Главная / Документы / Выступления, доклады /

Тезисы выступления П.Шелища на заседании Президиума Госсовета

1. В прошлом году в Союз потребителей России обратились за правовой помощью свыше 400 тысяч российских граждан – вдвое больше, чем пять лет назад. Прирост идет по большей части за счет сферы услуг – связи, транспорта, финансовых, жилищных, коммунальных, туристских, образовательных, медицинских и др. Основную часть нарушений потребительских прав можно было бы предотвратить, если законодательно установить справедливые существенные условия типовых договоров на массовые услуги населению. Отсутствие в «отраслевых» законах таких условий позволяет недобросовестным предпринимателям записывать мелким шрифтом в многостраничных договорах то, что выгодно им, и умалчивать о том, что могло бы защитить потребителя от злоупотреблений. А потребитель узнает об этом, когда уже попал в неприятность и в ответ на свою претензию слышит: «Вы же согласились с условиями договора!». Если существенные условия будут в законах, все в договоре, что противоречит им, не будет иметь законной силы. Но для этого надо проделать огромную законотворческую работу, вершиной которой могло бы стать создание Потребительского кодекса Российской Федерации. Просил бы дать поручение Правительству о начале такой работы.

2. По данным опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей, примерно 80 процентов потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги. Для страны это означает тысячи потерянных жизней, миллионы недожитых лет, имущественный ущерб на сотни миллиардов рублей.

Мы с пониманием относимся к Вашим установкам на ослабление административного давления на бизнес – ведь именно потребители в конечном счете оплачивают через цену все избыточные издержки предпринимателей, в том числе на взятки надзирающим чиновникам. Но если вместо более эффективной организации государственного надзора его попросту ликвидируют, потребитель остается брошенным на произвол недобросовестного предпринимателя, а добросовестный предприниматель обречен на уход с рынка или перерождение. В результате нарушения на рынке становятся нормой, и это подтверждает официальная статистика..

Мы высоко оцениваем деятельность Роспотребнадзора, особенно на федеральном уровне. Ни одним из прежде занимавшихся этим ведомств не делалось столько, прежде всего на федеральном уровне, для формирования благоприятной для потребителей правоприменительной практики, при том, что полномочия Роспотребнадзора, вынужденного спорить в интересах потребителей с другими органами исполнительной власти, весьма ограничены. К сожалению, его надзорные права и потенциал совершенно не соответствуют массовости и системности нарушений прав потребителей. Прошу Вас дать поручение о подготовке предложений по усилению государственного надзора на потребительском рынке.

3. После отмены в 2004 г. законодательного основания фактически свернуты самые близкие к населению муниципальные органы по защите потребителей. Считаем это решение ошибочным и просим дать поручение о проведении анализа его последствий, который мог бы привести к законодательному дополнению полномочий органов местного самоуправления защитой прав потребителей.

4. Государство плохо обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. Если еще несколько лет назад выполнялось примерно 85 процентов таких решений по нашим искам, то в 2009 и 2010 гг. - немногим более половины. При том, что уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. Прошу дать соответствующее поручение.

5. Общественное потребительское движение начиналось у нас в конце 1980-х под общей идеей не только защитить потребительские права граждан, но и научить их самим овладевать правовыми знаниями и навыками защиты своих прав. Мы не просили и не получали преференций от государства. Мы и сейчас их не просим – они только привлекли бы в эту сферу новых жуликов и неадекватных людей, а нам и со старыми то не разобраться. Мы предлагаем сформировать государственный заказ на систематическое консультирование и иную правовую поддержку потребителей, что давно уже делают за счет бюджетов потребительские организации во всех странах Евросоюза. И никаких конкурсов на такой госзаказ там нет, потому что организации, годами ведущие такую работу по своей инициативе и собственными силами, справедливо воспринимаются там как заведомо лучший, а значит единственный, исполнитель.

Этот вопрос, одновременно с другими важнейшими вопросами повышения защищенности российских потребителей, лучше всего решать в рамках подготовки федеральной целевой программы, без которой вряд ли удастся добиться должного внимания к этой теме со стороны регионов и которая могла бы задать шаблон для региональных и муниципальных целевых программ. Прошу дать поручение о начале ее разработки.

6. Считаю себя обязанным довести до Вашего сведения, за последние 5 лет мы неоднократно обращались письменно к высшим руководителям страны, в том числе дважды к Вам, пытаясь привлечь внимание к проблемам российских потребителей, с которыми мы сталкиваемся в своей повседневной работе. К сожалению, ответом нам были благожелательные, но бессодержательные отписки из Минздравсоцразвития. Поэтому мы восприняли как знак нового отношения высшей власти приглашение 20 руководителям потребительских организаций встретиться с Вами в Саранске. Думаю, Вы понимаете, как воспринимают обычные граждане такое приглашение, и догадываетесь, с каким энтузиазмом мы готовились к встрече, поэтому легко представите наши чувства, когда вечером в пятницу нас известили, что встречи не будет. Кстати, старейший наш коллега 68-летний Хаджимурад Даниялов из Дагестана в это время уже летел в Москву. В субботу он улетел обратно, а сегодня, как я узнал, уже находится в больнице - обострилась старая болезнь. Прошу дать поручение разобраться и наказать сотрудников администрации, виновных в подобном пренебрежении гражданами, дискредитирующем президентскую власть.

Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
19.10.2017, 19:00
Yandex-Kupon →  "Новые аккаунты Директ без НДС, которые можно пополнять картами РФ"
17 февраля 2017 года, Яндекс запретил пополнять аккаунты Директ без НДС, картами, выпущенными российскими банками.
Но, выход мы все же нашли. Представляем «Новые аккаунту Яндекс.Директ без НДС» от Yandex-Kupon, которые можно пополнять любыми картами Р...
19.10.2017, 16:51
Надежда Лихачёва →  Как оспорить назначенный тариф
Здравствуйте.
Подскажите, такая ситуация:
в 2013 году в срочном порядке заключали договор и подключение дома своего к электросети.
В ноябре договор на руках, электричество в доме.
И только недавно я обратила внимание что плачу по тарифу Категория ...
12.10.2017, 15:59
Shawnturner →  Help! Recommended San Antonio Collision Repair
Hey there.

My 2005 C6 got peppered with rocks on the highway... bumper, hood, windshield and top. Looking for recommendations for a great collision repair center in San Antonio area that knows corvettes.

Any suggestions would be appreciated!

T...
12.10.2017, 15:57
Shawnturner →  Do certain cars attract less than desirable customers?
Hello all,

I am curious if certain car models tend to attract buyers who are not good customers later on down the road for mechanics shops and the like? I work on computers/electronics for a living and see certain trends. Gaming consoles attract a r...
09.10.2017, 14:39
Григорий Лавренов →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Если добровольно деньги не отдают, то только через суд или к мировому судье.