Главная / Документы / Протоколы конференций /

Резолюции конференции СПРФ от 7 апреля 2012 г.

Резолюции конференции СПРФ от 7 апреля 2012 г.

Резолюция Конференции Союза потребителей  РФ

«О защите прав потребителей финансовых услуг»

 

В целях повышения защищенности прав потребителей финансовых услуг, с учетом передового зарубежного опыта регулирования финансовых рынков и предложений межрегионального общественного объединения потребителей «Росфинсоюз» Союз потребителей РФ считает необходимым:

  1. Внести в Закон РФ “О защите прав потребителей” определение понятия “финансовая услуга” и другие изменения и дополнения, направленные на защиту прав потребителей финансовых услуг, подготовленные Роспотребнадзором.
  2. Законодательно обязать кредитные организации предоставлять потребительские кредиты на основании типовых договоров потребительского кредитования, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, существенными условиями которых являются: 1) занимаемая сумма и срок займа, 2) полная сумма, подлежащая возврату заемщиком, и график погашения долга, 3) финансовые санкции, накладываемые кредитором на заемщика за нарушение им графика погашения долга.  Нарушение кредитором такой обязанности сделает условия договора, противоречащие существенным условиям типового договора, недействительными. 
  3. Законодательно наделить потребителя правом отказаться от получения потребительского кредита в любой момент после заключения договора до фактического получения денежных средств.

          4. Законодательно установить норму, ограничивающую верхний предел эффективной ставки процента (рассчитываемой из соотношения полной суммы, подлежащей возврату, с занимаемой суммой и сроком займа), взимаемого по договору потребительского кредитования.

5. Ввести в законодательство понятие «ростовщический процент» для ставки процента, превышающей законодательно установленный верхний предел эффективной ставки процента по договору потребительского кредитования, и «ростовщичество» для кредитной деятельности на условиях ростовщического процента.

6. Ввести законодательные ограничения ростовщичества, установить административную и уголовную ответственность кредитных и микрофинансовых организаций и их должностных лиц за нарушение установленных законодательных ограничений.

7. Для неотложного обеспечения заемными средствами граждан на цели, связанные с удовлетворением жизненно важных нужд (при угрозе жизни, здоровью, минимально необходимым условиям существования) органам власти субъектов федерации заключать соглашения с кредитными организациями об их поручительстве по срочным кредитам таким заемщикам на согласованных с органом власти условиях. 

8. Законодательно обязать страховые организации осуществлять личное и имущественное страхование потребителей на основании типовых договоров страхования, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, существенными условиями которых являются: 1) перечень страховых случаев, 2) страховая сумма, 3) страховая премия, 4) алгоритм расчета страхового возмещения по каждому предусмотренному договором страховому случаю, 5) обязанности выгодополучателя по подтверждению наступления каждого предусмотренного договором страхового случая, предельный срок от дня исполнения им этих обязанностей до дня выплаты ему страхового возмещения, 6) финансовые санкции, накладываемые страхователем на страховщика в случае просрочки выплаты страхового возмещения.

9. Законодательно ограничить процент комиссии, взимаемой платежными агентами c плательщиков-потребителей в момент внесения ими платежа.

          

                                  

Резолюция Конференции Союза потребителей РФ   

         «О защите прав потребителей жилищных и коммунальных услуг»


Практически все жители нашей страны являются потребителями жилищных и коммунальных услуг. Цены и тарифы на эти услуги выросли за последние десять лет более чем в десять раз, значительно обогнав инфляцию, а качество услуг во многих случаях снизилось. Поэтому претензии к организациям, оказывающим жилищные и коммунальные услуги, уверенно занимают одно из первых мест среди всех претензий потребителей. При этом уровень правовой защиты потребителей в сфере жилищных и коммунальных услуг ниже, чем в сферах торговли, бытовых услуг и многих  других. Жилищный кодекс Российской Федерации установил основные положения о содержании и ремонте имущества многоквартирных домов, предоставлении коммунальных услуг их жителям, порядке оплаты жилищных и коммунальных услуг. Однако он не содержит ни понятия «потребитель», ни механизмов защиты прав и интересов жителей многоквартирных домов, являющихся потребителями жилищных и коммунальных услуг. Участники конференции считают неприемлемым отказ государства от своих обязательств по капитальному ремонту домов, общее имущество которых было передано в собственность гражданам при приватизации квартир в ненадлежащем состоянии, а также введение платы за капитальный ремонт иначе, чем по решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Участники конференции СП РФ считают необходимым:                                           

  1. Внесение изменений в ГК РФ, обязывающих организации, поставляющие  населению коммунальные ресурсы, вести учет их количества и качества, устанавливая и обслуживая за свой счет приборы учета этих ресурсов.
  2. Принятие закона о защите прав потребителей жилищных и коммунальных услуг, предусматривающего простые процедуры фиксации нарушений прав потребителей ЖКУ, четкие механизмы ответственности организаций, оказывающих  жилищные и коммунальные услуги, и значительные финансовые санкции к нарушителям прав потребителей ЖКУ.
  3. Согласование регулирующих ЖКУ нормативно-правовых актов (Жилищный кодекс РФ, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, Правила учета тепловой энергии и теплоносителя и другие) с нормами законодательства о защите прав потребителей, Необходимо с участием специалистов Роспотребнадзора и представителей обществ потребителей и жилищных объединений устранить перекос в пользу интересов поставщиков работ, услуг и ресурсов и в ущерб правам и интересам потребителей – граждан и их объединений,
  4. Разработку и утверждение типовых договоров с ресурсоснабжающимими организациями, обеспечивающих эффективную защиту прав потребителей этих ресурсов.
  5. Введение правового статуса  коллективного потребителя коммунальных услуг для объединений собственников жилья
  6. Переработку состава информации, раскрываемой собственникам жилья управляющими организациями и поставщиками, предусматривающую включение конкретных данных по каждому многоквартирному дому и их экспертную оценку и исключение бесполезной для потребителей не бесплатной для них информации, безосновательно включенной в новую форму платежного документа,
  7. 7.   Внесение изменений в постановление  Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, предусматривающих установку приборов учета на все коммунальные ресурсы, используемые на общедомовые нужды.
  8. 8.   Введение моратория на повышение тарифов для населения на коммунальные ресурсы в пределах социальных норм их потребления.
  9. Включение в  федеральные и региональные правительственные комиссии в жилищной сфере представителей общественных  объединений потребителей.

 

                                                     Резолюция Конференции Союза потребителей РФ        

                                                                              «О защите прав туристов»

    Туризм, особенно зарубежный, становится все более популярным у российских потребителей. Но параллельно с ростом востребованности туристских услуг растут и риски столкнуться с серьезными нарушениями потребительских прав: срывом вылета на отдых, требованиями повторной оплаты проживания, получением услуг не того качества, на которое рассчитывал турист. Но самое худшее, когда  туристы не могут вернуться из зарубежной поездки из-за проблем у туроператора.
Туристы оказались заложниками действующей системы гарантий, которая вроде бы есть, но по «котловому» принципу и включается намного позже момента, когда она остро необходима, при этом зачастую получить компенсацию своих убытков туроператором удается только через суд.
       Наиболее ярко продемонстрировала непригодность этой системы ситуация с туроператором «Ланта-Тур Вояж»: тысячам туристов пришлось расплачиваться с гостиницами, в которых они жили по оплаченным путевкам, покупать билеты на самолеты, чтобы вернуться домой, хотя они уже один раз заплатили за это «Ланта-Тур Вояж». А теперь стало ясно, что финансовых гарантий этого оператора хватит на возмещение разве что половины убытков, причиненных им туристам.
        Наиболее надежную защиту туристу дает страхование ответственности туроператора перед ним по его конкретному туру. Вместе с договором, ваучером, билетами и медицинской страховкой, которую оплачивает потребитель, турист должен получать страховой полис на сумму, достаточную для покрытия его убытков в случае срыва поездки по вине оператора. При возникновении страхового случая страховщик должен принять меры по скорейшему устранению его причин, что сократит его расходы на возмещение ущерба туристу.
         Самая массовая причина обращений потребителей – несоответствие условий отдыха или путешествия ожиданиям туриста, сформировавшимся нередко «на слух» из информации турагента. Но предъявить претензию он не может, потому что договор сложившихся у него представлений не подтверждает, хотя чаще всего и не опровергает. Для решения этой проблемы мы предлагаем, чтобы в типовом договоре на оказание туристской услуги в обязательном порядке давался однозначный ответ на все основные вопросы, волнующие туристов: размер и оборудование его номера, расстояние до моря и до источников шума, куда выходят окна, в чем специфика питания и как оно организовано,  какие услуги оказываются бесплатно и какие за плату, какие будут предлагаться экскурсии и т.п. Турагентам, туроператорам и администрациям отелей поначалу работать станет сложнее, но недовольных окажется намного меньше, а значит спрос на их услуги вырастет.
        Еще одна опасность, подстерегающая туристов, - недобросовестность турагента, в том числе уклонение его от официального оформления договора туриста с оператором. Чтобы снизить потребительские риски в этом звене, где совершенно нереально эффективно контролировать десятки, если не сотни тысяч предпринимателей, занимающихся этим бизнесом, необходимо законодательно обязать их либо работать исключительно от имени и по поручению туроператоров (и тогда операторы, отвечающие перед потребителями за действия уполномоченных ими агентов, будут реально контролировать их и отсеивать ненадежных), либо входить в состав СРО, несущих субсидиарную ответственность по их обязательствам перед потребителями и третьими лицами. Считаем необходимым, чтобы законодатель как можно скорее выбрал и включил в закон одно из этих решений.

                                                       

                                                              Резолюция Конференции Союза потребителей РФ    

                                                        «О защите прав потребителей услуг мобильной связи»


            Мобильная телефонная связь за последнее десятилетие стала одной из самых массовых, доступных и востребованных услуг, по масштабам   которой россияне наиболее близки к гражданам Евросоюза и Северной Америки.    Однако мы заметно отстаем от них в том, что касается признанных прав потребителей услуг мобильной связи. Так, Россия остается едва ли не единственной развитой страной, где сохраняется «мобильное рабство» - отсутствует право абонента сменить оператора с сохранением своего номера.

            Массовый характер носят злоупотребления лиц, на основании договора с оператором навязывающих абонентам ненужные им услуги или обманывающих их недостоверной информацией о своих услугах. Широко практикуется и недобросовестная реклама тарифов, названия которых нередко вводят потребителя в заблуждение, как, например, «безлимитный», который вовсе таковым не является в общепризнанном значении этого слова. Весьма дорого обходятся потребителям услуги роуминга внутри страны, которого вообще нет в европейских странах. Еще дороже международный роуминг, стоимость которого в Европе едина и в разы ниже, чем у россиян.

            Для учета насущных интересов российских потребителей услуг мобильной связи и приведения их прав в соответствие с правами граждан наиболее развитых стран СПРФ считает необходимым:

  1. Внести в федеральный закон «О связи» изменения и дополнения, устанавливающие право абонента на сохранение абонентского номера при смене оператора связи и обязанность оператора связи обеспечить это право абонента.
  2. Отделить договор на оказание абоненту через его оператора связи услуг третьих лиц от его договора на услуги мобильной связи.
  3. Исключить «конклюдентные действия» абонента (то есть отсутствие  доказательств его отказа от получения услуги и фактическое ее получение без наличия договорных отношений) из числа оснований вступления абонента в договорные отношения с третьим лицом, оказывающим услуги через оператора связи.
  4. Через механизмы лицензирования и выделения частот и антимонопольный надзор облегчить выход на рынок и развитие новых операторов мобильной связи, способных усилить конкуренцию на рынке.
  5. Законодательно определить понятия, наиболее широко используемые в рекламе операторов мобильной связи.
  6. Принять меры для ликвидации внутрироссийского роуминга и кардинального снижения стоимости для россиян роуминга международного.
  7. Построить эффективный механизм защиты потребителей от краж мобильных телефонов, позволяющий по заявлению потерпевшего лишать украденный телефон работоспособности.

 

Резолюция Конференции Союза потребителей РФ        

   «О законопроекте «О защите здоровья населения от последствий курения табака»

Министерством здравоохранения и социального развития РФ подготовлен и представлен на суд общественности проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Актуальность задачи, поставленной в его названии, не вызывает сомнений, как и необходимость ряда предложенных экономических и воспитательных мер. Однако не все предложенные в проекте нормы встретили однозначную всеобщую поддержку. Так, взрослые курильщики (а это 40 процентов населения страны), не намеренные в обозримой перспективе отказаться от этой, безусловно вредной для их здоровья привычки, недовольны предложенным запретом на курение в общественных местах, в том числе в производственных зданиях, больницах, поездах дальнего следования и т.п., резким сокращением торговых точек, где можно будет купить сигареты, унизительными для них прекращением открытой выкладки сигарет, позволяющей выбрать нужное курильщику без обращения к продавцу, и понуждением продавца выдавать оплаченный товар не ближе чем в трех метрах от места его оплаты.

Одни из этих мер обречены на хроническое неисполнение - в электричках, например, и сейчас курение запрещено, но все, кто хочет, курят. Другие, направленные на затруднение покупки сигарет, будут исполняться, вызывая к жизни отсутствующий сейчас в этой сфере теневой рынок и создавая стрессы, тоже не улучшающие здоровье курильщиков и окружающих их людей. Но главное, ради чего предлагаются столь болезненные для 40 процентов наших сограждан меры, - побудить их бросить курить – этими мерами достигнуто не будет. Об этом свидетельствует опыт стран, гораздо раньше нас начавших общественную борьбу с курением. Так, среди стран – членов Евросоюза наиболее высокая доля курильщиков (38 %) в Греции, где существуют (но, как утверждают эксперты, не соблюдаются) запреты на курение во всех общественных местах. Самая же низкая доля (16 %) – в Швеции, где вместо запретов на курение на предприятиях и в ресторанах и барах для курильщиков выделены специальные вентилируемые помещения. А запрет на открытую выкладку табачных изделий в ряде провинций Канады, согласно отчету британского института Oxford Economics, не привел к сколь-нибудь заметному снижению их потребления.

Надо уважать права взрослых курящих граждан, но и они должны уважать право некурящих не подвергаться воздействию табачного дыма. Для этого достаточно запретить курение не по формальному признаку «общественности» места (в нем может не находиться некурящих и даже вообще других людей, а запрет все равно действует), а по признаку нежелания любого находящегося ранее или пришедшего в это место человека, чтобы в его присутствии курили. Требование некурящего не курить при нем надо сделать законным и ввести административное наказание за его неисполнение.

А вот по отношению к подросткам действительно нужны запреты и строгая ответственность за их нарушение: тем, кто продает им табачные изделия, с первого случая выявления такого факта должна быть запрещена торговля этой продукцией, как это сделано в Сингапуре, где на право торговать ею выдается государственная лицензия. Еще важнее максимально сокращать показ курящих героев в кино и на телевидении, поскольку для подростков курение – еще не физиологическая потребность, а способ приобщения к миру этих героев. Что же касается взрослых курильщиков, затруднение физического доступа к сигаретам не побудит их бросить курить, а лишь усилит недовольство условиями жизни в стране. Помочь им избавиться от вредной привычки может только систематическая массированная антитабачная пропаганда и отношение окружающих их некурящих людей – не ненависть к «отравителям», а сочувствие к людям, обрекшим себя на более короткую и менее здоровую жизнь. Пропаганда, на которую США в 1960-х – 1970-х годах потратили миллиарды долларов, в совокупности с целенаправленным поднятием цен на табачные изделия, привела к отказу от курения десятков миллионов взрослых граждан и сокращению доли курящих в разы – без всяких запретов на выкладку и невротизирующих население надписей и картинок на сигаретных пачках.

Союз потребителей России призывает высшие органы государственной власти Российской Федерации, исходя из равенства гражданских прав некурящих граждан и взрослых потребителей табачной продукции, ограничивать права последних лишь в той мере, в какой реализация их прав ущемляет права некурящих. Побуждать же взрослых курильщиков к отказу от курения надо не административными, а пропагандистскими, воспитательными и экономическими мерами. 

Резолюции приняты конференцией СПРФ

7 апреля 2012 года, Москва

 


Документы

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html