Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

О недобросовестной практике маркетинговых акций отдельных компаний

06.11.2021

Роспотребнадзор внимательно отслеживает недобросовестные практики, маркетинговые акции и иные действия отдельных компаний с целью выработки подходов к регулированию вопросов, связанных с прозрачностью ценовых и иных условий в момент принятия потребителем решения.

На рабочих группах и совещаниях с участием Минпромторга России, Минюста России и представителей крупного российского ритейла Роспотребнадзор последовательно отстаивал позицию, что в условиях бурного роста электронной торговли необходимо не допустить на рынке манипулирование информацией о цене и товаре в целях введения потребителей в заблуждения или обмана их ожиданий от той или иной покупки.

В последние годы наблюдаются настойчивые попытки розничного бизнеса изменить ключевые правила взаимодействия с потребителем. Прежде всего это касается законодательного закрепления возможности отказать потребителю в продаже товара под действительным или мнимым предлогом.

Связано это, прежде всего, с глобальной цифровизацией каналов продаж, усложнением логистики, появлением масштабного бизнеса, основанного на создании посреднических платформ (маркетплейсов), которые не хотят разделить риски и ответственность с продавцами.

Однако в новых Правилах продажи (Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463) Роспотребнадзору удалось отстоять норму, согласно которой при продажах через «Интернет» договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Никаких норм, предусматривающих возможность расторгнуть такой договор Правила продажи не предусматривают.

Естественно, когда речь идет о формировании маркетинговых акций, распродаж от маркетплейса или продавца требуется взвесить риски, связанные с ажиотажным спросом, нельзя допускать заключение договоров при отсутствии товаров на складе – это сопряжено как с правовыми, так и с репутационными рисками.

Особо хочется подчеркнуть, что тотальное распространение практик продаж, при которых продавец или торговая площадка заявляют о крупных скидках не основано на базовых принципах законодательства о защите прав потребителей. Дело в том, что информация о цене товаров должна формироваться таким образом, чтобы обеспечить возможность для потребителей сделать правильный выбор. Установление же заведомо нереальной цены и снижение ее в два-три раза или на 90%, как зачастую указывают продавцы, призвано сыграть исключительно на поведенческих особенностях потребителя, привыкшего к рациональному использованию бюджета и стремящемуся сэкономить за счет скидок. В настоящее время эти вопросы предметно не регулируются законодательно, поскольку у потребителя в цифровой среде есть инструменты сравнения товаров по цене при помощи специальных платформ или обычных поисковых систем.

Если товар заказан на условиях специальной акции – то продавец должен исполнить такой договор. При этом особо подчеркиваем, что факт оплаты товара не играет существенной роли – само по себе важно то обстоятельство, что потребитель отреагировал на публичное предложение продавца.

Правилами продаж также предусмотрена обязанность продавца ответить на сообщение потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи (пункты 13 и 14 Правил продажи), направить ему номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

Если же на сайте продавца или маркетплейса (владельца агрегатора в терминологии Закона «О защите прав потребителей») произошел технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок – юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль – распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду. В таких случаях у продавца, безусловно, есть право обратиться в суд с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключенным, по закону продавец не может. Эти ситуации требуют внимательного отношения к потребителю, недопустимо решение такого спора исключительно с позиции «экономической силы». По наблюдениям, многие потребители готовы и сами отказаться от сделки, если им корректно объяснить причины, по которым она не может быть исполнена, но потребитель в любом случае вправе требовать исполнения де-юре и де-факто заключенного договора: как передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь.

Пресс-служба Роспотребнадзора

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей