на территории Хабаровска, Оренбурга, Орла, Омска, Улан-Уде.

Немногим ранее подобные листовки с призывом провести поверку счетчиков также активно рассылались и в Кирове. Оригинальностью мошенники не блистали и назывались точно так же, как и коллеги из Петрозаводска: «Единая информационная служба жилищно-коммунального хозяйства» (ЕИСЖКХ). При звонке в компанию ее представители также предлагали купить новые приборы, объясняя это тем, что поверка была признана неэффективной. Таким образом, исправные счетчики предлагалось заменить на новые, заплатив примерно 5 тыс. рублей. Как выяснилось, эта компания не была аккредитована, а потому вообще не имела права осуществлять поверку счетчиков воды.

Психологический фактор

В разговоре с «Известиями» председатель Союза жилищных организаций Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин, объяснил психологическую сторону мошеннической схемы.

 Такой вид мошенничества стал распространенным наряду с другими преступлениями, связанными с обманом населения. В первую очередь страдают слабо защищенные социальные слои — это пожилые люди и юридически неграмотные граждане. Пользуясь этим, группы мошенников работают по навязыванию ненужных дорогих услуг, причем это касается не только счетчиков воды, но и замены труб, газосчетчиков, — подчеркнул он. — Однако необходимо помнить о том, что граждане всегда вправе отказываться от этих услуг.

Люди по-прежнему очень доверчивы: если они видят какие-то извещения, похожие на официальные, то почти всегда им верят, отметила в беседе с «Известиями» эксперт в области ЖКХ, сопредседатель некоммерческого партнерства «Управдом» Евгения Юнисова. Эта сфера очень привлекательна для различных махинаторов, поскольку большинство граждан привыкло каждый месяц оплачивать услуги ЖКХ. Соответственно, не вызывают сомнений и различные дополнительные расходы, связанные в том числе и с поверкой счетчиков.

— Особого контроля в этой сфере нет, этим могут заниматься любые организации, имеющие соответствующее оборудование, здесь не требуется специального допуска. Кроме того, это свободный рынок услуг — а потому нет и единых расценок. Поскольку это достаточно востребованная услуга, среди компаний очень большая конкуренция, но, как правило, все придерживаются сложившихся цен. Вообще поверкой счетчиков должна заниматься управляющая организация, поскольку у нее есть сведения о том, когда проходит межповерочный период для каждого счетчика. Как правило, у крупных управляющих компаний, и тем более у ТСЖ и ЖСК, уже сложившиеся взаимоотношения с конкретными фирмами по поверке приборов учета, — добавила Юнисова.

Что в документах

Поверки всегда осуществляются на основании документов, где указывается срок, после которого ее необходимо проводить, рассказала «Известиям» исполнительный директор Национального центра «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева. «Но зачастую люди в силу психологических факторов не смотрят в документы, когда на них начинают наседать. Кончено, у нас органы власти пытаются как-то с этой проблемой бороться. В ряде регионов, в частности в Москве, прямо в платежках указывается следующий срок поверки. Кроме того, недавно было принято решение о том, что все данные о поверках заносятся в специальный реестр на сайтах региональных метрологических служб, и, соответственно, там можно посмотреть, что у тебя проверяли и когда», — отметила она.

По словам эксперта, одним из способов решить проблему с мошенничеством по счетчикам воды могла бы стать отмена поверок, как это было сделано с электроэнергетикой. В соответствии с федеральным законодательством с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перейдет к энергетическим компаниям — гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относится частная жилая застройка). Таким образом, потребители перестанут нести затраты на приобретение и установку приборов учета (раньше это стоило от 5 тыс. до 20 тыс. рублей, в зависимости от сложности работ по установке и вида оборудования). Также с граждан была снята вся ответственность за обслуживание и поверку электросчетчиков, единственной их обязанностью осталась необходимость следить за их сохранностью.

— Если возникают предложения что-то поверить, необходимо посмотреть не только в документы, но и почитать про саму организацию. Никогда не следует сразу соглашаться, если тебе кто-то позвонил и предлагает свои услуги. Надо узнать об этой компании, почитать отзывы, и в целом взвешенно подходить к предлагаемым услугам. Кроме того, эта организация должна быть в реестре метрологических служб. Как правило, если компания сертифицирована, она не будет портить свою репутацию и навязывать ненужные услуги, — подчеркнула Разворотнева.

Легкий бизнес

Схема работы по счетчикам довольно проста, а потому и привлекает мошенников, заметил член Общественного совета при Минстрое России Алексей Макрушин.

— Ты взял у потребителя условно 700 рублей и выдал ему справку о том, что всё поверено — это всё очень легко. Вопрос достаточно давно обсуждается в органах власти, обсуждались предложения о том, чтобы передать функцию учета от потребителя тому, кто поставляет эти услуги, чтобы сама организация, снабжающая дом водой или теплом, владела этими приборами учета и осуществляла их обслуживание, — говорит Макрушин. — Понятно, что здесь важно, кто будет нести соответствующие расходы, кто будет осуществлять замену приборов учета. Но пока у нас за эту функцию отвечают сами жильцы и пока у нас есть требования по проведению поверки и есть возможность таким образом ее осуществлять, будут существовать подобные мошенники.

Единый реестр

Впрочем, Росстандарт предпринимает шаги по защите потребителей от мошенников. В конце сентября в силу вступит норма, согласно которой, после того как специалист сделает на месте поверку прибора, он должен будет в течение суток внести данные в реестр ФГИС «Аршин» — ведомственную систему с открытым доступом. Запись в реестре Росстандарта станет единственным юридически значимым результатом поверки бытовых счетчиков и других средств измерения.

С ее помощью владелец счетчика сможет самостоятельно внести сведения о заводском номере и получить доступ к результатам проведенного осмотра. Кроме того, россияне смогут ссылаться на запись в реестре, чтобы узнать о дате следующей поверки.

Пока же гражданам разрешено не проводить поверку любых счетчиков до конца текущего года.

Известия


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей