Главная / Пресс-центр / Пресс-релизы СПРФ / Архив пресс-релизов (2005-2019 гг) /

Пресс-релиз СПРФ к Всемирному дню прав потребителей 15 марта 2014 года

В этом году Международное объединение национальных потребительских союзов Consumer International (CI) предложило своим членам в качестве девиза Всемирного дня прав потребителей “Fix Our Phone Rights!” – «Закрепим наши телефонные права!».  Правам российских потребителей услуг телефонной связи посвящен специальный совместный пресс-релиз СПРФ и КонфОП. Однако очевидно, что это не единственная и даже не самая болезненная тема в сфере защиты прав потребителей, особенно в ситуации начавшегося весьма существенного роста цен на продукты питания и другие товары и услуги массового спроса. Мы ожидаем, что за ослаблением рубля и замедлением экономического роста в ближайшей перспективе последует, как это было в 2009 году, не только видимый рост цен на ценниках, которого, судя по данным социологов, опасаются две трети россиян, но и их скрытый рост через ухудшение качества предлагаемых товаров и услуг, расширение проявлений недобросовестности предпринимателей.

Судя по результатам проводимых нами опросов населения, за последние годы с некачественными товарами и услугами ежегодно сталкиваются 82-83 % потребителей, в среднем по 3 раза за год.  По этим причинам в 2012 году свыше 400 тыс. граждан обратились за помощью в Союз потребителей РФ, 280 тыс. - в органы Роспотребнадзора, 305 тыс. – в суды (половина решений которых  в пользу потребителей не исполняется ответчиками). К этому надо добавить результаты независимых экспертиз, выявляющих массовые фальсификации продуктов питания, распространенность контрафакта непродовольственных товаров и злоупотреблений в сфере услуг, свидетельствующие о потребительском неблагополучии, которое  крайне отрицательно влияет не только на здоровье, материальное положение и правовое сознание граждан, но и на конкурентоспособность экономики, позволяющей безнаказанно зарабатывать на ухудшении качества продукции и обмане потребителей.

По официальным данным Роспотребнадзора, его органы в 2012 году забраковали и изъяли из торгового оборота 5 % проверенной мясной продукции, по 4 % молочной и рыбной, 6 % кондитерской, 49 % детской обуви, 35 % кожгалантереи, 18 % мебели, 15 % трикотажа, 19 % мотоциклов, мопедов, велосипедов и т.д. Но под проверки попадает ничтожная часть товаров, реализуемых населению. Например, по мясной продукции – 2 тыс. из 6 млн. тонн, то есть 1/3000. Пересчитав 5 % забракованной мясной продукции на весь ее розничный товарооборот, получим за один год 300 тыс. тонн не подлежащей употреблению, но оплаченной и частично потребленной, частично выброшенной населением мясной продукции стоимостью примерно 60 млрд. руб. Еще как минимум такую же сумму добавляют молочная, рыбная и кондитерская группы. Значительно больший материальный ущерб потребители несут от опасных и некачественных непродовольственных товаров и от недобросовестных услуг. Никто не возмещает им эти потери, никто не выявляет и не анализирует системные причины этих потерь и не принимает меры для их устранения, как это делают на системной основе в других развитых странах.

Мы обеспокоены неготовностью сложившейся в России системы защиты прав потребителей предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в этой сфере. Проводимые Роспотребнадзором плановые проверки, количество которых с годами сокращается, выявляют все больше нарушений, за которые нарушители штрафуются в среднем на 3 тыс. руб. и, судя по показателям следующих лет, продолжают нарушать в еще больших масштабах. Между тем, в Государственной Думе уже около 1,5 лет не рассматривается законопроект группы депутатов о многократном увеличении размеров штрафов.

Мы считаем необходимым ввиду крайней неэффективности прекратить практику плановых проверок торговых объектов, но обязать надзорные органы систематически оценивать поставляемую им продукцию и оперативно реагировать - без предварительных предупреждений, предусмотренных действующим законодательством, на выявленные случаи причинения вреда здоровью и имуществу потребителей, а также на обращения потребителей, их общественных объединений, органов власти в связи с ущербом, причиняемым гражданам ненадлежащим качеством товаров и услуг, и чувствительно наказывать нарушителей.

Необходимо кардинально усилить лабораторно-экспертный потенциал госнадзора, способный оперативно давать заключения о причинах недостатков товаров и достоверности предоставляемой потребителям информации, анализировать договоры, предлагаемые исполнителями различных услуг, на предмет выявления и пресечения типичных нарушений. Это позволит кардинально сократить количество споров потребителей с продавцами и исполнителями услуг, в том числе судебных. Важно также скорее сформировать предусмотренный законом информационный ресурс для обнародования потребительских рекламаций, статистика которых, при соответствующем контроле, позволит потребителям более рационально выбирать между предлагаемыми товарами и услугами, опираясь на опыт тех, кто уже испытал их на себе.

Союз потребителей РФ считает, что без кардинального усиления надзорного потенциала государства на потребительском рынке - правового, кадрового, материально-технического, не удастся затормозить массовый процесс снижения качества продукции и обусловленных им скрытого роста цен и ухудшения здоровья населения. 

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html