Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Собственник авто взыскал ущерб от падения наледи с моста

10.10.2022

Во время непогоды на автомобиль может упасть дерево или ледяная глыба. Если МЧС предупреждало об ухудшении погоды или в городе вводили режим ЧС, то водителю могут отказать в возмещении ущерба. Такие ситуации признают форс-мажором. Но на машину водителя из Владивостока наледь упала спустя почти месяц после ледяного дождя. Первая инстанция и в этом случае отказалась взыскать деньги с чиновников. Но апелляция решила, что у ответственных лиц было достаточно времени, чтобы принять какие-то меры и ликвидировать последствия непогоды. Поэтому они должны оплатить ремонт ТС.

19 ноября 2020 года на Владивосток обрушился ледяной дождь. Из-за погодных условий в городе ввели режим чрезвычайной ситуации, который продлился до 21 ноября. Как пишут СМИ, из-за этого дороги превратились в каток, а деревья покрылись льдом и падали на машины. Заледенели путепроводы и эстакады, в том числе и Золотой мост — один из пяти самых больших вантовых мостов России (тип моста, когда дорожное полотно стальными тросами держится на опорах). «Коммерсант» писал, что переправу на несколько часов перекрыли, чтобы попытаться очистить от наледи. После этого во Владивостоке началось потепление. 

Утром 11 декабря Дмитрий Ремицкий* ехал на Toyota через Золотой мост, и в этот момент на автомобиль упала ледяная глыба. Из-за этого лобовое стекло треснуло, а на панели приборов появились царапины. Водитель сразу же остановился, позвонил в полицию, а место инцидента снял на видео.

В УМВД отказали возбуждать уголовное дело по ст. 167 УК («Умышленные уничтожение или повреждение имущества»). Тогда Ремицкий обратился в экспертную организацию «АвтоЭксПро», чтобы оценить ущерб. Специалисты заключили, что на восстановление иномарки уйдет 115 254 руб. 

Водитель мог избежать

Эту сумму мужчина решил взыскать солидарно с правительства Приморского края, министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и компанию «Спецсу». Логика истца такая: мост находится в собственности Приморского края, его оперативным управлением занимается министерство, а на основании госконтракта содержание обеспечивает «Спецсу». 

По мнению Фрунзенского районного суда Владивостока, истец не доказал, что повреждения автомобиль получил из-за падения льдины во время движения по мосту. Не убедила первую инстанцию и видеозапись, которую сделал Ремицкий. Суд указал, что на ней зафиксированы последствия инцидента, а не его причина.

Еще суд указал, что заявитель не доказал связь между бездействиями ответчиков и причиненным вредом. Ведь с 19 по 21 ноября глава Владивостока своим постановлением вводил режим ЧС. СМИ информировали горожан, что из-за аномальной погоды линии электропроводов обрываются, а с мостов и крыш зданий падает наледь. В последующем синоптики прогнозировали потепление. Исходя из этого, первая инстанция решила, что падение льда на машину произошло при обстоятельствах непреодолимой силы. А истец при должной осторожности мог избежать подобной ситуации. В итоге суд отказал в иске (дело № 2-108/2022).

Не приняли должных мер

Другого мнения оказалась апелляция. Приморский краевой суд отметил, что в городе действительно вводили режим ЧС, но с тех пор до падения льда с опор моста прошло почти три недели. То есть ответственные службы могли принять какие-то меры, в том числе перекрыть мост для проезда машин. Суд решил, что ответственность за ненадлежащее содержание конструкции несет не собственник, а лицо, обладающее им на праве оперативного управления, то есть министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.

А еще апелляция указала на доказанность факта падения льда на иномарку, принадлежащую истцу. На снятом им видео понятно, что машина находится на мосту, видны повреждения на лобовом стекле, а рядом с ТС разбросаны кусочки льда. В итоге Приморский краевой суд отменил решение первой инстанции и взыскал с министерства 115 254 руб. (дело № 33-6378/2022).

Эксперты: если нет вины водителя, то реально взыскать убытки

Ситуации, когда машину повреждает упавший снег, наледь или деревья, встречаются часто. Но не всегда владельцы могут взыскать деньги на ремонт ТС. Это зависит от доказанности ненадлежащего содержания имущества со стороны ответчика, замечает Любовь Шебанова, руководитель практики административного, уголовного права и автотематике Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Так, в деле № 88-16456/2021 владелец машины Renault, на которую упал снег с крыши здания, взыскал через суд в общей сложности 75 900 руб. Три инстанции указали, что управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в чьем оперативном управлении находилось здание, не приняло меры для очистки крыши от наледи.

В ситуации Ремицкого надлежащий ответчик — региональное министерство, так как мост также находится в его оперативном управлении. Шебанова подтверждает, что в этом случае переходит и обязанность надлежаще содержать имущества. А так как конструкция предназначена для движения транспорта, то и ответственные за его содержание должны обеспечить безопасность объекта инфраструктуры.

При погодных аномалиях органы исполнительной власти наделены полномочиями, а в некоторых случаях и обязанностями по предотвращению и минимизации последствий. И если этих мер явно недостаточно или вообще налицо бездействие, то вполне логичной и справедливой видится практика возложения обязанности возместить возникший из-за такого ненадлежащего исполнения обязанностей ущерб.

Любовь Шебанова

Амир Хасанов, юрист ЮФЯлилов и Партнеры , обратил внимание на ситуации, когда водителю могут отказать в возмещении ущерба. Сделать это могут, когда в инциденте есть вина самого водителя: он проигнорировал специальные ограждения или предупреждения МЧС. А еще, если было штормовое предупреждение, подобные погодные аномалии суды признают форс-мажором, как это произошло в деле № А40-142208/2021. Поэтому юрист рекомендует не ставить автомобиль в огороженной зоне уборки снега или под деревьями во время штормового предупреждения. 

ВС разбирался, кто виноват в ДТП из-за ямы на дороге

Водитель наехал на выбоину, из-за чего машину занесло, и она опрокинулась. Три инстанции встали на сторону дорожников, указав, что водитель не учел условия движения зимней ночью. Но водителя это не устроило, и он подал жалобу в ВС. Там разобрались, отвечают ли параметры выбоины требованиям ГОСТ, который разрешает ямы до 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину.

Перед Новым годом, вечером 30 декабря 2019-го, Сергей Лунин* на своей «Ладе» попал в ДТП в Челябинской области. Он наехал на выбоину на дороге, машину занесло, и она опрокинулась. Дело об административном правонарушении возбуждать не стали. Но в определении об отказе указали, что водитель нарушил п. 10.1 ПДД. По правилам водитель должен соблюдать допустимый скоростной режим и учитывать интенсивность движения, особенности своей машины, а еще дорожные и погодные условия. Если же передвигаться опасно и водитель может это понять, ему необходимо снизить скорость. Что из этого Лунин не сделал — из судебных актов непонятно.

Содержать эту часть дороги должно АО «Ойкумена»: компания заключила госконтракт с челябинским Министерством дорожного хозяйства. По договору субподряда организация делегировала эту обязанность ООО «Урал-Сервис-Групп». 

Машина получила серьезные повреждения, которые эксперт оценил в 251 200 руб. (цена ремонта) и 22 432 руб. (утрата товарной стоимости).

Все дело в неотремонтированной дороге

По мнению Лунина, организации виноваты, поскольку не заделали яму и не обработали дорогу противогололедными средствами. Водитель подал иск к обеим компаниям на 328 922 руб., в том числе 273 632 руб. ущерба, 50 000 руб. компенсации морального вреда, 1290 руб. расходов на диагностику и 4000 руб. на оценку. К иску Лунин приложил ответ ОМВД России по Каслинскому району, который подтверждает: часть дороги, на которой произошло ДТП, в ненадлежащем состоянии. На ней есть большая выбоина — длиной 90 см, такой же ширины и глубиной 8 см. Помимо этого, там были другие выбоины, просадки и проломы, которые не соответствуют ГОСТ. Кроме того, как заметил водитель, на этом участке дороги не было знаков, которые предупреждали бы об ограничении скорости.

Впрочем, данные о яме на этой дороге в деле противоречивые. Как отмечается в акте ВС, «в материалах ГИБДД нет информации о недостатках на участке пути, где произошло ДТП с участием Лунина». 

Виноват водитель

В первой инстанции по ходатайству ООО «Урал-Сервис-Групп» назначили судебную экспертизу. Ее провел ИП Т. Н. Анищенко. Эксперт пришел к выводу: безопасная скорость в тех обстоятельствах, при которых случилось ДТП, равна 46 км/ч. Если бы водитель не превышал это значение, он мог избежать аварии. Как говорится в заключении, «стоимость ремонта повреждений «Лады» из-за выбоины на дороге равна нулю». Центральный районный суд Челябинска пришел к выводу, что Лунин нарушил п. 10.1 ПДД и спровоцировал ДТП. Суд отказал водителю.

Как говорится в заключении, «стоимость ремонта повреждений «Лады» из-за выбоины на дороге равна нулю».

Согласился с таким выводом и Челябинский областной суд. Апелляция отметила, что Лунин не в полной мере оценил дорожную обстановку: было темно, на дороге — снежный накат (определение № 11-7657/2021). Водитель не учел, что на пути установлены знаки «Неровная дорога», не выбрал скорость, которая позволила бы ему контролировать движение. Суд отметил, что само по себе состояние покрытия не освобождало Лунина от соблюдения п. 10.1 ПДД. 

7-й КСОЮ тоже поддержал позицию нижестоящих инстанций. Тогда водитель обратился в Верховный суд.

Кто должен доказывать невиновность в ДТП

ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию (дело № 48-КГ22-16-К7). Коллегия обратила внимание, что по ГОСТ максимально допустимый размер выбоин — в длину 15 см, в ширину 60 см и 5 см в глубину. Суды установили, что эта яма была больше. Еще судьи отметили, что из ответа ОМВД, который прилагал к иску Лунин, следовало: состояние дороги не соответствует требованиям. Из-за этого ООО «Урал-Сервис-Групп» выносили предписание устранить недостатки.

Поэтому ответственность за вред автомобилю в результате ДТП, произошедшего из-за поврежденной дороги, лежит на организации, которая должна ее содержать.

Еще ВС отметил, что на причинителя вреда возлагают обязанность доказать умышленные или неосторожные действия потерпевшего, из-за которых этот вред возник или стал меньше. Здесь — на ООО «Урал-Сервис-Групп». Нижестоящая инстанция же обязала Лунина обосновать отсутствие вины. Судебная коллегия ВС по гражданским делам обратила внимание, что судам следовало установить степень вины потерпевшего и причинителя вреда, чтобы определить размер возмещения ущерба.

Мнение юристов

Артур Великжанин, адвокат, советник Казаков и партнеры , отмечает, что определение ВС значимо для аналогичных дел как минимум двумя позициями:

  • Суд установил и последовательно изложил причинно-следственную связь между нарушением ГОСТ по обустройству и содержанию дорог компанией и ущербом, причиненным гражданину, его имуществу.
  • Суд пресек попытку нижестоящих инстанций возложить вину за причиненный ущерб на водителя.

Есть шанс, что водители, пострадавшие от недобросовестных строителей дорог, получат соответствующее возмещение.

Артур Великжанин

Если рассматривать не юридическую, а лишь автотехническую составляющую, можно понять позицию нижестоящих судов, которая основана на пояснении к предупреждающему дорожному знаку «Неровная дорога»: «Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное») и на требованиях п. 10.1 ПДД. Так считает Константин Гуревич, адвокат Бюро адвокатов «Де-юре» Эксперт отмечает, что водитель, проезжая в темное время по заснеженной дороге, где установили предупреждающие знаки «Неровная дорога», должен быть предельно внимателен. По мнению Гуревича, возникают вопросы:

«Позиция ВС, мне как водителю и правозащитнику отрадна. Но специалист в области анализа механизмов ДТП назовет ее весьма неоднозначной», — отмечает Гуревич.

Любовь Шебанова, руководитель практики административного, уголовного права и автотематики Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС , полагает, что определение ВС актуально, поскольку в судах, особенно в первой инстанции, возникают сложности в определении и доказывании причинно-следственной связи между имущественным ущербом из-за ДТП и виной лиц, которые отвечают за содержание дорог.

Это определение ВС можно использовать в качестве аргумента, чтобы возложить обязанность доказать вину водителя именно на лиц, которые допустили наличие повреждений дорожного полотна.

Любовь Шебанова

Эксперт отмечает, что подобных делах очевидны решения в пользу автовладельца, если сотрудники ГИБДД будут надлежащим образом привлекать к ответственности лиц, которые отвечают за содержание дорог, по ст.12.34 КоАП («Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений»)Но в случаях наезда на препятствия в отсутствие предупреждающих знаков к ответственности привлекают все реже. 

«Поскольку это всего лишь общее правило, такое определение никоим образом не может и не должно рассматриваться как доказательство вины водителя», — считает юрист.

Шебанова акцентирует внимание на том, что важно доказать причинно-следственную связь. Надлежащую скорость для движения в сложившейся дорожной обстановке, по мнению эксперта, определить навряд ли возможно. Исходя из судебных актов по делу Лунина можно предположить отсутствие доказательств того, что водитель превысил установленное скоростное ограничение. В таком случае можно усмотреть взаимосвязь между ненадлежащим состоянием дорожного покрытия и произошедшим ДТП. При этом, замечает Шебанова, при новом рассмотрении дела ответчика не лишают права доказать, что поведение потерпевшего содействовало возникновению ущерба.

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Pravo.ru

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей