11.01.2007
С нового года проезд на наземном транспорте москвичам обходится в 15 рублей, а тем, кто приобретает билет у водителя, поездка будет стоить на 10 рублей больше.
Союз потребителей России неоднократно поднимал вопрос о законности установления различных тарифов на проезд в наземном транспорте Москвы в зависимости от места приобретения талона на проезд: непосредственно у водителя или у распространителей.
В предыдущем обращении по такому вопросу прокурору г. Москвы была изложена позиция СПРФ, ставящая под сомнение законность установления различных тарифов как несоответствующего нормам ст.426 ГК РФ. Поскольку договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, постольку провозная плата, а также иные условия договора должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей.
К сожалению, прокурор Москвы, сославшись на решение Московского городского суда, отказавшего в удовлетворении требований граждан о несоответствии установленных тарифов законодательству, счел, что при таких обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. В ответе прокурора Москвы кроме того было дано следующее «обоснование» разницы в тарифах: «Разница в оплате стоимости билета, приобретаемого у водителя, связана с выполнением водителем дополнительного вида работы – продажи билетов, а также излишнего расходования горючего из-за простоя на остановках во время реализации билетов пассажирам».
Вопрос «обоснования» разницы в тарифах требует специального рассмотрения. На момент упомянутого обращения и прокурорского ответа эта разница составляла 4 рубля – 11 рублей стоил билет, приобретенный у распространителя, и 15 рублей стоил билет, купленный у водителя. В 2006 году цена билета на проезд в наземном пассажирском транспорте выросла на 2 рубля и составила 13 рублей. Цена билета, реализуемого водителем, осталась без изменений. На 2007 год проезд москвичам, как было сказано выше, обходится уже соответственно в 15 рублей и 25 рублей.
Следует ли из этого вывод, что по сравнению с 2005 годом в 2006 году водителям стали платить меньше и излишние расходы горючего сократились в 2 раза, а в 2007 году дополнительные простои на остановках и соответственно издержки выросли сразу в 5 раз - на этот вопрос должны ответить ГУП «Мосгортранс», представлявший свои «обоснованные» предложения, и Региональная энергетическая комиссия г. Москвы, которая с легкостью необыкновенной эти предложения утверждала.
Такая игра с цифрами ГУП «Мосгортранс» и потакающего ему в этом РЭК г. Москвы побудила СПРФ вернуться к вопросу о законности существования различных тарифов на одну и ту же услугу. Сегодня сделан первый шаг в этом направлении – председатель СПРФ, депутат Госдумы Петр Шелищ обратился к председателю РЭК г. Москвы Юрию Росляку с просьбой обосновать столь резкое увеличение цены талона на проезд, приобретаемый у водителя, и при необходимости пересмотреть соответствующее решение РЭК.
Письмо П.Шелища
|