Главная / Документы / Письма, запросы /

Письмо в Минэкономразвития

Письмо в Минэкономразвития

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

СОЮЗ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ


191124 Санкт-Петербург, Суворовский пр.,   65-б, ,                             119991 Москва, Ленинский пр., 9, к.317,

 т/ф (812) 274-1040 272-5271                                                               т/ф (499) 236-3422

E-mail:  souz-potrebiteley.ru@gmail.com                                                             souz-potrebiteley.ru 

 

20 марта 2012 г.                                                                                                         №3-20/12

 В Минэкономразвития России

             На Ваш запрос о направлении информации от 27.02.2012г. № Д22-163 сообщаю следующее.

 

            Наиболее острые и актуальные общие проблемы защиты прав потребителей, с которыми Союз потребителей РФ сталкивается в своей работе, - незавершенность законодательного обеспечения, крайняя недостаточность государственного надзора за соблюдением прав потребителей, массовое неисполнение судебных решений в пользу потребителей, отсутствие системности в организации работы по защите прав потребителей.

Законодательство. За 2006 - 2010 гг. число обращений граждан в Союз потребителей РФ за правовой помощью увеличилось вдвое, превысив 400 тысяч. Прирост шел по большей части за счет услуг – туристских, финансовых, связи, транспорта, жилищных, коммунальных, образовательных, медицинских и др., где обычной практикой стало навязывание потребителям невыгодных им условий договоров, в которых подавляющее большинство потребителей просто не в состоянии разобраться. Эта практика основана на злоупотреблениях принципом свободы договора. Основную часть нарушений потребительских прав в этих сферах можно было бы предотвратить, если в интересах заведомо более слабой стороны таких отношений – потребителя законодательно установить существенные условия договоров и утвердить обязательные формы типовых договоров на каждую такую услугу. Тогда все условия индивидуального договора, противоречащие типовому, будут ничтожными, и многостраничные, набранные мелким шрифтом тексты предлагаемых сегодня договоров, в которых потребитель просто не в состоянии несколько важных для него условий, потеряют смысл. Для этого надо проделать огромную законотворческую работу, вершиной которой могло бы стать создание Потребительского кодекса Российской Федерации.           

            Государственный надзор. По данным опросов, ежегодно проводимых Союзом потребителей РФ, примерно 80 процентов  потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги. Для страны это означает тысячи потерянных жизней, миллионы недожитых лет, имущественный ущерб на сотни миллиардов рублей.

Мы с пониманием относимся к установкам на ослабление административного давления на бизнес – ведь именно потребители в конечном счете оплачивают через цену все избыточные издержки предпринимателей, в том числе на взятки надзирающим чиновникам. Но если вместо более эффективной организации государственного надзора его попросту ликвидируют, потребитель остается брошенным на произвол недобросовестного предпринимателя, а добросовестный предприниматель обречен на уход с рынка или перерождение. К этому стоит добавить, что уголовная ответственность за нарушения прав потребителей отменена, а административная несопоставима с выгодой от нарушений. В результате нарушения на рынке становятся нормой, это подтверждают и официальные данные Роспотребнадзора (в 2008 г. его органами было проведено 177 тыс. проверок, выявивших 227 тыс. нарушений, в 2010 г. – 136 тыс. проверок, выявивших 213 тыс. нарушений), и результаты общественного контроля со стороны региональных организаций Союза потребителей РФ (в 2008 г. ими было проведено 10,9 тыс. проверок, выявивших 9,4 тыс. нарушений, в 2010 г. - 11,5 тыс. проверок, выявивших 21,9 тыс. нарушений). При этом надзорные права, потенциал и статус Роспотребнадзора совершенно не соответствуют массовости и системности нарушений прав потребителей. Считаем необходимым снять существующие сегодня законодательные ограничения прав федерального органа надзора на потребительском рынке в части количества и порядка осуществления проверок, увеличить штат инспекторов госнадзора, подчинить этот орган непосредственно председателю правительства. 

Судебная защита. Потребители и их общественные объединения, как правило, выигрывают судебные иски, однако судебные решения в их пользу исполняются все хуже. Если еще в 2006 г. выполнялось примерно 85 процентов таких решений по нашим искам (Союз потребителей ежегодно ведет 2 – 3 тысячи таких исков), то в 2009 и 2010 гг. - немногим более половины, а в отдельных регионах (например, Татарстан, Омская область) – не более 10 – 15 процентов. Немало ответчиков закрываются и назавтра там же возрождаются под новой вывеской еще до принятия судом очевидного решения, либо заявляют о банкротстве, либо обнуляют счета. А у судебных приставов исполнение решений по потребительским искам не является отчетным показателем, в отличие от алиментных исков и трудовых споров, так что занимаются ими «по остаточному принципу».

Считаем необходимым ввести административную ответственность, включая дисквалификацию руководителей, организаций-ответчиков за уклонение от исполнения судебных решений по потребительским искам, а в случаях причинения особо крупного ущерба и неоднократного уклонения – уголовную ответственность руководителей таких организаций. Должна быть и ответственность судебных приставов за неисполнение решений судов, которой сейчас нет. Следует также стремиться к кардинальному сокращению числа рассматриваемых судами исков за счет значительно более активной и эффективной работы по досудебному (по существу – внесудебному) урегулированию споров потребителей с предпринимателями, в том числе с помощью профессиональных посредников – медиаторов.    

Системность организации работы. Ее явно недостает, поскольку не только не существует долгосрочных планов решения перечисленных выше проблем и реализации таких важнейших функций защиты прав потребителей, как организация правовой помощи и экспертизы, просвещение, информирование потребителей, но такие задачи даже и не ставятся на государственном уровне. Поэтому мы добиваемся решения о подготовке федеральной целевой программы защиты прав потребителей, в которой, помимо решения перечисленных выше проблем, были бы предусмотрены создание полноценной сети консультационных пунктов для потребителей, системы потребительского образования в  школах и вузах, национального экспертно-информационного центра и массовых изданий для потребителей, включая мощные интернетресурсы, разработка и реализация региональных программ защиты потребителей.

Взаимодействие государства с общественными объединениями потребителей сейчас осуществляется исключительно на консультативном уровне, тогда как в странах Евросоюза они занимают свое определенное и весьма важное место в системе защиты прав потребителей. Мы предлагаем сформировать государственный заказ на систематическое консультирование и иную правовую поддержку потребителей, что давно уже делают за счет бюджетов потребительские организации в странах Евросоюза. И никаких конкурсов на такой госзаказ там нет, потому что организации, годами ведущие такую работу по своей инициативе и собственными силами, справедливо воспринимаются государством как заведомо лучший, а значит  единственный, исполнитель.

Среди многих более локальных задач Союза потребителей РФ - борьба за отмену «номерного рабства» абонентов мобильных сетей, лишенных права поменять оператора без потери своего абонентского номера, за отмену или кардинальное снижение процента комиссии Сбербанка за проводку наших коммунальных и т.п. платежей, за отмену монополии «официальных дистрибьюторов» на ввоз и обслуживание импортных автомобилей и бытовой техники и т.д.

 

            В дополнение к ответу на Ваш запрос хочу выразить позицию СПРФ (согласованную с КонфОП) к предложению о передаче государственной функции по осуществлению контроля в области защиты прав потребителей на уровень субъектов Российской Федерации.  

Считаем это предложение ошибочным по следующим причинам:

а) В результате передачи полномочий (для чего потребуется внести изменения в законодательство) в государстве не останется органа, уполномоченного защищать права потребителей товаров и услуг, обращающихся на общероссийском рынке, – а это весь импорт, продукция крупнейших российских производителей, финансовые, туристические услуги, перевозки пассажиров железнодорожным, водным и авиатранспортом, мобильная связь и многое другое. Именно в этом сейчас видится нам приоритетное и наиболее успешное направление работы Роспотребнадзора.

б) Считаем, что передача надзорных полномочий на региональный уровень при действующих законодательных ограничениях госнадзора не даст иного эффекта кроме коррупционного. Признанных критериев оценки эффективности надзора на потребительском рынке нет, сравнить результаты работы органов власти в разных регионах некому. Дополнительные права, не уравновешенные ответственностью, вероятнее всего приведут к усилению давления на бизнес, за что придется заплатить опять-таки потребителям.

в) Следует также иметь в виду, что Роспотребнадзор за 7 лет проделал огромный путь в освоении новой для санитарных врачей сферы, сумел создать в центральном аппарате и многих регионах сильный коллектив юристов, реально занимающихся правовой защитой потребителей, причем в самых болезненных областях и не боясь конфликтовать с весьма сильными ведомствами, активно сотрудничает с общественными организациями потребителей. Лучшее, что смогут сделать в регионах, получив новые полномочия, это нанять высвободившихся работников теруправлений Роспотребнадзора, но в руководители им, скорее всего, поставят собственных выдвиженцев без опыта и мотивации в сфере защиты потребителей. Так что потребителям лучше не станет точно, а хуже может стать с большой вероятностью. Если же при этом новые полномочия не будут профинансированы из федерального бюджета, дело скорее всего ограничится распоряжениями губернаторов о наделении региональных управлений потребительского рынка дополнительными функциями, которые реально не будут ими исполняться.

Союз потребителей РФ считает, что в ситуации, когда нарушения потребительских прав носят массовый системный характер, недопустимо снимать ответственность с федерального уровня власти. Скорее следовало бы укреплять соответствующий федеральный орган и усиливать его полномочия, на что были направлены и недавно принятые поправки в закон «О защите прав потребителей». С другой стороны, необходимо восстановить полномочия в этой сфере наиболее близких к потребителю органов местного самоуправления, неоправданно изъятые у них в 2004 году.

Что же касается субъектов Федерации, то в соответствии с законом «О защите прав потребителей» они должны осуществлять «мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей». В Ростовской области, например, уже три года делают это системно и эффективно на основе областной целевой программы, дополняя, а не подменяя функции Роспотребнадзора. Но таких регионов мало. В целом же защита прав потребителей должна осуществляться на всех уровнях власти и максимально использовать потенциал общественных потребительских организаций, как это делается в странах Евросоюза (в качестве иллюстрации прилагаю материал о системе защиты прав потребителей в Германии).

 

Председатель СПРФ                          П.Б. Шелищ

 

 

Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html