О защите прав пассажиров рейсов Екатеринбург – Пхукет (ПАО «Аэрофлот»)
(пресс-релиз от 09.11.2023)
Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) совместно с МОО «Союз пассажиров» и МОО «КлиентПрав» провели правовую экспертизу ситуаций с аннулированием по инициативе ПАО «Аэрофлот» билетов (броней) на рейсы Екатеринбург – Пхукет. Мы оцениваем это как расторжение договора воздушной перевозки, если:
1) пассажир получил уведомление об аннулировании брони и (или) билета;
2) пассажир получил возврат стоимости билета (в т.ч. с частичным удержанием);
3) пассажир явным образом не проявлял волю на добровольный отказ от перевозки.
Мы уверены в том, что такие действия ПАО «Аэрофлот» противоречат действующему законодательству и позициям Верховного Суда Российской Федерации, в связи с чем 24 октября т.г. призвали ПАО «Аэрофлот» отменить произведенное аннулирование билетов. Поскольку прошло более двух недель и права большинства пострадавших потребителей не восстановлены, у них есть несколько способов судебной защиты:
а) Подать иск о понуждении ПАО «Аэрофлот» исполнить свои обязательства по перевозке на первоначальных условиях. Шанс выиграть такой иск достаточно высок, но поскольку такие процессы длятся несколько месяцев, то улететь в те сроки, на которые был приобретен билет, пассажиры, вероятно, не успеют.
б) Если пассажиры вынуждены приобрести по тому же направлению на те же или ближайшие возможные даты более дорогие авиабилеты, то они могут подать иск о взыскании с ПАО «Аэрофлот» дополнительно понесенных расходов (разница в цене билетов, сопутствующие расходы и т.п. убытки), а также о компенсации морального вреда.
в) Если пассажиры еще не приобретали по тому же направлению более дорогие авиабилеты и пока не решили, как добиваться восстановления своих прав, они могут в соответствии с законодательством о защите прав потребителей подать иск о взыскании с ПАО «Аэрофлот» только компенсации морального вреда. Позднее, в рамках судебного дела, пассажиры могут дополнить иск требованием взыскать дополнительные расходы.
В последнем случае, для тех пассажиров (потребителей), кто хотел бы обратиться в суд за компенсацией морального вреда, мы готовы оказать содействие – СПРФ при поддержке МОО «Союз пассажиров» и МОО «КлиентПрав» обратиться в защиту прав таких потребителей в суд по их месту жительства с требованием о компенсации морального вреда в сумме 100 000 руб. в расчете на каждого пассажира, а также проконтролирует ход судебного разбирательства и поможет с получением присужденных денежных сумм. Окончательный размер компенсации морального вреда определит суд, но мы находим указанную сумму разумной и объективной.
Такой судебный процесс для потребителей будет БЕСПЛАТНЫМ, а при крайне негативном сценарии (который в теории вероятен в любом судебном деле), т.е. отказе в иске, судебные расходы ответчика НЕ БУДУТ взыскиваться с потребителя (ч. 1 ст. 102 ГПК РФ). Также от потребителей НЕ ТРЕБУЕТСЯ оформления доверенности, поскольку СПРФ выступает в особом статусе, предусмотренном процессуальным законодательством (ст. 46 ГПК РФ) и Законом о защите прав потребителей (ст. 45).
Для это потребителям необходимо обратиться в СПРФ посредством заполнения веб-формы по адресу https://aeroflot.clientright.ru/. В дальнейшем через чат-бот потребители смогу отслеживать ход своего дела.
Вместе с тем, сохраняется вероятность того, что ПАО «Аэрофлот» под влиянием общественного резонанса, а также позиции Роспотребнадзора, пересмотрит свое решение об аннулировании билетов и осуществит перевозку пассажиров по первоначальной цене. Однако, это не исключает право потребителей требовать компенсации морального вреда за уже перенесенные нравственные страдания. |