Главная / Пресс-центр / Издания СПРФ / Ваш СПРОС / Пилотный номер /

Мы не "качаем права", мы их защищаем!

Потребительское движение России зародилось в Ленинграде. Помню, как в 1988 году оно начиналось с элементарного — с борьбы за свободную подписку на периодику. Сегодня разговор об этом вызовет улыбку. А тогда… Почему мы, выписывая любимый «Огонек», должны были «в нагрузку» подписаться еще и на какие-нибудь «Урюпинские вести»?

В то время не было никаких законов, защищающих права потребителей. За любым куском стояли километровые очереди. Любимым словом было — дефицит. Продавец был принцем, а директор магазина — просто-таки королем. Мало того, «качать права» было не только бессмысленно, но и небезопасно. А само слово «потребитель» было едва ли не ругательным.

И в то время несколько наивных энтузиастов создали первый клуб потребителей, где собирались люди, которые уже почувствовали, что «потребитель — тоже человек». В 1989 г. были избраны народные депутаты СССР, которые включились в разработку потребительского законодательства Советского Союза, в работу по повышению, если можно так выразиться, социального статуса потребителя. В то время это было немодно: все были заняты трибунной политикой, борьбой за демократию, а мы с головой ушли в «неполитическую» деятельность по защите прав простого покупателя, заказчика, клиента.

В 1990 году наше движение было уже силой. В целом ряде областей и республик появились общества потребителей, объединившиеся затем в Союз потребителей России. Сегодня не считаться с нами, потребителями, уже никому не придет в голову. СПРФ сейчас объединяет более ста областных и городских обществ, в которые ежегодно обращаются 80—100 тысяч граждан. Получаемые ими консультации, помощь в составлении претензий и ведении дел в судах позволяют ежегодно возвращать потребителям десятки миллионов рублей (в 2000 г. — 50 млн. руб.) за некачественные товары и услуги. Общества потребителей ведут также общественный контроль за соблюдением прав потребителей в торговле и других сферах. СПРФ и его региональные общества оппонируют органам власти, когда те принимают решения, противоречащие интересам потребителей (чаще всего — по тарифам, введению новых платежей, предоставлению законных льгот, качеству услуг гос. организаций). Здесь уже экономический эффект для потребителей исчисляется миллиардами рублей.

Говорить об интересах потребителей теперь уже следует в самом широком смысле: при получении медицинских услуг и образовательных, коммунальных и банковских, услуг на рынке недвижимости… Везде, где идет речь об оплате, уместно и нужно защищать интересы потребителя! Право человека сознательно выбирать и получать за свои деньги товар или услугу того качества, на которое он вправе рассчитывать — это главное право потребителя. На реализацию этого права ныне направлены усилия целой армии экспертов, юристов и общественных деятелей, работающих в обществах потребителей и Союзе потребителей России.

Петр Шелищ,
Председатель Союза потребителей России,
Депутат Государственной Думы

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.03.2018, 22:25
Ermalnik →  Отказали в гарантийном ремонте Land Rover Diskavery 4
Полезные вещи, нужно будет по запоминать. А то покупки разные бывают часто, может не такие большие как у вас, но всё же. Всякие запчасти, аксессуары и прочее. Хочется знать свои права и понимать на что рассчитывать в подобных ситуациях.
Хотя последняя...
07.03.2018, 16:42
Ясько Виктор →  пришло не то содержимое что предпринять?
В интернет магазине заказал посылку, пришло не то содержимое что предпринять?
07.03.2018, 16:40
Ясько Виктор →  Можно ли осуществить возврат наушников
Как тут вопрос разместить?
28.02.2018, 10:11
Rufina →  Фактический или почтовый адрес
Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, если в договоре указаны фактический и почтовый адреса суд удовлетворит, что претензия направлена на фактический адрес? или на почтовый также обязана направить?
Юридический в договоре не указан.
27.02.2018, 19:47
evik →  сдача обуви после гарантии
Добрый день,нужна помощь.Купил полуботинки на байке7.01.18 по акции 5 т.р.,стоили 9т.р(вроде как и демисезон,брал на зиму),и начал их сразу носить .В основном машина,офис.26.02.18 обнаружил в районе каблука, что кожа в 2-х местах на левом...