«Правосудие для потребителей – сейчас»
Н.С.Головкова – выступление в Общественной палате РФ 15 марта 2013 года
В этом году нашему движению будет уже четверть века. В конце 1988 года были образованы 2 самых первых общества потребителей в России и в СССР – в Ленинграде и Москве.
Теперь таких обществ сотни, а людей, которым мы помогли отстоять свои права – миллионы. Теперь уже мы можем поделиться опытом со своими старшими товарищами.
Именно об этом говорит девиз, объявленный CI для этого года: «Правосудие для потребителей – сейчас»
Защита прав потребителей в России с самого начала отличалась от того, как она строилась в западных странах.
Общества потребителей Франции, Великобритании, Германии, Америки были нацелены главным образом на решение глобальных проблем потребительского рынка в целом.
Это и тестирование товаров, чтобы потребитель мог сделать осознанный, свободный от навязанной рекламы выбор, и отрабатывание процедуры отзыва некачественных товаров как с рынков, так и от людей, которые их приобрели, и внесение совершенно новых подходов в национальные законодательства – так появились иски в защиту неопределенного числа пострадавших…
То есть все то, что формирует правоотношения в потребительской сфере.
Но именно мы с вами знаем, как часто человеку нужна помощь прямо сейчас, а не завтра, не через год, когда законодатель «залатает дыры» в законе, которыми пользуются недобросовестные предприниматели или просто мошенники всех мастей.
Девиз CI возник не на ровном месте, я думаю, что это - результат изучения российского опыта.
В нашей стране с самого начала приоритетом в работе всех общественных организаций по защите прав потребителей стала помощь каждому конкретному гражданину-потребителю, права которого оказались нарушены.
Вот откуда удивительные цифры в ежегодных отчетах наших организаций по защите прав потребителей – скольким людям оказали конкретную помощь и в суде и в досудебном порядке. А это сотни тысяч граждан! И многие миллиарды рублей, возвращенных обманутым людям.
И именно в этом объяснение популярности Закона «О защите прав потребителей» - феномена, о котором говорят все юристы в нашей отнюдь не склонной к знанию и соблюдению любых законов стране: он действительно самый востребованный, работающий и действенный в гражданском законодательстве.
Именно поэтому нас особенно тревожит ситуация, которая в последнее время уже стала тенденцией: рост судебных решений, которые не исполняются.
Когда мы два года назад впервые заговорили о проблеме неисполнения решений по потребительским искам, на нас смотрели с удивлением и подозревали в явном преувеличении.
Но вот совсем недавно Председатель Мосгорсуда госпожа Егорова прямо с экрана телевизора назвала цифру – 50% всех судебных решений по гражданским искам в Москве не исполняются. Я подчеркиваю – всех! А не только потребительских!
Вот что означает невнимание к сбою в одном сегменте правового поля – болезнь начинает захватывать новые и новые участки.
История знает, что происходит в подобных ситуациях.
В Италии на фоне бездействия закона образовалось и выросло альтернативное правосудие – мы называем его мафия.
Да и наша страна имеет печальный опыт: в 90-х годах за справедливостью шли на разборки к браткам, как в арбитраж, не только предприниматели, но и обиженные ими граждане.
Во что оценивалась эта справедливость, мы еще помним: ночная стрельба на улицах, взорванные торговые палатки. Я помню, как нашего клиента – потребителя, которому плохо сшили брюки, попросту убили, чтобы не докучал хозяину ателье.
О какой борьбе с коррупцией, правовым нигилизмом можно говорить в ситуации, когда важнейший институт власти – суд находится в глубоком кризисе?!
Если прямо сейчас не предпринять решительных мер, под ударом окажется последний оплот доверия граждан к своему государству. Ведь авторитет судебной власти – основа всей государственности.
|