Евгений Мясин: Так начиналось в Москве

            Так уж получилось, что в  середине 1988 г.  сотрудники  Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) включились в зарождавшееся тогда в СССР потребительское движение. «Мы занимаемся изучением  спроса покупателей – кому, как не нам, следует заняться и их защитой», с этими словами обратился ко мне директор нашего института Андрей Орлов. «При «Неделе» на базе «Клуба покупателей» начал действовать пока еще  неформальный центр, который готовит почву для создания всесоюзной потребительской организации, продолжил он, -  туда подключились  Леонид Бочин и Вячеслав Ненадышин, а тебе, Евгений Борисович, предлагаю подумать и создать что-то подобное  уже  при институте». Сказано – сделано. К концу года  Клуб потребителей был создан, и в качестве его председателя я стал участвовать в дискуссиях на  потребительские  темы, которые периодически организовывала «Неделя».

            Надо сказать, что известинский  еженедельник «Неделя» в те  годы был необыкновенно популярен, поскольку его тематика охватывала простые вопросы  человеческого бытия, в том числе и чисто бытовые проблемы. В «Неделе» охотно публиковали материалы  сотрудников ВНИИКСа, поскольку институтские  исследования касались самых злободневных  вопросов того времени: природа дефицита, как рационально вести домашнее хозяйство, какими потребительскими свойствами должны обладать товары и т.п. Несколько, по моему,  удачных публикаций в «Неделе» в рубрике «Институт домашнего хозяйства», который вела Елена Романовна Мушкина, пришлись и на мою долю. Поэтому демократическая и достаточно свободная атмосфера «Недели» для меня не была в новинку. Было много интересных публикаций, горячих обсуждений, споров о положении потребителей в стране, где собственник на все и вся государство, о том, может ли и каким образом общество встать на защиту интересов потребителя, чьи права нарушает государство.  

            Однако может быть подобный ход событий продолжался еще долго, если бы не сообщение, прозвучавшее  в сентябре того же года в  телевизионной информационной программе «Время» и объявившее  жителям страны,  что в Ленинграде учрежден Клуб потребителей, председателем которого стал Петр Шелищ. Создание Ленинградского клуба стало сигналом к действию как демократически настроенным массам граждан, так и политическому руководству страны. Уже в декабре был создан Московский союз потребителей и процесс, как говорится, пошел.

            ЦК КПСС естественно не мог пустить на самотек процесс создания правозащитных организаций, не мог он просто так и прикрыть формирующееся потребительское движение. Поэтому на самом верху было принято решение создать при ВЦСПС (по законам того времени единственной организации,  наделенной правами негосударственной защиты граждан) группу по подготовке учредительной конференции будущей всесоюзной организации,  защищающей  права потребителей. Группу возглавил Анатолий Каннабих (к сожалению, рано отошедший от потребительского движения), который энергично включился в организационную работу. В группе было всего три человека, в том числе  очень симпатичная и работящая сотрудница Маша, которая вскоре приобрела фамилию мужа - Каннабих (Сейчас Мария Каннабих -  известная правозащитница, член Общественной палаты РФ).

            С Анатолием Каннабихом мне пришлось очень дружно и плодотворно работать весь 1989 год пока шла подготовка учредительной конференции. В то время, как  Аузан, Бочин, Шелищ, Полячек, Ненадышин и еще десятка полтора  втянувшихся в процесс активистов потребительского движения готовили учредительные документы, декларации, спорили о принципах и формах  потребительского движения,  Каннабих занимался рутинной работой по формированию республиканских и региональных обществ потребителей, установлению с ними связи, оказанию им через профсоюзы, органы власти поддержки на местах. И в этом бесценную помощь (не боюсь показаться нескромным) он получил со стороны Клуба потребителей, созданного при ВНИИКСе.          Хочу подчеркнуть, что при создании  Клуба мы – его члены -  с учетом профессиональных навыков (экономисты, социологи, маркетологи, товароведы)  сразу поставили задачу стать организационно-методическим центром для развивающегося движения. Это нашло отражение в самом его названии: Клуб содействия движению в защиту прав потребителей.  Мы готовили методички по организации обществ потребителей и их регистрации в органах власти, информацию о правилах торговли,  о состоянии торговли потребительскими товарами. Но первое, что мы сделали – обратились к коллективам сотрудников филиалов нашего института, которые были во всех столицах союзных республик,  с призывом включиться в потребительское движение и создать общественные организации по защите потребителей в своих городах и республиках. Не везде этот призыв был поддержан. В Прибалтике потребительское направление  стало составной частью национально-демократических движений. Где-то ждали команды местных партийно-государственных органов. Приходилось ездить, уговаривать, объяснять. Но тем не менее на базе коллективов  филиалов института или при их активном участии были созданы  потребительские  организации в Украине (там одним из руководителей стал наш сотрудник Фалькович), в Грузии (Шубладзе), в Молдавии (Бродский), в Туркмении (Акаев), в Алма-Ате (Ермакова).

            Создание потребительских организаций проходило весьма не просто и не гладко. К нашему движению иногда пытались примазаться  и экстремистски настроенные группы. Для них главный лозунг тех лет был «долой», конкретных конструктивных программ у большинства из них не было. Им было важно использовать любую трибуну, любую возможность, только чтобы их «нет» и «долой» прозвучали как можно громче. Однажды из  нашего  Алма-Атинского  филиала пришло тревожное сообщение. Там должна была состояться учредительная конференция по созданию городской организации потребителей, где, как мне сообщили, националистически настроенные радикальные группы собирались заполучить большинство при выборах в руководящий орган и  превратить общественную организацию  в инструмент борьбы с местными и московскими  властями. Я объяснил Анатолию ситуацию. Он сразу же согласился вылететь в Алма-Ату.

            Так уж совпало, что в день вылета в «Неделе» проходило очередное заседание Клуба покупателей. Наши выступления были запланированы заранее и отказаться было невозможно. Но было клятвенно обещано сразу  после выступлений  доставить нас  прямо к трапу самолета. Заседание несколько затянулось, редакционные машины оказались в разгоне и нас в Домодедово лично доставил зам.главного редактора. Мы неслись по осевой с максимальной скоростью, которую можно было выжать из новенькой «Таврии». Несколько раз нас останавливали, но спасало редакционное удостоверение, волшебный логотип «Неделя» на кузове машины и заклинания, что мы выполняем очень важное редакционное задание.

            В Алма-Ате действительно конференция проходила очень бурно. Каннабиху и мне поочередно пришлось выступать по  несколько раз, объясняя цели движения,  оппонируя экстремистам и националистам, представляя адекватных кандидатов и призывая за них голосовать. В результате после многочасовых дебатов были приняты приемлемые учредительные документы, а в правление вошли    вполне вменяемые люди. Председателем был избран Султанбеков (впоследствии  один из вице-президентов ФОП СССР).

            На пути к учреждению Федерации обществ потребителей СССР было еще много сложностей. Для демократически настроенных лидеров потребительского движения очень важно было бесконфликтно вырваться из дружеских объятий ЦК КПСС и ВЦСПС, закрепить в уставе реальные права Федерации, избрать в руководящие органы действительных, а не мнимых правозащитников.

            Случались  и смешные ситуации. Так, однажды меня и ответственного секретаря нашего клуба В.Толкачева пригласили на встречу в редакции газеты  «Экономика и жизнь». Тема встречи была связана с защитой прав потребителей, но уж не знаю, по какому принципу был подобран состав участников. Там были ученые, экономисты, социологи, журналисты, но не было никого, кроме нас с Толкачевым,  из тех, кто был связан с «Неделей» и группой Каннабиха.  После  полутора-двух часовых  не очень конкретных  разговоров о проблемах потребителей ведущий вдруг сходу предложил: а давайте-ка мы здесь и сейчас создадим Всесоюзное общество защиты прав потребителей. На мое возмущение, что такие  вопросы экспромтом не решают и не надо заниматься профанацией, было предложено просто  проголосовать. И проголосовали… Правда, кроме как  в материалах  номера, посвященных этой встрече, более нигде и никогда об этом казусе    не упоминалось. Может быть в ЦК КПСС руководству своего печатного органа дали за самодеятельность по рукам?

            Ну, а затем была долгожданная и праздничная атмосфера учредительной конференции ФОП СССР, подарившая  гражданам  страны надежду, что отныне потребители смогут защищать свои интересы и права не по одиночке, а сообща.

 

Евгений Мясин,  председатель Клуба

содействия движению в защиту прав потребителей

при ВНИИ по изучению спроса населения на товары

народного потребления и конъюнктуры торговли (в 1988-1991 гг.)

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
18.08.2017, 17:09
Светлана Мя →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Дорогие форумчане, пострадавшие, как и я от ООО "Зебра на Торпедо"!

Я юрист и знаю как нужно возвращать наши деньги. Вы можете обратиться в суд, и даже выиграете его. Но вы должны понимать, что ООО "Зебра на ТТорпедо", это юридическое лицо с уставны...
16.08.2017, 13:23
remonttehnikysc →  Меня обманула компания по ремонту ноутбуков
все-таки ноутбук отремонтировал здесь http://braun-ukraine.com.ua/remont-noutbukov/
08.08.2017, 23:48
Ermalnik →  Отказ интернет магазина возвращать деньги за пересылку наложенным платежем
О много полезной информации. А то всякие случаи бывают. Хотя стараюсь только на проверенных магазинах покупать крупный товар, чтобы деньги не потерять. А то думаю у многих подобные ситуации бывают.
Кстати как совет вот неплохой магазин http://brandius...
08.08.2017, 17:41
remonttehnikysc →  Где быстро и недорого?
Где можно быстро починить утюг? не греет совсем...
04.08.2017, 23:12
Flen →  Отказали в возврате
Добрый день! 16 июля 2017 года в магазине Ugg на Киевской купила туфли, вчера заметила на одной из них дырку и сразу повезла сдавать. В магазине мне отказали в возврате (хотя они на гарантии до 16 августа), так как я не подписывала их стандартную форму...