Главная / Деятельность / Новости для потребителей /

Как не попасться на уловки мошенников при поверке счетчиков

10.12.2024

Как не попасться на уловки мошенников при поверке счетчиков
В Росстандарте предупредили о новых способах обмана с установкой и заменой приборов учета
Поделиться
Читать нас в
27.11.2024 00:00

Автор: Инесса Фотева


 
© Алексей Сухоруков / РИА Новости
В последнее время все больше россиян становятся жертвами нового вида мошенничества, когда поверку водосчетчиков предлагают сделать дистанционно. На самом же деле убедиться в их работоспособности и метрологической точности можно только очно, с помощью эталонного оборудования и в присутствии эксперта-поверителя. Об этом руководитель Росстандарта Антон Шалаев рассказал в ходе личного приема граждан. Он также сообщил, что вопреки распространившейся информации о замене счетчиков воды с 1 декабря 2024 года никаких законодательных инициатив по данному поводу к этой дате не запланировано. «Парламентская газета» выяснила, что еще нужно знать владельцам приборов учета.

Выбор за потребителем
Поверка средств измерений, в том числе счетчиков воды, — зона ответственности исключительно юридических лиц с аккредитацией на такую деятельность. Это норма статьи 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Есть ли нужное разрешение, легко узнать в соответствующем реестре — https://poverka.fsa.gov.ru/. Причем даже управляющая компания может лишь рекомендовать, а не навязывать собственнику или арендатору тех или иных исполнителей — право окончательного выбора за гражданином.

«Росстандарт в 2022 году утвердил новый ГОСТ на поверку водосчетчиков, — рассказал «Парламентской газете» глава ведомства Антон Шалаев. — Раньше ее делали по различным методикам, а недобросовестные участники рынка — даже по тем, в которых отсутствовала необходимая технология. То есть в действительности все было формально. Заложенные в национальном стандарте нормы позволили значительно снизить время оказания услуг и повысить достоверность результатов».

Это существенно, поскольку счетчик определяет фактически потребленный объем. Именно от него зависят цифры в платежке за коммуналку. Если таких показателей нет, сумму рассчитывают по нормативу, что часто в несколько раз больше.

В силе до конца
Руководитель ведомства остановился еще на одном важном моменте. Срок поверки каждого счетчика индивидуален, его устанавливает производитель, в большинстве случаев — раз в шесть лет. Эти данные фиксируют в технической документации на конкретный прибор, коммунальных платежках и федеральной государственной информационной системе (ФГИС) Росстандарта «Аршин». 

Результаты поверки действительны до очередной даты ее проведения, а все изменения в области метрологии касаются лишь новых работ. Так что если срок не истек, счетчик исправлен и его показания не вызывают подозрений у владельца, требовать замены или установки другого никому не дано. В противном случае можно сослаться на приказ Минпромторга России от 31 июля 2020 года № 2510.

Только лично
Антон Шалаев предупредил о новом виде мошенничества — дистанционной поверке. Подобного метода в принципе не существует. Подтвердить работоспособность аппаратуры и ее метрологическую точность можно только очно, с подключением эталонного оборудования. Существует два варианта:

- со снятием счетчика — в основном это касается промышленных или общедомовых,

- без снятия — типично для квартирных.

В любом случае эксперт-поверитель должен физически находиться рядом.

«Но факт поверки — еще полдела, — отметил Антон Шалаев. — 24 сентября 2020 года вступили в силу разработанные Росстандартом и Минпромторгом России изменения в законодательство об обеспечении единства измерений. Юридическую силу имеют только электронные записи о поверке во ФГИС «Аршин».

База открыта, в нее можно самостоятельно зайти в качестве пользователя и выяснить, поступили ли туда соответствующие сведения. Причем их вносят только аккредитованные организации. Собственник или пользователь помещения не обязан предоставлять такие данные.

За электричество в ответе поставщик
Эти требования актуальны лишь для счетчиков воды. В отношении приборов на электроэнергию действуют другие правила. В этом случае ответственность на гарантирующих поставщиках коммунальной услуги. Потребитель же имеет право требовать, чтобы они оснастили многоквартирный или индивидуальный жилой дом необходимым оборудованием, ввели его в эксплуатацию, а впоследствии осуществляли поверку, замену и техническое обслуживание.

Собеседник «Парламентской газеты» также прокомментировал распространившуюся в последнее время информацию, что с 1 декабря 2024 года надо менять счетчики воды.

«Никаких законодательных инициатив, связанных с применением средств измерений, на эту дату не запланировано», — подчеркнул Антон Шалаев.

Подробнее в ПГ: https://www.pnp.ru/social/kak-ne-popastsya-na-ulovki-moshennikov-pri-poverke-schetchikov.html

Парламентская газета

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html

Архив новостей