Главная / Пресс-центр / Пресс-релизы СПРФ /

Пресс-релиз СПРФ к 30-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»

Пресс-релиз СПРФ к 30-летию Закона РФ «О защите прав потребителей»

Судя по многолетней статистике запросов россиян в Яндексе и Гугл, это самый популярный среди российских законов. Что не удивительно, ведь мало кому удалось избежать в своей жизни приобретения некачественных товаров или услуг. А этот закон вооружил пострадавших средствами защиты, которых прежде не было. Так, в СССР правила торговли разрешали заменить бракованный телевизор или холодильник либо вернуть уплаченные за него деньги только после пяти безуспешных гарантийных ремонтов.  

Для многих юбиляр стал первым законом в их жизни, который нельзя было не прочитать.И те, кому он помог вернуть деньги, возместить вред, восстановить справедливость, обретали уважение к праву. Велика и его польза для российского бизнеса: позволяя потребителям чувствительно наказывать его за брак рублем, этот закон заставлял повышать качество, а значит и конкурентоспособность своей продукции.

Закон наделил граждан правом создавать общественные объединения потребителей и определил их полномочия, легализовав уже существовавшие к тому времени организациии стимулировав создание новых. Руководствуясь им, мои коллеги по Союзу потребителей России, объединившему в конце 1990 года 46 региональных обществ, за 30 лет провели по обращениям потребителей более 5 миллионов консультаций и 250 тыс. экспертиз, составили свыше 600 тысяч претензий и исковых заявлений, выиграли около 70 тысяч исков в защиту потребителей. 

За эти 30 лет на потребительском рынке многое изменилось: возникли совершенно новые виды товаров и услуг, формы торговли, способы расчетов. Не всегда они явным образом попадали под действие закона, это было чревато неприятностями для потребителей итребовало внесения в закон новых норм. Что делалось регулярно, хоть и не всегда достаточно оперативно, и делается сейчас. Так, в комитете по промышленности и торговле Государственной Думы готовятся ко второму чтению два законопроекта правительства, дополняющие этот закон большими блоками поправок. Один очень детально конкретизирует статью 16 о недопустимых условиях договоров с потребителями, второй создает правовую основу для подачи и рассмотрения претензий потребителей к продавцам и исполнителям услуг с использованием специального сервиса на портале госуслуг. 

На подходе к внесению и законопроект, подготовленный Роспотребнадзором, системно модернизирующий этот закон и вносящий в ряд других законов коррективы, повышающие защищенность наших потребительских прав и обеспечивающие единообразие норм о правах потребителей разнообразных услуг. В частности, предлагается установить, что нормы иных законов могут включать дополнительные гарантии для потребителей, но не должны умалять уже установленные в базовом законе, и под этим углом зрения вносятся поправки в Воздушный кодекс и закон о долевом строительстве. Предложены и дополнения в статью 333 ГК РФ, наделяющую суд правом уменьшить законную неустойку, если ее размер явно не соразмерен последствиям нарушения ответчика. Врешениях по искам потребителей наши суды весьма часто используют это право, несмотря на прямое указание Верховного суда снижать законную неустойку только в исключительных случаях. Предлагаются и поправки, которые существенно повысят в интересах потребителей требования к сроку службы и гарантийному сроку.

За 30 лет немало изменились и сами потребителиПо мере освоения правовых знаний они реже обращаются за помощью в органы власти и общественные организации, и тем более к «вольным юристам», жалобами на которых уже завалены и Роспотребнадзор, и мы. Но чаще самостоятельно предъявляют претензии своим контрагентам. А те, столкнувшись с грамотным потребителем, реже отказывают ему без веских оснований, тем более что за такой отказ суды, в соответствии с нашим законом-юбиляром, взыскивает с ответчика штраф в размере половины цены иска. 

Число таких дел в судахнесколько лет назад почти достигшее полумиллионаза последние два года сократилось более чем вдвое – думаю, не только из-за пандемии, но и по этим причинам. И хотя потребители выигрывают в судах примерно в пять раз чаще, чем проигрывают (те, кому помогает в суде орган Роспотребнадзора или общественноеобъединение - еще чаще), мы рекомендуем прибегать к такому способу защиты только убедившись, что иначе проблему не решить. Потому что судебная защита дело долгое и, как правило, требует затрат при отсутствии гарантий, что они оправдаются, даже при успешном завершении иска - по нашему опыту последнего десятилетия, до половины таких судебных решений не удается исполнить. Поэтому мы предпочитаем решать споры в досудебном порядке и уже создали прототип интернет-платформы, на которой потребитель и продавец могут взаимодействовать онлайн по заданному законом алгоритму. Но чтобы стать широко востребованным и эффективным, такой механизм урегулирования потребительских споров должен опираться на сотрудничество союзовпотребителей и торговых компаний, пользующихся доверием обеих сторон таких споров.

Уверен, такой механизм в ближайшие годы будет широко востребован, в первую очередь в электронной торговле, где потребители используют только онлайн-коммуникации и для приобретения товаров и услуг, и для предъявления претензий, если возникает такая необходимость. Им было бы удобно получить возможность решать споры с продавцом или площадкой таким же способом, но с уверенностью в юридической и экспертной поддержке организации, защищающей их интересы. Так же и с продавцами. При высоком уровне доверия сторон к представителям таких союзовсопровождающим онлайн-урегулирование спораобращение в суды в обозримой перспективе может потерятьактуальность.

К сожалению, блага современного цифрового мира далеко не для всех, особенно среди людей старшего поколения, перевешивают риски стать жертвами телефонных и интернет-мошенников. Число пострадавших и размер ущерба растут, и эта проблема еще далека от решения. Тут уже не помогут программы финансовой грамотности, надо всеми ресурсами СМИ внедрять в сознание граждан самую простую идею: только начав разговор или переписку с неизвестными вам людьми по поводу ваших счетов и иных личных данных,вы уже оказались в шаге от потери своих денег. Сразу давайте отбой, не отвечайте на сообщения, это с высокой вероятностью убережет вас от неприятностей. Но не снимет с государства обязанность бороться с мошенниками, что пока не очень получается.

Считаем очень важным для повышения защищенности потребителей и «новый курс» Роспотребнадзора, который, в соответствии с вступившим в силу в прошлом году законом о государственном контроле, смещает фокус надзора с проверок и санкций на профилактику нарушений и поощрение законопослушных предпринимателей. В качестве основного метода такой профилактики бизнесу предлагается провести самообследование, самостоятельно или с привлечением общественного объединения потребителей, котороесможет проверить и оценить его результаты. Мы это приветствуем, поскольку предупреждать нарушения всегда лучше, чем исправлять их последствия, и готовы помогать в этом добросовестным предпринимателям.

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html