Главная / Документы / Протоколы конференций /

Решение конференции СПРФ от 17 декабря 2010 г.

Решение конференции СПРФ от 17 декабря 2010 г.

РЕШЕНИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

17 декабря 2010 г.                                                                                         г. Москва

 

Сегодня в Союз потребителей РФ, учрежденный 20 лет назад созданными в 1988-1990 гг. четырьмя десятками общественных объединений по защите прав потребителей, входят (напрямую или в составе членов СПРФ) около 150 обществ – основная часть реально действующих в России потребительских организаций. За 20 лет в членские организации Союза поступило свыше 3 млн. обращений граждан, по которым давались юридические консультации, проводились экспертизы, оказывалась помощь в составлении претензий и исковых заявлений, велись дела в судах. За эти годы выиграно свыше 50 тыс. судебных исков, проведено 150 тыс. потребительских экспертиз. Число обращений в организации СПРФ устойчиво растет: в 2009 г. их поступило около 375 тысяч – втрое больше, чем 10 лет назад, и вдвое больше, чем обращений потребителей в государственные органы и в суды. В 2010 г. было проконсультировано свыше 400 тыс. потребителей.

СПРФ при поддержке партии «Единая Россия» инициировал процесс формирования на всей территории страны сети консультационных центров и пунктов правовой поддержки потребителей. К настоящему моменту действуют около 40 региональных центров и пунктов, где безвозмездно оказывается правовая помощь льготным категориям граждан, а также по делам с незначительным размером возмещения ущерба, за которые обычно не берутся юридические фирмы. За четыре года работы в них получили бесплатную правовую помощь свыше 600 тыс. потребителей. Около 100 тысяч посетителей ежемесячно заходят на Интернет-портал СПРФ, получая там необходимую потребительскую информацию или конкретные консультации. Однако, ввиду отсутствия какой-либо внешней финансовой поддержки, проект с 2009 года не развивается, а в ряде регионов имеет перспективу свертывания.

Экономический кризис, стимулировавший предпринимателей на недобросовестные действия, и откровенное пренебрежение интересами потребителей со стороны органов власти за последние 2 – 3 года существенно ухудшили положение как потребителей, так и общественного потребительского движения. Новые общества появляются теперь очень редко, а развитие существующих практически остановилось, причем некоторые из организаций, успешно работавших 10 – 15 и более лет, за последнее время из-за недостаточности финансовых средств вынуждены были прекратить свое существование. В ряде регионов потребительские организации испытывают сильное давление со стороны бизнеса, правоохранительных органов, местных властей.

Существенно замедлился в последние годы, если не остановился, и рост позитивных показателей правового сознания и поведения потребителей. До сих пор 20% граждан ничего не знают о своих потребительских правах, 37% потребителей даже не пытаются защититься, когда нарушают их права. В основном это представители социально слабых слоев населения, нуждающиеся в серьезной правовой поддержке. В странах Евросоюза такая работа на государственном уровне возложена на союзы потребителей и финансируется за счет государственных бюджетов (например, в Германии 80% финансирования федерального Союза потребителей, создавшего и обслуживающего сеть консультационных пунктов, обеспечивается федеральным и земельными  бюджетами). В России же государство вообще не оказывает систематической финансовой поддержки общественной деятельности по защите прав потребителей, что оставляет без правовой помощи миллионы нуждающихся в ней людей и не позволяет достаточно полно реализовать огромный потенциал общественной активности. Неоднократные обращения СПРФ к руководителям государства, к сожалению, до сих пор не привлекли к этой острой проблеме внимание высших органов власти.

Общественные проверки соблюдения прав потребителей и правил обслуживания, осуществляемые в соответствии с п.2 ст.45 Закона РФ «О защите прав потребителей», выявили десятки тысяч серьезных нарушений прав потребителей и позволили предотвратить неизмеримо большее число таких нарушений. Однако право общественного контроля преступно используется псевдопотребительскими организациями, вымогающими у предпринимателей деньги под угрозой выявления нарушений и передачи сведений о них в надзорные органы, что дало основание для законодательных инициатив, направленных на полную ликвидацию общественного контроля соблюдения прав потребителей. СПРФ считает это недопустимым, но при этом выступает за законодательную регламентацию проверок.

Серьезнейшей проблемой для потребителей и защитников их прав становится массовое неисполнение судебных решений. Если в 2005 г. не исполнялось каждое четвертое решение суда, вынесенное в пользу потребителя, то в 2009 г. не были исполнены более трети решений. Пробелы в законодательстве позволяют недобросовестным предпринимателям уходить от ответственности, фиктивно меняя юридическое лицо, или же выводить средства со счетов, не давая возможности взыскать с них даже небольшие суммы. Государство должно увидеть и последовательно решать эту проблему.

 

            Обсудив проделанную работу, новые тенденции и проблемы общественной защиты прав потребителей, Конференция СПРФ решила:

            Считать приоритетными направлениями работы СПРФ на 2011-2012 годы:

            организацию общественной кампании за сохранение нормы статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», установившей право общественных объединений потребителей проверять соблюдение продавцами, изготовителями, исполнителями прав потребителей и обязательных для них правил (отв. Шелищ П.Б., Мясин Е.Б., Голов А.Г.);

            подготовку пакета предложений СПРФ по дальнейшему совершенствованию Закона РФ «О защите прав потребителей», улучшению исполнения судебных решений и упорядочению возмещения судебных расходов по делам в защиту прав потребителей (отв. Мясин Е.Б., Недзвецкий А.Е., Шелищ П.Б., Маругин Л.В.);

            поиск финансовой поддержки создания и деятельности консультационных центров и пунктов со стороны политических партий и благотворительных организаций;

            подготовку и начало формирования электронной базы данных о судебных решениях по завершенным делам, которые велись членскими организациями СПРФ, и об их исполнении (Шелищ П.Б., Недзвецкий А.Е., Маругин Л.В.);

            проведение общих для всех региональных организаций – членов СПРФ единовременных акций по защите прав потребителей, в том числе приуроченных к Всемирным дням прав потребителей – март и качества – ноябрь (отв. Шелищ П.Б., сопредседатели по федеральным округам, руководители региональных организаций, Маругин Л.В.);

            продвижение Знака потребительского признания «Проверено. ЦНПЭ – СПРФ» (отв. Козьякова Е.Б., руководители региональных организаций).

            Руководителям и членам СПРФ:

            провести акции: по массовому запросу информации от управляющих компаний жилых домов о результатах их работы (в том числе по обеспечению учета общедомового и поквартирного расхода коммунальных ресурсов, по ресурсосбережению, по утилизации энергоэффективных осветительных приборов) с последующим анализом ее эффективности; по защите прав потребителей при перерасчете платы за тепло по итогам 2010 года (отв. Голов А.Г., Ломтев Г.А., Шелищ П.Б., руководители региональных организаций);

            продолжить, в том числе в регионах, практику проведения встреч с представителями крупных поставщиков и торговых компаний для обсуждения возможностей повышения качества продукции и обслуживания потребителей, а также согласования позиций в отношении законодательства и практики регулирования потребительского рынка (отв. Шелищ П.Б., Маругин Л.В., руководители региональных организаций);

            продолжить участие СПРФ в подготовке технических регламентов и стандартов, обратив особое внимание на определение минимально приемлемых для потребителей уровней риска причинения вреда здоровью и риска отказа изделия, а также на скорейший переход на международные стандарты (отв. Тарасьев Ю.И., Шелищ П.Б.);

            добиваться существенного повышения предельного размера страховых компенсаций вреда здоровью потерпевших в ДТП в рамках ОСАГО (отв. Черкесов Г.Н.);

            обратиться к руководителям Республики Ингушетия за поддержкой деятельности Ингушской РОО по защите прав потребителей «Защита» (отв. Шелищ П.Б.).

 

Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
24.10.2017, 09:46
аууу →  ГАРАНИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ
купила телефон в связном в кредит с дополнительной гарантией банка, что за время гарантии можно заменить экран, если выйдет из строя. экран разбился- сдала в Связной. сказали срок ремонта по доп.гарантии 90 дней. прошло 110 дней. ТЕЛЕФОН НЕ ВОЗВРАЩАЮТ....
24.10.2017, 09:44
аууу →  ДОП.ГАРАНТИЯ НА ТЕЛЕФОН
АУУУУУУУУУУУУУ????????????????????
19.10.2017, 19:00
Yandex-Kupon →  "Новые аккаунты Директ без НДС, которые можно пополнять картами РФ"
17 февраля 2017 года, Яндекс запретил пополнять аккаунты Директ без НДС, картами, выпущенными российскими банками.
Но, выход мы все же нашли. Представляем «Новые аккаунту Яндекс.Директ без НДС» от Yandex-Kupon, которые можно пополнять любыми картами Р...
19.10.2017, 16:51
Надежда Лихачёва →  Как оспорить назначенный тариф
Здравствуйте.
Подскажите, такая ситуация:
в 2013 году в срочном порядке заключали договор и подключение дома своего к электросети.
В ноябре договор на руках, электричество в доме.
И только недавно я обратила внимание что плачу по тарифу Категория ...
12.10.2017, 15:59
Shawnturner →  Help! Recommended San Antonio Collision Repair
Hey there.

My 2005 C6 got peppered with rocks on the highway... bumper, hood, windshield and top. Looking for recommendations for a great collision repair center in San Antonio area that knows corvettes.

Any suggestions would be appreciated!

T...