25.10.2022 Об этом с опорой на данные исследования РОМИР сообщил председатель Союза потребителей России Пётр Шелищ в ходе пресс-конференции в ОСН, посвященной ожидаемому росту цен на продукты питания.
Прогнозы по инфляции в этом году сменялись стремительно и в последние месяцы они, скорее, благоприятны, однако к концу года экономисты прогнозируют очередной подъем по ценам на продукты питания. Кроме этого, в связи с окончанием сезона сбора плодоовощной продукции эксперты рынка ожидают нового роста цен на ряд продуктов. В первую очередь, сезонное подорожание может коснуться картошки, капусты, баклажанов и перца (по оценкам экспертов рост цен может составить 20-30 %).
Как отметил Пётр Шелищ, «потребитель показывает, что с ростом цен на продукты он пока справляется, но другой вопрос, а за счет чего он справляется»:
«В августе РОМИР провел большое исследование, которое показало, что очень существенно, можно сказать, беспрецедентно резко растет доля еды в общих расходах населения: за 2 месяца, как показало исследование, эта доля увеличилась на 9 %. А это значит, что люди экономят на товарах непродовольственных, на услугах, на развлечениях в том числе, но в последнюю очередь они отказывают себе в еде. Они стремятся до последнего сохранить свой образ жизни, который во многом отождествляется с тем, что они покупают в продовольственных магазинах и едят».
Именно за счет экономии на всем остальном, по мнению председателя Союза потребителей России, сейчас еще как-то поддерживается спрос на постоянно дорожающие продовольственные товары. Однако, как подчеркнул Пётр Шелищ, ни в коем случае нельзя в борьбе с ростом цен возвращаться к советской административно-командной системе, возрождать Госкомцен, так как это неизбежно приведет к губительным для экономики последствиям: «Цена – это всего лишь показатель весов, которые уравновешивают спрос и предложение. И если растет спрос при неизменном предложении, а цена останется по чьей-то команде прежней, то полки магазинов просто опустеют, так как люди все раскупят. Поэтому цены не только «кусают» нас и доставляют неприятности, но они защищают нас от дефицита».
Но, как отметил Пётр Шелищ, цены, защищая нас от дефицита, не могут расти бесконечно, так как их рост неизбежно приводит к сокращению спроса: «Мы это видим уже сейчас. Мы сейчас видим, что средний чек (т.е. средняя сумма, которую человек оставляет за один поход в магазин) растет медленнее инфляции. Медленнее даже официальной инфляции, которую фиксирует Росстат! Я уж не говорю про инфляцию, которую меряет ЦБ РФ по оценкам самих граждан: она всегда как минимум вдвое выше тех показателей, которые фиксирует Росстат».
По словам Петра Шелища, «в подобных кризисных ситуациях, когда что-то давит или на спрос, или на предложение (а сейчас у нас и на то, и на другое много чего давит!), всегда есть риск падения качества товаров: «Широкие слои населения всегда поддерживают действия правительства (например, Минпромторга), когда оно принимает меры для того, чтобы торговые сети сдерживали цены. И сами торговые сети стараются сдерживать цены, потому что понимают, что каждый лишний рубль в ценнике снижает спрос и меньше позволяет продать. Следовательно, они отбирают поставщиков по минимальной цене, и когда с них требуют особенно жестко не поднимать цены, они готовы закрывать глаза на то, что эта самая минимальная цена достигается за счет снижения качества. И это становится уже не единичными случаями, а нормой, так как производителям нужно снижать свои издержки. А самые простые способы снизить издержки: а) уменьшить объем упаковки; б) заменить ингредиенты на более дешевые, а более дешевые – это менее качественные. Иначе ты просто не попадешь на полки магазинов. И твое дело плохо».
Конечно, среднестатистический потребитель замечает, что со вкусом привычных для него продуктов что-то стало не так, но он тоже готов на это закрывать глаза ради того, что эти продукты (пусть и не совсем того же качества) оставались для него доступными. Московская правда |