Главная / Пресс-центр / Проблемные вопросы защиты прав потребителей /

Развитие потребительского законодательства

15 лет закону "О защите прав потребителей" Пресс-конференция Г.Онищенко

    7 февраля 1992 года был принят Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1, вступивший в силу спустя два месяца, который в сложный период нарождающихся в тот момент рыночных отношений заложил важнейшие механизмы государственной и общественной защиты соответствующих потребительских прав граждан. Это позволило достаточно эффективно сбалансировать их интересы с интересами предпринимателей и в конечном итоге получить целый комплекс системообразующих правовых норм, постоянно доказывающих свою действенность и жизнеспособность на протяжении вот уже пятнадцати лет.
 
    В настоящее время, на протяжении вот уже почти трех лет Роспотребнадзор как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей рассматривает соответствующую свою деятельность в этом направлении как важнейшую социально значимую государственную функцию.
 
    Это не может не предполагать высокий уровень требовательности в деле организации соответствующей работы как к Федеральной службе в целом, так и к ее территориальным органам, поскольку защита прав потребителей – это, прежде всего, защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере и эффективно могут быть восстановлены только лишь при должной организации соответствующей деятельности в этом направлении на региональном и местном уровне.
 
    Считая, что равная и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории страны может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе, в основе которого будет лежать вполне определенное взаимодействие всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей, Роспотребнадзор вполне осознанно с самого начала определил для себя в качестве одного из приоритетных направлений в работе практическую деятельность, направленную на максимальную консолидацию этих сил. Так, Федеральная служба регулярно проводит совместные рабочие мероприятия, главным из которых следует считать заседания Консультативного совета по защите прав потребителей.
 
    В настоящее время в 33 субъектах Российской Федерации работа по защите прав потребителей координируется через заседания Консультативных советов по защите прав потребителей, в 27 – через Межведомственные координационные советы при администрации субъекта Российской Федерации, в остальных – через проведение различных совещаний и семинаров.
 
    Федеральная служба в своей практической деятельности акцентирует внимание в первую очередь на таких проблемных секторах потребительского рынка, как жилищно-коммунальное хозяйство, долевое строительство жилья, оказание платных медицинских услуг, оказание услуг связи, туристических услуг и др., т.е. там, где уровень как государственной, так и общественной (муниципальной) защиты соответствующих потребительских прав граждан до последнего времени не отвечал реальным запросам населения.
 
    За первое полугодие 2006 г. в территориальные органы Роспотребнадзора только письменных обращений о нарушении прав потребителей в сфере ЖКХ поступило более 5,5 тысяч. За этот период управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проведено около 7500 контрольных мероприятий в рассматриваемой сфере. К юридическим и должностным лицам, допустившим нарушения требований законодательства о защите прав потребителей, применялись меры административного воздействия. Всего было возбуждено более 1600 дел об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных штрафов превысила 5 млн. рублей.
 
    За  2006 год  в  субъектах Российской Федерации в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий было проверено свыше 6,0 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию аудиовизуальной продукции, из которых 1,5 тыс. проверок было проведено непосредственно с участием представителей органов МВД.
 
    Анализ результатов проверок показал, что в 4800 субъектах предпринимательской деятельности (76 %) были установлены нарушения действующего законодательства при продаже аудиовизуальной продукции. В ходе проведения контрольных мероприятий специалистами территориальных органов Роспотребнадзора было осмотрено 1,6 млн. ед. аудиовизуальной  продукции, из которых 460,0 тыс. ед. (или 28,0 %) реализовывалось с нарушением действующих правил торговли.
 
    По фактам выявленных правонарушений всего за 2006 год было возбуждено 4,8 тыс. административных дел. В результате, по итогам их рассмотрения в отношении правонарушителей вынесено более 4,0 тыс. постановлений о назначении административного взыскания в виде штрафа на общую сумму 5,5 млн. руб.
 
    Кроме того, по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях соответствующим организациям и должностным лицам согласно ст. КоАП РФ было выдано 1,6 тыс. представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
 
    В 2007 году перед Федеральной службой стоит ряд задач. Так, необходимо усилить на региональном уровне защиту потребительских прав граждан на основе координации деятельности соответствующих подразделений по защите прав потребителей в муниципальных образованиях и общественных объединений потребителей, в том числе за счет разработки региональных программ по защите прав потребителей. Повысить эффективность деятельности по контролю и надзору в первую очередь в социально значимых секторах потребительского рынка. Совершенствовать работу по судебной защите потребительских прав граждан, в том числе по защите неопределенного круга потребителей, за счет более действенного применения соответствующих гражданско-правовых механизмов в судах общей юрисдикции. Совершенствовать систему информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав.
 

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
18.08.2017, 17:09
Светлана Мя →  Возврат денег за не оказанные услуги фитнес клубом "Зебра"
Дорогие форумчане, пострадавшие, как и я от ООО "Зебра на Торпедо"!

Я юрист и знаю как нужно возвращать наши деньги. Вы можете обратиться в суд, и даже выиграете его. Но вы должны понимать, что ООО "Зебра на ТТорпедо", это юридическое лицо с уставны...
16.08.2017, 13:23
remonttehnikysc →  Меня обманула компания по ремонту ноутбуков
все-таки ноутбук отремонтировал здесь http://braun-ukraine.com.ua/remont-noutbukov/
08.08.2017, 23:48
Ermalnik →  Отказ интернет магазина возвращать деньги за пересылку наложенным платежем
О много полезной информации. А то всякие случаи бывают. Хотя стараюсь только на проверенных магазинах покупать крупный товар, чтобы деньги не потерять. А то думаю у многих подобные ситуации бывают.
Кстати как совет вот неплохой магазин http://brandius...
08.08.2017, 17:41
remonttehnikysc →  Где быстро и недорого?
Где можно быстро починить утюг? не греет совсем...
04.08.2017, 23:12
Flen →  Отказали в возврате
Добрый день! 16 июля 2017 года в магазине Ugg на Киевской купила туфли, вчера заметила на одной из них дырку и сразу повезла сдавать. В магазине мне отказали в возврате (хотя они на гарантии до 16 августа), так как я не подписывала их стандартную форму...