Главная / Документы / Выступления, доклады /

Выступление П.Шелища в Госдуме 28.02.2013 г.

ЖКХ под общественный контроль

По результатам опросов населения, которые ежегодно проводит Союз потребителей России, последние 6-7 лет ЖКУ устойчиво занимают среди примерно 20 важнейших видов услуг первое место по обеспокоенности и недовольству потребителей. Так что постановка задачи общественного контроля этой сферы более чем назрела – перезрела. Это первое.

Второе. Эффективный общественный контроль соблюдения прав потребителей возможен только как элемент системы государственной политики. Именно такую установку мы усмотрели в 600-м Указе Президента и приветствуем ее, хотя установление в качестве функционала общественных организаций в этой сфере содействия уполномоченным госорганам не кажется нам корректным. Полагаю, общественный контроль – это, в том числе, и контроль деятельности этих органов.

Ожидать от большинства граждан правовой грамотности в многообразных сферах потребления и готовности тратить весьма немалое время, а то и средства, на защиту своих прав вряд ли реально. Надо как-то облегчать им эту задачу, и это делают региональные общества защиты прав потребителей, большинство которых входит в состав Союза потребителей России. Они выступают на местных радио- и телеканалах, выпускают информационные материалы для потребителей услуг ЖКХ, консультируют их, помогают подготовить грамотные претензии к нарушителям их прав, жалобы в надзорный орган, а если это не дает результата, то и обратиться в суд.  Этим мы занимаемся свыше 20 лет, и могу сказать, что по услугам ЖКХ в наши организации ежегодно поступает каждое десятое обращение – это примерно 40 тыс. чел.

Мы только что начали при поддержке правозащитной организации «Сопротивление» пилотный проект организации общественного контроля в жилищной сфере с использованием интернет-ресурсов СПРФ и его членов. Зайдя на сайт СПРФ souz-potrebiteley.ru, любой гражданин может подать претензию, попросить разъяснения, внести предложение по проблемам ЖКХ. К лету мы отработаем не менее чем в 15 регионах и предложим для всеобщего использования необходимые формы документов и программы, позволяющие потребителям максимально просто для них и понятно для тех, кто будет работать с этим дальше, описать свои проблемы, а защитникам потребителей дать свою правовую оценку и направить ее тем, от кого зависит решение этих проблем, и органам госнадзора. Мы полагаем, что количество подтвержденных претензий с учетом серьезности нарушений прав граждан, приходящееся на 100 квартир в обслуживаемых домах, может служить показателем качества управления этими домами. Разумеется, сравнивать надо дома, однородные по степени износа. Если разделить этот показатель на стоимость для жильцов услуги по управлению их домом, получим соотношение «качество/цена», по которому можно оценивать управляющие организации. Важен и другой показатель: качество работы управляющей организации с претензиями потребителей, и его мы тоже будем рассчитывать. Публичность таких оценок откроет дорогу реальной конкуренции между УК, позволяя потребителям выбирать для управления своим домом лучшие из них и обрекая на невостребованность тех, кто не готов работать хорошо. А что касается качества госнадзора за состоянием домов и реагирования уполномоченных органов на обращения потребителей, которые мы также намерены оценивать, то они, надеюсь, станут материалом для оргвыводов со стороны тех, кто назначает руководителей этих органов.

Но для того, чтобы потребителю было хорошо, недостаточно полностью соблюдать действующие нормы и правила. Важнейшее значение имеет качество этих норм и правил, их соответствие интересам потребителей, реагирование органов власти на претензии и предложения потребительских организаций по их улучшению, выражающие интересы потребителей, как мы их понимаем. Это касается, прежде всего, тарифов, рост которых, опережающий и подталкивающий инфляцию, задавался решениями высших органов власти. Не времени обосновывать, поэтому просто сформулирую наши главные предложения в этой области. Первое: заморозить, для начала хотя бы на следующий год, тарифы на коммунальные ресурсы в пределах социальных норм потребления. Те, кто потребляет в пределах этих норм, не нуждаются в новых коммунальных мощностях, поэтому несправедливо взимать с них плату за строительство электростанций, ТЭЦ и т.п. Надо вывести инвестпрограммы из расчета тарифов, перенеся их финансирование на тех, кто потребляет сверх социальной нормы и считая его инвестицией в новые капитальные объекты, то есть делая потребителя акционером соответствующих компаний. Уверен, это пошло бы на пользу и самим этим компаниям. Второе:  обязанность по установке приборов учета возложить на ресурсоснабжающие организации за их счет, снижая оплачиваемые нормы потребления тем, кому они их не установили по своей вине. Третье: снижать требования к уровню доходов претендентов на жилищные субсидии и упрощать процедуры их назначения. Рост платы за жилье и коммуналку, доля которой в доходах семей уже достигла у нас европейского уровня при совсем другом уровне их качества, это жизненная проблема для самых бедных слоев и их необходимо адресно поддерживать.

В заключение хочу напомнить всем участникам нашего заседания, что через 2 недели, 15 марта, в мире и в России в том числе будет отмечаться Всемирный день прав потребителей. Прошу вас помнить о том, что соблюдение этих прав – важнейшее условие развития рыночной экономики и процветания любой страны.  Спасибо за внимание.    

Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
18.08.2017, 17:09
Светлана Мя →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Дорогие форумчане, пострадавшие, как и я от ООО "Зебра на Торпедо"!

Я юрист и знаю как нужно возвращать наши деньги. Вы можете обратиться в суд, и даже выиграете его. Но вы должны понимать, что ООО "Зебра на ТТорпедо", это юридическое лицо с уставны...
16.08.2017, 13:23
remonttehnikysc →  Меня обманула компания по ремонту ноутбуков
все-таки ноутбук отремонтировал здесь http://braun-ukraine.com.ua/remont-noutbukov/
08.08.2017, 23:48
Ermalnik →  Отказ интернет магазина возвращать деньги за пересылку наложенным платежем
О много полезной информации. А то всякие случаи бывают. Хотя стараюсь только на проверенных магазинах покупать крупный товар, чтобы деньги не потерять. А то думаю у многих подобные ситуации бывают.
Кстати как совет вот неплохой магазин http://brandius...
08.08.2017, 17:41
remonttehnikysc →  Где быстро и недорого?
Где можно быстро починить утюг? не греет совсем...
04.08.2017, 23:12
Flen →  Отказали в возврате
Добрый день! 16 июля 2017 года в магазине Ugg на Киевской купила туфли, вчера заметила на одной из них дырку и сразу повезла сдавать. В магазине мне отказали в возврате (хотя они на гарантии до 16 августа), так как я не подписывала их стандартную форму...