Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

«Отдать украденное»: в России упростят возврат денег жертвам мошенников

08.09.2021

В России собираются упростить возврат денег жертвам мошенников. Минфин разрабатывает механизм, который ускорит процесс взаимодействия банков, ЦБ и правоохранительных органов по возвращению денег, похищенных со счетов. Сейчас расследование подобных уголовных дел может тянуться месяцами, и за это время украденные средства бесследно исчезают. Как будет работать новая схема — выясняли «Известия».

Защитный механизм

В министерстве финансов рассказали о работе над механизмом, который упростил бы взаимодействие банков и полиции в случаях мошенничества и помог возвращать деньги потерпевшим.

— Мы предлагаем законодательно дать возможность Банку России и МВД оперативно реагировать на информацию о мошенничестве и быстро получать решение суда по блокировке дальнейших действий, — сообщил заместитель министра Алексей Моисеев.

Задача нового механизма состоит в том, чтобы упростить взаимодействие между Центробанком, финансовыми организациями и МВД, чтобы быстрее реагировать на информацию о преступлении и «тормозить» деньги, пока их не успели вывести, отметил замминистра.

Как будет работать новая схема и с какими проблемами сталкиваются жертвы мошенников, пытаясь вернуть средства, — разбирались «Известия».

«В 90% случаев вернуть деньги не удается»

По данным Генпрокуратуры, каждый пятый факт кражи в России связан с хищением денег с банковского счета. Только в 2020 году телефонные мошенники украли у россиян 66 млрд рублей. В общей сложности онлайн-мошенники за год похитили более 150 млрд.

По словам источника «Известий» в правоохранительных органах, более чем в 90% случаев украденные средства вернуть не удается. Причина в том, что в стране не существует механизма, который автоматически возвращал бы деньги жертвам преступников.

— Когда мошенники похищают некую сумму, деньги выбывают и из кармана человека, и из банка, потому банк не может вернуть их, — объясняет он. — Не существует блокировочного механизма, чтобы средства оставались в банке — они отправляются дальше на счета злоумышленников. И когда человек приходит в полицию и возбуждается дело, следователь не может сразу изъять деньги — ему нужно сначала направить запрос в банки, узнать, с какого счета и куда списались средства, направить письмо в банк, чтобы их заблокировали, если они еще на счету — но их, конечно, там уже нет. Они либо обналичены, либо переведены на интернет-кошельки.

По словам источника, даже если преступника удается поймать, он к тому моменту уже либо потратил, либо сокрыл украденное. То есть, цель наказать мошенника достигается, но возврата денег не следует, резюмирует собеседник «Известий».

«Число мошеннических операций растет»

Слова источника подтверждает и юрист Европейской юридической службы Евгений Иванов. Вернуть деньги, украденные в результате мошеннических действий, практически невозможно: заявление в полицию, возбуждение уголовного дела, запросы следователя в банковские организации о деталях транзакции требуют слишком много времени.

— Если возможность приостанавливать дальнейшие операции с похищенными деньгами на этапе обращения гражданина будет закреплена законодательно, появится возможность сразу принимать обеспечительные меры к возмещению ущерба, — говорит Иванов.

По его словам, число мошеннических операций со счетами граждан ежегодно растет — и правоохранители просто не справляются с объемом обращений граждан. Преступники используют счета третьих лиц, для получения информации по которым нужны дополнительные запросы, а ответы на них могут занять недели и даже месяцы.

— В целом, если новая процедура будет правильно организована, она позволит быстрее отслеживать движение средств — если схема мошенников изначально простая (перевести деньги со счета потерпевшего и снять через карту третьего лица), — считает юрист. — Но с учетом наличия систем электронных моментальных переводов, быстрых платежей и иностранных платежных инструментов за время обнаружения хищения средств и обращения в полицию деньги могут быть легко выведены.

Непростая головоломка

Правовое противодействие телефонному мошенничеству — непростая головоломка, говорит управляющий партнер адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Сергей Бородин. Невозможность односторонней отмены операции во внесудебном порядке, тяжеловесный механизм возбуждения и расследования уголовного дела вкупе с гибкостью и оперативностью мошенников дают неутешительный прогноз.

— Процедура, которую предлагают ввести в Минфине, в теории сократит срок до нескольких дней, в лучшем случае, часов, — говорит управляющий RTM Group Евгений Царев. — Однако в данном случае счет идет на минуты. Как правило, получив деньги, мошенники проводят еще две-три операции по переводу и похищенные деньги уже снимаются с банкомата.

Как объясняет «Известиям» старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Антон Рогачевский, предлагаемый механизм оговаривает возможность блокировок подозрительных транзакций — однако и с этим может возникнуть проблема.

— Система будет неспособна распознавать в больших объемах переводов, подозрительна ли транзакция или нет, — уверен собеседник «Известий». — Поэтому тут два варианта: либо выделять какие-то критерии, которые будут отличать обычный перевод от перевода денег мошенникам (что практически невозможно), либо ставить стандартные признаки, и программа будет блокировать все платежи, тормозя рабочие процессы.

По мнению Сергея Бородина, пока нет возможности однозначно оценить упрощенный механизм взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов. Непонятно, в какой процессуальной форме будет приниматься решение о блокировке, как будет осуществляться взаимодействие между госорганами и банками, какие гарантии от злоупотреблений будут предусмотрены.

— Сокрытие преступных доходов — более глобальная проблема, нежели мошеннические хищения денег. Пока преступники применяют классические варианты «обнала», а криптовалюту использует небольшая часть криминала. Но нет сомнений, что при развитии цифровой валюты мошенники возьмут и ее на вооружение, — резюмирует собеседник «Известий».

 

Известия


Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей