ПОЧЕМУ ИТОГИ НЕ РАДУЮТ?Союз потребителей России, объединяющий свыше 100 реально работающих общественных потребительских организаций, подвел итоги своей деятельности в минувшем году.
Силами наших организаций:
- было проконсультировано - свыше 400 тысяч потребителей, чьи права были нарушены, из них более 310 тысяч консультаций было проведено бесплатно.
- составлено претензий – 34 тысячи, из них 16 тыс. бесплатно
- для потребителей были организованы свыше 13 тысяч экспертиз качества товаров и услуг.
- разрешено конфликтов в досудебном порядке – 25 800.
- составлено исковых 4 600.
Сумма возмещенного ущерба потребителям, обратившимся в наши общества, составляет 468 млн. рублей, в том числе по решениям суда – 278 млн. В 2010 году наши объединения вели 2 329 дел, из них завершены 1 976 в т.ч. в пользу истца 1 861. Это составляет 94%, что говорит о достаточно высокой эффективности помощи потребителям общественными объединениями.
Однако другая цифра нас совсем не радует: из 1861 выигранного дела, судебные решения исполнены только по 1051. 810 вступивших в законную силу решений в пользу потребителей зависли, не исполнены, то есть более 40 % ! А это уже сказывается и еще скажется на активности наших граждан в защите своих прав. Если, пройдя все судебные мытарства, имея на руках судебное решение, люди не могут добиться справедливости, о каком авторитете судебной власти можно говорить!
С чем обращаются граждане в общества потребителей? Более всего традиционно потребители жалуются на качество непродовольственных товаров (почти 40 процентов обращений), на нарушение сроков исполнения работ и услуг (свыше 10 процентов), на качество услуг ЖКХ (9 процентов). Однако в этом году резко выросло число обращений в связи с низким качеством именно продовольственных товаров (свыше 7% – в предыдущем году было всего 3%), а ведь, как правило, потребители с этими проблемами к нам обращаются очень редко из-за малой суммы ущерба.
Я всегда была противником того, чтобы общественные организации потребителей использовали 45 статью ЗПП как основную в своей деятельности. Но сегодня ситуация такова, что при общем сокращении контроля на потребительском рынке общественный контроль стал последним бастионом на пути потока некачественной и опасной продукции.
И если до 2009 года количество проверок нашими обществами из года в год сокращалось, то в прошлом оно резко повысилось. И это вполне объяснимо и соотносится с увеличением количества жалоб населения и на продовольственные товары, и на магазины, торгующие этими товарами.
В прошлом году наши общества проверили на соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания
11 471 предприятие, из них всего 233 проверки были совместные с государственными контролирующими органами – то есть всего 2%. В то время как годом ранее, например, проверок было 9 339, а совместных из них – 774, то есть 8.3% . Получается, что потенциал общественных объединений, который может быть задействован, остается невостребованным именно контрольными органами. Не хочется думать, что на местах контролирующие органы вполне устраивает, что с них сняли бремя проверок, ограничив их плановыми.
Может быть, именно из-за резкого сокращения государственного контроля по результатам общественных проверок мы видим рост практически по всем нарушениям. А их было выявлено свыше 21 тысячи.
Они достаточно типичны: это отсутствие или недостоверность информации о товаре (включая отсутствие сертификатов) – свыше 40% нарушений, ненадлежащее качество товаров – 15 % нарушений. Особенно резко в минувшем году выросло число нарушений, связанных с поведением обслуживающего персонала (12 % против 3% в предыдущем году) , а также обвесом и обсчетом (10% нарушений против 4% ранее).
Обычно, когда к нам обращаются с претензиями на продовольственные магазины (нарушение сроков реализации, в продаже обнаружилась испорченная продукция, или тот же обсчет, обвес) мы отсылаем в Роспотребнадзор – даем телефоны, адреса, объясняем, что надо писать жалобы, иначе ничего не изменится. Хотя и понимаем: скорее всего люди писать не будут, а если и напишут, вряд ли это будет эффективно, т.к. у сотрудников Роспотребнадзора практически связаны руки по внеплановым проверкам.
В этой ситуации нам бы консолидировать усилия общественности и органов государственного контроля, вместо этого все чаще в регионах мы друг друга не понимаем и не поддерживаем.
Очень показательно в этом смысле то, как в нашей стране отмечался Всемирный день потребителей 15 марта. В большинстве случаев Роспотребнадзор проводил свои мероприятия, общества потребителей – свои. И отчитывался каждый перед СМИ наособицу. Вроде бы делаем общее дело, чего же одеяло тянуть на себя: фронт работ такой, что всем хватит и надолго.
Кстати, в ежегодном опросе, проводимом Союзом потребителей России, есть такая графа: как вы оцениваете взаимодействие с властными органами. Так вот, региональные управления Роспотребнадзора. по 5-балльной шкале получили в среднем оценку 3,6 балла и хотя этот уровень взаимодействия был потребительскими организациями оценен выше, чем с органами прокуратуры, МВД, местной администрацией, то, что он не дотянул даже до 4, говорит о том, что не везде на местах сотрудничество государственных и общественных защитников прав потребителей находится на высоте. В то же время можно привести примеры и отличного взаимодействия: так, по максимуму оценили сотрудничество с местными органами Роспотребнадзора наши организации в Архангельске, Волгодонске, Великом Новгороде, Омске, Улан-Удэ и некоторых других регионах.
Как видим, потенциал у нас есть, нужно только желание его использовать на благо потребителей. |