РЕЗОЛЮЦИЯ СЕМИНАРА «ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖКХ»
по предварительным итогам пилотного проекта организации общественного потребительского контроля
за выполнением своих обязанностей управляющими компаниями, предприятиями жилищного и коммунального хозяйства, государственными жилищными инспекциями регионов
(31 мая 2013 г., Общественная палата Российской Федерации)
Заслушав и обсудив предварительные итоги пилотного проекта организации общественного потребительского контроля за выполнением своих обязанностей управляющими компаниями, предприятиями жилищного и коммунального хозяйства, государственными жилищными инспекциями регионов, участники семинара отмечают:
1. Проект разработан и реализуется СПРФ в соответствии с поручением Президента Российской Федерации об организации общественного контроля в сфере предоставления гражданам жилищных и коммунальных услуг при поддержке МПОО «Сопротивление».
Целью проекта является формирование методической и организационной основы:
- защиты общественными объединениями прав потребителей на получение жилищных и коммунальных услуг надлежащего качества по надлежащим ценам,
- оценки качества управления многоквартирными домами,
- оценки качества реагирования управляющих организаций на претензии потребителей.
В рамках проекта разработаны типовые методические документы:
- классификатор обращений потребителей жилищных и коммунальных услуг,
- комплект стандартных форм претензий потребителей,
- комплект стандартных форм обращений общественных объединений в связи с претензиями потребителей,
- инструкция по использованию сервиса GoogleDocs,
- методика оценки выполнения своих обязанностей управляющими организациями, которые получили апробацию в процессе реализации данного проекта.
2. Претензии потребителей, полученные в ходе выполнения первого этапа проекта, распределились по своим объектам следующим образом:
- 39 % - обоснованность счетов на оплату (в основном – коммунальных услуг, стоимость которых повсеместно существенно выросла именно в это время),
- 38 % - состояние общего имущества дома и прилегающей территории (свободный доступ к подвалам, состояние подъездов, детской площадки, придомовой территории, крыши, очистка проходов от снега и льда, вывоз мусора и т.п.),
- 10 % - качество и доступность коммунальных услуг (подачи горячей воды, холодной воды, электроснабжения, отопления),
- 5 % - управление многоквартирным домом (половина претензий - на непредоставление информации управляющими организациями).
3. Предварительный анализ реагирования управляющих организаций на обращения общественных объединений потребителей в защиту прав отдельных потребителей, их групп (например, жителей подъезда или дома) или неопределенного круга (например, всех проходящих вдоль фасада дома) показывает, что установленные законодательством их право защищать вышеуказанные права граждан и обязанность адресатов этих обращений давать ответы по существу обращения не гарантируют не только устранения причин претензий жильцов, но даже получения какого-либо ответа. Ни действующее законодательство, ни проект закона об основах общественного контроля в РФ не содержат действенных мер воздействия на тех, кто игнорирует справедливые претензии потребителей. Поэтому предлагается сформировать сугубо рыночный механизм воздействия на недобросовестных исполнителей услуг путем информирования обслуживаемых ими граждан о качестве их услуг и их отношения к претензиям своих потребителей в сравнении с иными управляющими организациями, сопоставимыми по объектам управления. Это могло бы способствовать созданию практически отсутствующей сейчас конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами.
Актуальна также и организация общественного контроля эффективности госнадзора, по результатам которого могли бы приниматься административные решения.
4. Поскольку потребитель, оставаясь заведомо слабой и систематически ущемляемой стороной в рыночных отношениях с исполнителями необходимых ему жилищных и коммунальных услуг, не может эффективно выполнять роль регулятора этой сферы рынка, государству следует усиливать свою надзорную функцию в этой сфере и способствовать развитию в ней общественного потребительского контроля, для чего предлагается использовать формирующуюся в данном пилотном проекте модель.
5. В качестве финансовой базы общественного контроля предлагается выделить в структуре платы за управление многоквартирным домом минимально необходимую долю (в пределах 1 %) на финансирование общественного контроля, осуществляемого на основе договоров органов государственной власти и МСУ с общественными объединениями потребителей.
6. Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти рекомендуется поддержать апробированную в данном пилотном проекте модель и подготовить совместно с общественными объединениями целевую программу организации общественного контроля в целях обеспечения надлежащего качества и стоимости жилищных и коммунальных услуг. |