Пресс-релиз
Союза потребителей РФ
к 15 марта 2008 года

 

15 марта -  Всемирный день прав потребителей

 

По решению ООН, начиная с 1983 года,  15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. История этого праздника начинает отсчет 15 марта 1962 года, когда президент США Дж.Ф.Кеннеди в специальном послании Конгрессу выделил четыре священных и неотъемлемых права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим базовым потребительским правам были добавлены еще четыре, также признанные мировым сообществом: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

В этом году потребительскому движению в  Российской Федерации исполняется 20 лет.

            За минувшее двадцатилетие мы фактически прошли путь, на который в других развитых странах понадобились многие десятилетия. В стране вот уже 16 лет действует закон «О защите прав потребителей», создана основа национальной системы защиты прав потребителей, состоящая из  государственных,  муниципальных органов и общественных объединений потребителей.

            Союз потребителей России, объединяющий ныне в своих рядах более ста реально действующих в 54 регионах России потребительских объединений, приложил немало  усилий, чтобы и в России  день 15 марта  отмечался как всенародный праздник. По данным ежегодных опросов, проводимых СПРФ начиная с 1994 года, наши граждане стали гораздо лучше  ориентироваться в потребительском законодательстве,  заметно выросло желание и решимость защитить свои нарушенные потребительские права. Так, с момента проведения первого опроса по настоящее время доля лиц, которые ничего не знали о своих правах на возмещение ущерба, снизилась более чем  в  2 раза (с 50 до 24 %). В 1994 году  лишь каждый третий потребитель был готов отстаивать свои права, сегодня таких стало почти в 2 раза больше – 62%. Повысилась и результативность защиты прав потребителей. За эти же годы в 1,5 раза выросла доля тех, кому удалось добиться полного удовлетворения своих претензий, в 2,5 раза снизилось число потребителей,  которые не смогли защитить свои интересы, более чем в 3 раза сократилось число потребителей, потерявших надежду добиться справедливости. 

Минувший год был для потребительского движения во многом переломным.

Во-первых, завершилась очень ответственная  работа над большим пакетом поправок в законодательство о защите прав потребителей, в которой активно участвовали эксперты СПРФ. Принятые поправки значительно  усиливают правовую защищенность потребителей в тех сферах, где нарушения потребительских прав приобрели системный массовый характер. Прежде всего,  это обязанность банка предоставлять потребителю наиболее существенную информацию об условиях потребительского кредита, новые условия возврата и замены технически сложных товаров и их  гарантийного ремонта, повышение ответственности продавцов за несвоевременную передачу предварительно оплаченного товара. 

Во-вторых, СПРФ приступил к работе по стратегическому для Союза проекту  «Сеть правовой защиты потребителей». Важно, что этот проект был поддержан и получил статус партийного со стороны партии «Единая Россия». Его реализация идет в соответствии с календарным планом, в том числе  за счет грантов, финансируемых из средств федерального бюджета  в размере по 1 млн. руб. в 2007 и  2008 годах. На средства прошлогоднего гранта была  создана материально-техническая база, позволяющая организовать работу 5 межрегиональных консультационных центров, 10 региональных консультационных пунктов и Центра обеспечения сети. Следует отметить, что результаты деятельности этих пунктов и центров  в минувшем году превзошли наши самые смелые  ожидания. Всего участниками проекта было проконсультировано 125 тысяч потребителей, из них 75 тысяч малоимущих и социально незащищенных граждан получили бесплатно правовую помощь, включая составление претензий и исков, поддержку в суде, В случае предоставления платных услуг потребителям пришлось бы заплатить  не менее 20  млн.  руб., то есть вложенные в проект бюджетные средства окупились двадцатикратно. Такова экономическая, не говоря о социальной,  эффективность данного  проекта.

            К сожалению, выделенные по гранту на 2008 год средства не позволяют нам продолжить материально-техническое оснащение создаваемых консультационных пунктов для потребителей. Поэтому основные усилия будут направлены на разработку информационно-методического обеспечения создаваемой  сети правовой защиты потребителей, включая нормативно-правовую базу, рекомендации и  пособия по проведению консультаций, образцы претензий и исковых заявлений, а также на  создание Интернет-портала для потребителей, обеспечивающего свободный доступ  граждан к информационным ресурсам сети правовой защиты потребителей и поддерживающего обратную связь с ними. В результате реализации очередного этапа в систему дополнительно будут включены еще порядка 20 консультационных пунктов, к сожалению, оснащаемых на данном этапе за счет собственных ограниченных средств.

Всего же  в минувшем году  организации-члены СПРФ проконсультировали более 225 тысяч потребителей, помогли составить более 50 тысяч претензий, около 7 тысяч исковых заявлений, вели более 2,6 тысяч  дел в судах в интересах отдельных потребителей. Кроме того, было подано  860 исков в защиту неопределенного круга потребителей. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба только по решениям судов превысила 50 млн. руб.

Основную массу обращений потребителей в СПРФ (более половины) по-прежнему составляют претензии к качеству непродовольственных товаров. Число жалоб на плохую работу коммунальных служб за год выросло в 1,5 раза, на нарушения правил торговли - в 1,4 раза. Эти нарушения занимают  малопочетные второе и третье места в структуре обращений потребителей за помощью.

В общей же массе нарушений, с которыми, по данным социологического опроса СПРФ, в среднем три раза в год  сталкиваются более 80 % потребителей, безусловным лидером со знаком минус являются продовольственные товары. С некачественными продуктами питания в минувшем году имели дело 54 % опрошенных. 34 % потребителей столкнулись с нарушениями в сфере  жилищно-коммунальных услуг, 33 % - при покупке непродовольственных товаров, 23 % - в сфере медицинских услуг, по 17 % - на городском пассажирском транспорте и в сфере бытовых услуг, еще 15 % - при получении услуг связи. Почти каждого пятого  потребителя обсчитывали или пытались обсчитать либо обвесить в магазинах, а  каждому четвертому вместо фирменного товара предлагали контрафактный.

Таким образом, поле приложения сил государственных и  муниципальных органов, общественных объединений для защиты прав потребителей остается весьма широким. И решать задачи по защите прав потребителей надо комплексно на основе целевых программ. Отрадно, что в этом направлении 2007 год тоже стал весьма  показательным: были приняты  трехлетние программы по защите прав потребителей в Ростовской области и городе Астрахани, подготовлены программы в Краснодаре и Якутске. В Санкт-Петербурге принят План мероприятий по развитию потребительского рынка  на ближайшие четыре года, включающий вопросы по защите потребителей.  В некоторых регионах страны и ранее предпринимались попытки разработки программ по защите прав потребителей. Однако они  скорее представляли компиляцию плохо увязанных между собой по приоритетам разрозненных мероприятий. Главное же достоинство вышеназванных программ в том, что они  впервые  четко структурированы по задачам, срокам, исполнителям и финансированию.

В этот день мы с особым удовольствием поздравляем победителей очередного Всероссийского конкурса на лучшее освещение в СМИ потребительской тематики, а также приветствуем и награждаем благодарственными письмами СПРФ ряд лиц, внесших заметный вклад в законотворческую и практическую деятельность во благо потребителей. Желаем всем российским потребителям максимально полного удовлетворения  их насущных потребностей, чтобы в этом и последующих годах их права и интересы ущемлялись все реже и реже!

 


 

 

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html