Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

        Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Выступить с открытым письмом нас вынудило отсутствие ответов по существу на письменные обращения к Вам, Дмитрий Анатольевич, и к Вам, Владимир Владимирович. Между тем, предмет этих обращений считаем не только заслуживающим, но и требующим Вашего внимания, поскольку речь идет о жизненных интересах всех россиян.

            Каждый гражданин как потребитель товаров и услуг систематически вступает в экономические и правовые отношения с предпринимателями, производящими и реализующими эти товары, оказывающими услуги. В этих отношениях потребитель - заведомо более слабая сторона, как правило, не способная  компетентно оценить добросовестность информации о безопасности, подлинности, надежности и иных потребительских свойствах товаров и услуг, предоставляемой их продавцом или исполнителем, и не обладающая ресурсом времени, сил, средств и правовой квалификации, необходимым для того, чтобы восстановить свое нарушенное предпринимателем право. Это неравенство признано законодательствами всех цивилизованных стран, в том числе и России, где закон «О защите прав потребителей» возлагает на органы государственной власти обязанность проверять соблюдение изготовителями, исполнителями, продавцами обязательных требований к товарам, работам, услугам (включая информацию о них) и пресекать нарушения прав потребителей, в том числе путем приостановления производства и реализации продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и ее отзыва с внутреннего рынка и от потребителей.

            Однако по данным опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей РФ, примерно 80 процентов потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги. Результат - тысячи потерянных жизней, миллионы недожитых лет, имущественный ущерб на сотни миллиардов рублей.

            К сожалению, масштабы и эффективность государственного надзора совершенно не соответствуют массовости и системности нарушений прав потребителей. Экономический кризис обостряет ситуацию, все чаще толкая предпринимателей не только на повышение цен, но и на сокращение своих издержек за счет снижения качества и прямой фальсификации предлагаемых товаров и услуг.

Потребители с пониманием относятся к Вашим установкам на ослабление административного давления на бизнес - ведь именно мы в конечном счете оплачиваем через цену все избыточные издержки предпринимателей, в том числе на взятки надзирающим чиновникам. Но если вместо более эффективной организации государственного надзора его попросту ликвидируют, потребитель остается брошенным на произвол недобросовестного предпринимателя, а добросовестный предприниматель обречен на уход с рынка или перерождение в недобросовестного.

 Продолжая целенаправленно снижать свое надзорное присутствие на рынке, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей (если еще несколько лет назад выполнялось примерно 85 процентов таких решений, то в прошлом году - меньше половины). Снижается и уровень нематериальной ответственности за нарушения прав потребителей: уголовная - отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. Не обеспечивается реализация установленного законом права потребителей на просвещение в системе образовательных учреждений. Утеря законодательного основания привела к свертыванию муниципальных органов по защите потребителей, при этом их функции не перешли на региональный уровень, а гражданские организации, взявшие на себя эту миссию, не получают практической поддержки от государства.

            Государство и само нередко действует в ущерб экономическим интересам потребителей. Так, в последние годы регулируемые на федеральном уровне цены и тарифы (на услуги ЖКХ, общественного транспорта, связи, госорганов) растут намного быстрее, чем цены на нерегулируемом рынке, становясь катализатором общего роста цен. Через тарифы с населения принудительно собираются средства на строительство новых ТЭЦ, сетей и т.п., которые впоследствии переходят не в долевую собственность оплативших строительство потребителей, и даже не в собственность принявшего такое решение государства, а в состав капитала частных компаний. Контролируемый государством Сбербанк фактически безальтернативно взимает грабительский процент за принятие массовых платежей граждан. Контролируемые государством железные дороги систематически заменяют дешевые вагоны и поезда более комфортными, но и значительно более дорогими, отменяют стоящие в расписании электрички, но не пересматривают свои тарифы, в расчет которых закладывалось исполнение расписания в полном объеме. Орган госрегулирования в сфере связи отказывается понудить крупнейших операторов мобильной связи отменить «номерное рабство», позволив потребителю сохранить свой номер при смене оператора (что вправе делать абоненты в других странах). Этот перечень можно продолжать долго.

В декабре 2010 года Союз потребителей РФ отметит двадцатилетие. Это будет грустный юбилей, поскольку одно из первых массовых неполитических гражданских движений новой России уже многие годы с огромным трудом пытается удержать позиции, завоеванные в начале 1990-х годов. В наши организации ежедневно обращаются тысячи граждан, в основном малосостоятельных, и мы стараемся всем им помочь. Только вот делать это все труднее, и мощный потенциал общественного потребительского движения не приносит миллионам российских потребителей той помощи, какую мог бы приносить. Из-за полного отсутствия средств развития практически нет, ряд организаций вынуждены были свернуть работу, другие постоянно находятся под такой угрозой.

            От имени общероссийских общественных объединений потребителей, представляющих большинство работающих в этой сфере региональных и «отраслевых» общественных организаций, просим Вас как высших руководителей страны поставить на уровень политической задачи защиту потребителей от опасных и фальсифицированных товаров, недобросовестных услуг, прямого обмана и злоупотребления их товароведческой и правовой неграмотностью, создать механизмы представления и защиты интересов потребителей при принятии властных решений, затрагивающих эти интересы, сформировать государственный заказ на систематическое консультирование и иную правовую поддержку хотя бы малоимущих потребителей (хотя в европейских странах такой госзаказ распространяется на всех граждан),  многократно увеличить административную ответственность за нарушение их прав, создать институт потребительской экспертизы со своим журналом и Интернет-ресурсом, который помогал бы потребителям ориентироваться в многообразии рыночных предложений и избегать обмана, развивать школьный потребительский всеобуч. Концептуально-технологической и организационно-финансовой основой реализации этих и иных, более частных задач, по нашему мнению, должна стать федеральная целевая программа по защите прав потребителей, которая также дала бы образец для региональных и муниципальных целевых программ.

15 марта отмечается во всем мире как День прав потребителей. Было бы замечательно, если бы перед этим международным праздником высшие руководители России обратились к российским потребителям с изложением «потребительской» политики государства. Со своей стороны, руководители общественных организаций по защите потребителей готовы к диалогу с органами государственной власти по всему спектру обозначенных проблем.

 

Председатель Союза потребителей РФ                                                               П.Б.Шелищ

Председатель Правления Международной

конфедерации обществ потребителей (КонфОП)                                                 Д.Д. Янин

Ген. директор Общероссийской общественной организации

«Российская жилищная федерация»                                                                     Г.А. Ломтев

Президент Общероссийской общественной организации

«Лига защитников пациентов»                                                                        А.В. Саверский

Председатель Комитета Общероссийской общественной

организации «Общество защиты прав потребителей

образовательных услуг»                                                                                    А.С. Сидоренко

 

Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
19.10.2017, 19:00
Yandex-Kupon →  "Новые аккаунты Директ без НДС, которые можно пополнять картами РФ"
17 февраля 2017 года, Яндекс запретил пополнять аккаунты Директ без НДС, картами, выпущенными российскими банками.
Но, выход мы все же нашли. Представляем «Новые аккаунту Яндекс.Директ без НДС» от Yandex-Kupon, которые можно пополнять любыми картами Р...
19.10.2017, 16:51
Надежда Лихачёва →  Как оспорить назначенный тариф
Здравствуйте.
Подскажите, такая ситуация:
в 2013 году в срочном порядке заключали договор и подключение дома своего к электросети.
В ноябре договор на руках, электричество в доме.
И только недавно я обратила внимание что плачу по тарифу Категория ...
12.10.2017, 15:59
Shawnturner →  Help! Recommended San Antonio Collision Repair
Hey there.

My 2005 C6 got peppered with rocks on the highway... bumper, hood, windshield and top. Looking for recommendations for a great collision repair center in San Antonio area that knows corvettes.

Any suggestions would be appreciated!

T...
12.10.2017, 15:57
Shawnturner →  Do certain cars attract less than desirable customers?
Hello all,

I am curious if certain car models tend to attract buyers who are not good customers later on down the road for mechanics shops and the like? I work on computers/electronics for a living and see certain trends. Gaming consoles attract a r...
09.10.2017, 14:39
Григорий Лавренов →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Если добровольно деньги не отдают, то только через суд или к мировому судье.