О состоянии, проблемах и перспективах общественного потребительского движения
Normal 0 false false false
По данным регистрирующих органов на начало 2009 г. в России было зарегистрировано 553 общественных объединений, в уставах которых предусмотрена защита прав потребителей (в 1998г. таковых было около 700). Из них замечены в деятельности по защите прав потребителей не более 200, из которых около 150 входят в состав Союза потребителей РФ (напрямую или в составе входящих в СПРФ ассоциаций). Членами всех этих объединений являются примерно 32 тыс. человек.
За 20 лет с начала общественного потребительского движения в России в эти организации поступило не менее 3 млн. обращений граждан, по которым давались юридические консультации, проводились экспертизы, оказывалась помощь в составлении претензий и исковых заявлений, велись дела в судах. За эти годы выиграно свыше 50 тыс. судебных исков, проведено 150 тыс. потребительских экспертиз.
Число обращений в потребительские организации устойчиво росло. В 2008г. их поступило свыше 260 тыс. - вдвое больше, чем 10 лет назад. И вдвое больше, чем обращений потребителей в государственные органы или суды. Эффективность таких обращений граждане оценивают весьма высоко: по данным опроса потребителей, только 6% обратившихся в общественные организации не получили и не ждут положительного результата, тогда как 63 % его уже получили.
Работа общественных объединений потребителей финансируется в основном за счет доходов от юридических услуг и экспертиз. Что касается отношений с органами власти, то общественное потребительское движение представлено в Государственной Думе, Общественной палате, общественных консультативных и координационных советах при Роспотребнадзоре, Федеральной антимонопольной службе, Ростехрегулировании, Минпромторге, региональных и местных органах власти.
Сочетание высокой востребованности и эффективности общественного потребительского движения побудило СПРФ при поддержке партии «Единая Россия» создать национально-общественный проект формирования на всей территории страны сети консультационных центров и пунктов правовой поддержки потребителей. К настоящему моменту в рамках этого проекта открыты и действуют 36 таких центров и пунктов в разных регионах страны.
Таковы объективные характеристики состояния общественного потребительского движения. А вот его субъективные характеристики: по данным нашего опроса руководителей и активистов обществ - членов СПРФ (2008г.) 58% опрошенных считают, что движение находится сейчас в стадии развития, 23% |