Главная / Документы / Выступления, доклады /

Доклад Е.Мясина на форуме 21.09.07

. Выступление на Всероссийском форуме участников потребительского рынка
 зам.директора Всероссийского НИИ потребительского рынка и маркетинга,
сопредседателя Союза потребителей России Евгения Мясина

 

Выступая на Всероссийском форуме участников потребительского рынка, зам.директора ВНИИПРиМ, сопредседатель СПРФ Евгений Мясин подверг  резкой критике  политику  Правительства на внутреннем  потребительском рынке, а по сути ее отсутствие.  Он отметил,  что относительно успешное развитие потребительского рынка сегодня происходит скорее не благодаря, а вопреки зачастую не до конца продуманным или  просто неуклюжим попыткам его госрегулирования. В докладе отмечается, что  по-прежнему сохраняются предпосылки для  высоких темпов  роста инфляции, неудовлетворенностью потребителей товарным предложением.. Вина на этом лежит на Правительстве  и в первую очередь на его экономическом штабе – Минэкономразвития, которое не занимается детальным анализом ситуации на внутреннем рынке, а это приводит к тому, что решения, направленные на нормализацию ситуации на внутреннем рынке, эту ситуацию, напротив, взрывают, запутывают еще сильнее. В результате товары дорожают, возникает дефицит, растут объемы контрафактной и фальсифицированной продукции. Так, при всей кажущейся широте и полноте товарного ассортимента на прилавках, по данным ежегодных социологических опросов, проводимых  СПРФ, около 20% потребителей имела проблемы с контрафактной продукцией, а  значительная часть потребителей сталкивается с дефицитом нужных им товаров или чрезвычайно обеспокоена ростом цен на важнейшие товары (см. табл.).

            Евгений Мясин привел конкретные примеры непродуманных решений властей, за последствия которые в конечном счете расплачивается население, когда кошельком, а когда здоровьем или даже  жизнью. Это абсолютно  не подготовленное  введение Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на рынке алкогольной продукции. Попытка ее введения с  неоднократными переносами срока ввода   лихорадила алкогольный рынок весь прошедший  год. К этому добавился запрет на ввоз алкоголя из Грузии и Молдавии. Впервые за многие годы возник дефицит виноградного алкоголя, прежде всего виноградных вин. Цены на них подскочили на 20-30%. И это произошло, когда в структуре потребления алкоголя стали происходить позитивные сдвиги в сторону сокращения доли крепкого алкоголя. В результате часть потребителей были вынуждены вернуться к потреблению водки и   суррогатного алкоголя.

  С 15 января с.г.  вступили в силу поправки в миграционное законодательство. Они упростили наем на работу граждан СНГ. Но они же и ограничили число торговцев на рынках, что в ряде городов привело к сокращению объемов предлагаемых товаров на оптовых продовольственных рынках.

Вызывает немало споров практика   квотирования импортных поставок. С одной стороны установление квот помогает упорядочить импорт, с другой – механизм квотирования нередко имеет направленный характер. В частности, чтобы заручиться поддержкой  США перед нашим вступлением в ВТО, американским экспортерам были отданы неоправданно высокие квоты по мясу птицы. Теперь предлагается не распределять квоты, а продавать часть их на  аукционах. При этом возникают опасения, что некоторые  участники рынка могут быть отстранены от завоза сырья.

Некоторое время назад министр экономического развития и торговли РФ Г.Греф заявил, что квотирование импорта мясопродуктов себя оправдало, поскольку в результате отечественное производство мяса птицы и свинины выросло. Однако анализ производства мясопродуктов за годы, предшествовавшие квотированию и после его введения, показывает, что в данном случае  желаемое выдается  за действительное.  В докладе делается вывод, что высокая динамика темпов роста производства мяса птицы до и после квотирования определяется тем, что в развитие птицеводства  в России за последние годы были вложены огромные инвестиции, в том числе и зарубежных инвесторов, что позволило   превратить его  в высокотехнологичную производительную и рентабельную отрасль производства,  способную успешно конкурировать с любыми западными птицеводческими компаниями. В свиноводстве и, особенно в разведении крупного рогатого скота на мясо особых успехов не наблюдалось как до квотирования, так и после его введения. В то же время введение импортных квот на мясные продукты спровоцировало ускоренный рост розничных цен, о чем ВНИИПРиМ предупреждал Минэкономразвития еще накануне принятия решения о квотировании мясной продукции (Кстати, позиция института была поддержана Союзом потребителей России, который официально выступил против введения высоких импортных квот на мясо птицы

Розничные цены являются  индикатором внутреннего рынка. Один из важнейших факторов, определяющий  их динамику,  это соотношение в предложении товаров отечественных  и зарубежных  производителей. Сегодня доля импорта  в товарных ресурсах на российском потребительском рынке чрезвычайно велика. По данным Росстата, она колеблется (в процентах) от 30-50  в ресурсах основных продовольственных товаров до 80-90  по швейным, трикотажным и меховым  изделиям, многим товарам электробытовой и электронной техники.

Вопреки расхожему мнению, что российский рынок заполонила дешевая низкокачественная импортная продукция, проводимый ВНИИПРиМ многие годы  мониторинг цен, показывает, что импортные товары в основной массе  дороже товаров отечественного производства. Например, импортные ткани и верхняя одежда в среднем дороже российских аналогов в 1,5 раза, бельевой трикотаж и обувь – в 1,6 раза, чулочно-носочные изделия – в 1,9 раза. Еще больший разрыв в уровне цен отмечается по многим товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения: импортные часы дороже российских в среднем в 3 раза, фарфоро-фаянсовая посуда – в 2,4 раза, мебель – в 2,3 раза, электротовары и стройматериалы – в 2,1 раза, фототовары и металлическая посуда – в 2 раза. Достаточно большая разница в уровнях цен наблюдается по алкогольной продукции: по водочным изделиям – в 2,5 раза, по  коньяку и шампанскому – в 1,8 раза, по вину и пиву – в 1,7 раза. По большинству продуктов питания разрыв в ценах  на отечественную и импортную продукцию меньше: по молокопродуктам и рыбе – в 1,4 раза, кондитерским изделиям – в 1,3 раза, мясопродуктам – в 1,1 раза.

Таким образом, ускоренный неконтролируемый  рост импорта потребительских товаров сегодня  ведет к росту средних розничных цен на внутреннем российском  рынке и тем самым ускоряет развитие инфляционных процессов.

Приведенные выше примеры резкого обострения ситуаций на отдельных товарных рынках, тенденция сохранения высоких темпов инфляции,  по мнению ВНИИПРиМ, в значительной мере вызваны тем,  что,  не располагая информацией о конъюнктуре отдельных товарных рынков, о динамике микроструктурных показателей, определяющих их развитие, Минэкономразвития часто подсказывает Правительству не достаточно продуманные и обоснованные решения, особенно в вопросах   регулирования внешней торговли: устанавливаются высокие таможенные пошлины на  важнейшие потребительские товары, которым нет достойной конкуренции со стороны отечественных производителей, вводится квотирование  импортной продукции на товары, с которыми российские аналоги и без этого  в состоянии успешно конкурировать,  в распределении квот применяется «географический принцип», ограничивающий возможность входа на российский рынок сравнительно новых импортеров, предлагающих более выгодные для российского рынка условия. В конечном счете, за эти системные ошибки вынуждены расплачиваться рядовые российские потребители.

            Определенная вина за это ложится и на Росстат, информация которого не всегда выглядит убедительно и надежно, а  многие чрезвычайно важные для правильной оценки конъюнктуры потребительского рынка не рассчитываются. Например, Росстат не ведет расчета индексов потребительских цен отдельно на товары отечественного производства и импортные. Нет доверия к статистике внешнеторговых показателей по структуре импорта потребительских товаров. Зачастую сомнительными выглядят и расчеты индекса потребительских цен.

Так, по расчетам ВНИИПРиМ %,   инфляция  в 2006 году  составила  не менее  111%. Росстат же бодро отрапортовал о 109 %. По оценке Росстата, за   8 месяцев текущего года цены на потребительские товары выросли всего лишь на 5,2 % (в прошлом году их рост за соответствующий период был на половину процентного пункта выше), то есть, по данным Росстата, индекс потребительских цен в целом по 2007 году не превысит таких желанных 108-109 %. Все было бы так прекрасно, если бы у рядовых покупателей не было  собственных реальных наблюдений о том, что происходит с ценами на товары и услуги. Найдите в Москве хотя бы один магазин, где в течение года цены на хлеб, молочные и мясные продукты не выросли бы на 15-20, а то и на все 25 %! Цены на плодоовощную продукцию, снижения  которых летом  как манну небесную ожидали Росстат и Минэкономразвития, в августе (хотя и ушли в минус по сравнению с июлем) по отношению к декабрю (!) прошлого года даже по официальным статистическим выкладкам выросли на 18,5 %. Тогда, спрашивает Е.Мясин,  за счет чего же образовались эти вполне симпатичные и более или менее приемлемые  105,2 % роста цен на потребительские товары в целом или 107% роста на продовольственные товары, если даже стоимость минимального набора продуктов питания  за это же время выросла на 12,4 %?

Е.Мясин, полагает, что  принятие правильных решения проблем госрегулирования потребительского рынка должно базироваться на объективной и надежной информации о рынке и его структурных  микропоказателях. Для этого следует расширить перечень статистических показателей, разрабатываемых Росстатом,  повысить в целом уровень их обоснованности,  а также восстановить госзаказ на проведение мониторинга внутреннего потребительского рынка с привлечением на конкурсной основе ведущих научных организаций с целью выявления актуальных проблем его развития.

 

Таблица

 

Оценка респондентами торгового ассортимента и уровня цен

                                                                                                     (в процентах к ответившим)

Виды товаров и услуг

Каких товаров и услуг не хватает (январь-февраль)

Рост цен на какие товары и услуги беспокоит(январь -февраль)

2007 г.

2006 г.

+; -

2007 г.

2006 г.

+; -

Мясопродукты

15,1

9,2

+5,9

60,6

64,7

-4,1

Молокопродукты

8,0

6,7

+1,3

31,3

44,0

-12,7

Хлебобулочные изделия

5,7

4,8

+0,9

27,4

37,8

-10,4

Овощи

12,0

10,4

+1,6

18,9

20,1

-1,2

Фрукты

15,3

12,8

+2,5

30,3

29,3

+1,0

Крупяные изделия

4,4

3,1

+1,3

3,9

6,9

-3,0

Одежда

27,4

31,5

-4,1

41,2

39,8

+1,4

Обувь

24,8

27,8

-3,0

40,5

41,6

-1,1

Аудио-видеотехника

10,8

7,5

+3,3

11,9

13,9

-2,0

Крупная бытовая техника

10,7

9,0

+1,7

14,3

14,2

+0,1

Мебель

15,1

13,9

+1,2

19,6

17,2

+2,4

Товары повседневного спроса

10,5

15,2

-4,7

14,2

18,2

-4,0

Хозяйственные мелочи

12,0

15,3

-3,3

6,3

8,8

-2,5

Прачечные, химчистки

22,1

24,4

-2,3

6,9

6,9

0

Ремонт бытовой техники

24,4

19,2

+5,2

8,9

9,7

-0,8

Ремонт обуви

9,8

9,5

+0,3

8,6

7,6

+1,0

Другие услуги

7,0

7,9

-0,9

12,6

9,5

+3,1

 

 

Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
12.10.2017, 15:59
Shawnturner →  Help! Recommended San Antonio Collision Repair
Hey there.

My 2005 C6 got peppered with rocks on the highway... bumper, hood, windshield and top. Looking for recommendations for a great collision repair center in San Antonio area that knows corvettes.

Any suggestions would be appreciated!

T...
12.10.2017, 15:57
Shawnturner →  Do certain cars attract less than desirable customers?
Hello all,

I am curious if certain car models tend to attract buyers who are not good customers later on down the road for mechanics shops and the like? I work on computers/electronics for a living and see certain trends. Gaming consoles attract a r...
09.10.2017, 14:39
Григорий Лавренов →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Если добровольно деньги не отдают, то только через суд или к мировому судье.
08.10.2017, 10:00
bkwotbuy →  Распродажа бонус кодов World of Tanks!
7500 золота - 350 рублей ( -80% )
90 дней премиум - 350 рублей ( -80% )

По всем вопросам пишите мне сюда bkwotbuy@gmail.com
( При покупке 2 кодов еще один идет в подарок по акции )
08.10.2017, 09:59
bkwotbuy →  Распродажа бонус кодов World of Tanks!
7500 золота - 350 рублей ( -80% )
90 дней премиум - 350 рублей ( -80% )

По всем вопросам пишите мне сюда bkwotbuy@gmail.com
( При покупке 2 кодов еще один идет в подарок по акции )