Служба финансового уполномоченного информирует:С 1 июня 2019 года в Российской Федерации действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров потребителей с финансовыми организациями, который предполагает обязательное обращение потребителя к финансовому уполномоченному до обращения в суд.
На сегодняшний день досудебное урегулирование споров финансовым уполномоченным является обязательным:
- для клиентов страховых организаций по договорам автострахования (с 1 июня 2019 года);
- по иным видам страхования, кроме ОМС (с 28 ноября 2019 года);
- для клиентов микрофинансовых организаций (с 1 января 2020 года);
- для клиентов банков, кредитных потребительских кооперативов, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов (с 1 января 2021 года).
Обратите внимание, что с 11.12.2023 финансовый уполномоченный рассматривает требования в отношении негосударственных пенсионных фондов (НПФ) о возврате предыдущему страховщику по обязательному пенсионному страхованию средств пенсионных накоплений в связи с незаключением договора об обязательном пенсионном страховании на том основании, что заявление застрахованного лица о переходе из Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в НПФ или из одного НПФ в другой и (или) договор об обязательном пенсионном страховании подписаны не потребителем финансовых услуг или его представителем, и при этом такое обращение направлено финансовому уполномоченному до установления потребителю финансовых услуг накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и (или) единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (далее — спор с НПФ о неправомерном переводе пенсионных накоплений).
Для урегулирования споров с финансовыми организациями до обращения в суд потребители финансовых услуг обязаны обратиться к финансовому уполномоченному.
Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон) для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
Финансовый уполномоченный - независимое должностное лицо, осуществляющее досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и их клиентами - физическими лицами (потребителями финансовых услуг).
Порядок досудебного урегулирования споров в соответствии с Законом является обязательным и бесплатным (госпошлина отсутствует) для граждан. Сроки рассмотрения обращения в разы меньше в сравнении со сроками рассмотрения судебного иска.
Решение финансового уполномоченного подлежит обязательному исполнению финансовой организацией в срок, указанный в решении. Если решение финансового уполномоченного не исполнено финансовой организацией в срок, гражданину выдается удостоверение, которое является исполнительным документом, для принудительного исполнения решения финансового уполномоченного.
Условия, при которых вы должны обратиться к финансовому уполномоченному для досудебного урегулирования спора с финансовой организацией:
1. Вы - физическое лицо, услуга которому оказана (оказывается) в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
2. Ваши требования носят исключительно имущественный характер (например, денежный), а их размер не превышает 500 тысяч рублей (по полисам ОСАГО и по спорам с НПФ – без ограничения по сумме требования).
Подача обращения не требует от вас специальных знаний, в случае затруднений сотрудниками Службы финансового уполномоченного вам будет оказана помощь в оформлении обращения. При необходимости Служба самостоятельно и бесплатно организует проведение независимой экспертизы.
ВАЖНО помнить: если урегулирование вашего спора с финансовой организацией находится в компетенции финансового уполномоченного, то суд не примет к рассмотрению ваше исковое заявление без предварительного обращения к финансовому уполномоченному. Обратившись сразу в суд, вы потеряете время, а при использовании услуг автоюристов и экспертных организаций – еще и деньги.
Более подробную информацию о досудебном урегулировании споров финансовым уполномоченным можно получить у него на сайте: www. finombudsman.ru, также предлагаем посмотреть ролик о финансовом уполномоченном.
Интересные и полезные истории из практики финансового уполномоченного (включая типовые ошибки при подаче обращений) можно почитать на Яндекс Дзен здесь: https://zen.yandex.ru/id/6013e0ebb22c104ea9291a3f.
Перед направлением обращения финансовому уполномоченному, советуем:
- самостоятельно проверить на официальном сайте финансового уполномоченного, подлежит ли ваш спор рассмотрению финансовым уполномоченным здесь: КВАЛИФИКАЦИЯ СПОРА;
- ознакомиться с материалами Базы знаний для потребителей финансовых услуг, размещенной на официальном сайте финансового уполномоченного: Какие споры рассматривает финансовый уполномоченный? и Кто может обратиться к финансовому уполномоченному?
Если у вас остались вопросы, вы можете получить личную консультацию по телефону +7 (800) 200 – 00 - 10 (звонок по России бесплатный) либо на онлайн-приеме (требуется предварительная запись).
Подавать обращение финансовому уполномоченному рекомендуем в электронном виде у него на сайте через личный кабинет: https://finombudsman.ru/lk/login. О том, как это можно сделать, посмотрите здесь: Видеоинструкция по подаче обращения через личный кабинет.
Также вы можете ознакомиться с информационными материалами Службы финансового уполномоченного:
- Электронная брошюра «Урегулирование споров финансовым уполномоченным»
- Как подать обращение финансовому уполномоченному?
- Образцы обращений к финансовому уполномоченному
- Какие документы необходимо приложить к обращению?
- Причины отказа в принятии обращения к рассмотрению
- Спор со страховой организацией
- Спор с кредитной организацией (банки и НКО)
- Спор с микрофинансовой организацией
- Спор с кредитным потребительским кооперативом (КПК)
- Спор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ)
- Спор с НПФ о неправомерном переводе пенсионных накоплений
- Спор с ломбардом
|