Главная / Документы / Выступления, доклады /

Выступление Н.Головковой на совещании в Роспотребнадзоре 31 марта 2011 г.

ПОЧЕМУ ИТОГИ НЕ РАДУЮТ?

Союз потребителей России, объединяющий свыше 100 реально работающих общественных потребительских организаций, подвел итоги своей деятельности в минувшем году.

Силами наших организаций:

- было проконсультировано - свыше 400 тысяч потребителей, чьи права были нарушены, из них более 310 тысяч консультаций было проведено бесплатно.

- составлено претензий – 34 тысячи, из них 16 тыс. бесплатно

- для потребителей  были организованы свыше 13 тысяч экспертиз качества товаров и услуг.

- разрешено конфликтов в досудебном порядке – 25 800.

- составлено исковых 4 600.

Сумма возмещенного ущерба потребителям, обратившимся в наши общества, составляет 468 млн. рублей, в том числе по решениям суда – 278 млн.  В 2010 году наши объединения вели 2 329 дел, из них завершены 1 976 в т.ч. в пользу истца 1 861. Это составляет 94%, что говорит о достаточно высокой эффективности помощи потребителям общественными объединениями.

Однако другая цифра нас совсем не радует: из 1861 выигранного дела,  судебные решения исполнены только по  1051.   810 вступивших в законную силу решений в пользу потребителей зависли, не исполнены, то есть  более 40 % !  А это уже сказывается и еще скажется на активности наших граждан в защите своих прав. Если, пройдя все судебные мытарства, имея на руках судебное решение, люди не могут добиться  справедливости, о каком авторитете судебной власти можно говорить!

С чем обращаются граждане в общества потребителей? Более всего традиционно потребители жалуются на качество непродовольственных товаров (почти 40  процентов обращений), на нарушение сроков исполнения работ и услуг (свыше 10 процентов), на качество услуг ЖКХ (9  процентов). Однако в этом году резко выросло число обращений в связи с низким качеством именно продовольственных товаров (свыше 7% – в предыдущем году было всего 3%), а ведь, как правило, потребители с этими проблемами к нам обращаются очень редко из-за малой суммы ущерба.

Я всегда была противником того, чтобы общественные организации потребителей использовали 45 статью ЗПП как основную в своей деятельности. Но сегодня ситуация такова, что при общем сокращении контроля на потребительском рынке общественный контроль стал последним бастионом на пути  потока некачественной и опасной продукции.

И если до 2009 года количество проверок  нашими обществами  из года в год сокращалось, то в прошлом оно резко повысилось. И это вполне объяснимо и соотносится с  увеличением количества жалоб населения и на продовольственные товары, и на магазины, торгующие этими товарами.

            В прошлом году наши общества проверили  на соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания

11 471 предприятие, из них всего 233 проверки были совместные с государственными контролирующими органами – то есть всего 2%. В то время как годом ранее, например,  проверок было 9 339, а совместных из них – 774, то есть 8.3% .  Получается, что потенциал общественных объединений, который может быть задействован, остается невостребованным именно контрольными органами. Не хочется думать, что  на местах  контролирующие органы  вполне устраивает, что с них сняли бремя проверок, ограничив их плановыми.

Может быть, именно из-за резкого сокращения государственного контроля по результатам общественных проверок мы видим рост практически по всем нарушениям. А их было выявлено свыше 21 тысячи.

Они достаточно типичны: это отсутствие или недостоверность информации о товаре (включая отсутствие сертификатов) – свыше 40% нарушений, ненадлежащее качество товаров – 15 % нарушений. Особенно резко в минувшем году  выросло число нарушений, связанных с поведением обслуживающего персонала (12 % против 3% в предыдущем году) , а также обвесом и обсчетом (10% нарушений против 4% ранее).  

Обычно, когда к нам обращаются с претензиями на продовольственные магазины (нарушение сроков реализации, в продаже обнаружилась испорченная продукция, или тот же обсчет, обвес) мы отсылаем в Роспотребнадзор – даем телефоны, адреса, объясняем, что надо писать жалобы, иначе ничего не изменится. Хотя и понимаем:   скорее всего люди писать не будут, а если и напишут, вряд ли это будет эффективно, т.к. у сотрудников Роспотребнадзора практически связаны руки по внеплановым проверкам.

В этой ситуации  нам бы консолидировать усилия общественности и органов государственного контроля, вместо этого все чаще в регионах мы друг друга не понимаем и не поддерживаем.

Очень показательно в этом смысле  то, как  в нашей стране отмечался Всемирный день потребителей 15 марта.  В большинстве случаев Роспотребнадзор проводил свои мероприятия, общества потребителей – свои. И отчитывался каждый перед СМИ наособицу.  Вроде бы делаем общее дело, чего же одеяло тянуть на себя: фронт работ такой, что всем хватит и надолго.

Кстати, в ежегодном опросе, проводимом Союзом потребителей России, есть  такая графа: как вы оцениваете взаимодействие с  властными органами. Так вот, региональные управления Роспотребнадзора. по 5-балльной шкале получили в среднем оценку 3,6 балла и хотя этот уровень взаимодействия был потребительскими организациями оценен выше, чем с   органами прокуратуры, МВД, местной администрацией, то, что он не дотянул даже до 4, говорит о том, что не везде на местах сотрудничество государственных и общественных защитников прав потребителей находится на высоте. В то же время можно привести примеры и отличного взаимодействия: так, по максимуму оценили сотрудничество с местными органами Роспотребнадзора наши организации в Архангельске, Волгодонске, Великом Новгороде, Омске,  Улан-Удэ и некоторых других регионах.

Как видим, потенциал у нас есть, нужно только желание его использовать на благо потребителей.


Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
19.10.2017, 19:00
Yandex-Kupon →  "Новые аккаунты Директ без НДС, которые можно пополнять картами РФ"
17 февраля 2017 года, Яндекс запретил пополнять аккаунты Директ без НДС, картами, выпущенными российскими банками.
Но, выход мы все же нашли. Представляем «Новые аккаунту Яндекс.Директ без НДС» от Yandex-Kupon, которые можно пополнять любыми картами Р...
19.10.2017, 16:51
Надежда Лихачёва →  Как оспорить назначенный тариф
Здравствуйте.
Подскажите, такая ситуация:
в 2013 году в срочном порядке заключали договор и подключение дома своего к электросети.
В ноябре договор на руках, электричество в доме.
И только недавно я обратила внимание что плачу по тарифу Категория ...
12.10.2017, 15:59
Shawnturner →  Help! Recommended San Antonio Collision Repair
Hey there.

My 2005 C6 got peppered with rocks on the highway... bumper, hood, windshield and top. Looking for recommendations for a great collision repair center in San Antonio area that knows corvettes.

Any suggestions would be appreciated!

T...
12.10.2017, 15:57
Shawnturner →  Do certain cars attract less than desirable customers?
Hello all,

I am curious if certain car models tend to attract buyers who are not good customers later on down the road for mechanics shops and the like? I work on computers/electronics for a living and see certain trends. Gaming consoles attract a r...
09.10.2017, 14:39
Григорий Лавренов →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Если добровольно деньги не отдают, то только через суд или к мировому судье.