Главная / Деятельность / Текущие проекты /

Кодекс добросовестных практик

Участие СПРФ в комиссии по применению Кодекса добросовестных практик


Кодекс добросовестных практик: на пути к более гармоничным отношениям торговых сетей и поставщиков

Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России

 

14 декабря 2012 г. в Доме приемов Правительства РФ в присутствии первого вице-премьера И.И. Шувалова состоялось торжественное подписание 

Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Со стороны торговых сетей подпись поставил президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейшие торговые сети страны, со стороны поставщиков – руководители ассоциаций «Русбренд» и «Руспродсоюз» и четырех отраслевых союзов производителей мясной, молочной, рыбной и масложировой продукции. Кодекс подписали также руководители Комитета по потребительскому рынку ТПП РФ и Союза потребителей России.

Взаимоотношения между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров впервые стали предметом публичного обсуждения на высших уровнях власти семью годами раньше. Тогда министр сельского хозяйства А.В.Гордеев пожаловался президенту В.В.Путину на дискриминацию отечественных производителей продовольствия торговыми сетями, навязывающими им несправедливые цены и условия поставок, и попросил законодательно ограничить такие действия сетей. Президент согласился с предложением Гордеева и дал соответствующее поручение, результатом исполнения которого в 2009 г. стал федеральный закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ». 

Однако за несколько лет его действия стало ясно, что закон не удовлетворил ни одну из сторон: торговые сети – тем, что ограничивает их развитие, поставщиков – неспособностью решить их проблемы в отношениях с сетями. Тем не менее, обе стороны извлекли из истории появления закона свои полезные уроки. Поставщики поняли, что за счет сугубо административных ограничений они не в состоянии  компенсировать преимущество сетей как наиболее эффективного канала продвижения своей продукции к потребителю, - хотя бы уже потому, что они никогда не решатся ни жаловаться на сети в органы власти, ни обращаться в суд. Ритейлеры же осознали, что злоупотребления этим своим преимуществом ведут их к конфронтации с государством, которая выливается в весьма болезненные для них ограничения, экономически не оправданные, но поддерживаемые общественным мнением и вполне контролируемые властью.

Эти выводы привели обе стороны к идее совместной выработки добровольных норм регулирования взаимоотношений между поставщиками и сетями. По инициативе руководителей ассоциаций АКОРТ и Русмолоко был создан  Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС), возглавить который предложили руководителю Комитета по потребительскому рынку Торгово-промышленной палаты РФ А.И. Борисову.  На площадке МЭС и формировались договоренности о том, как должны строиться взаимовыгодные отношения между сетями и поставщиками, чтобы минимизировать конфликты, а если уж они возникнут – решать их без апелляции к органам власти. Учитывая опыт некоторых европейских стран, формой такой договоренности был выбран кодекс добросовестных практик.

Работа над проектом кодекса продолжалась более года, и порой казалось, что сторонам не удастся достичь баланса интересов. Поставщики добивались максимальной конкретности обязательств сетей, те же стремились сохранить за собой максимум свободы в определении условий договора поставки. И все-таки общее понимание, что лучше договориться самим, чем уповать на мудрость и силу органов власти, привело к согласию в главном: «предсказуемость для контрагента (потенциального контрагента) определения торговых условий в договорах (прозрачность критериев отбора контрагентов, зависимость торговых условий от эффективности совместной работы, соразмерность штрафных санкций, в случае их наличия, потерям пострадавшей от нарушения стороны) будет способствовать развитию конкуренции и формированию партнерских отношений между поставщиками и торговыми сетями и позволит оптимизировать издержки и минимизировать потери на этапах согласования условий сотрудничества и выполнения обязательств сторон» (п.2 ст.3 Кодекса).

Кодекс содержит существенные признаки добросовестных практик каждой стороны (которые после его подписания становятся их добровольными обязательствами) при осуществлении ими следующих действий:

  • выбор контрагента;
  • документальное сопровождение переговоров между сторонами по согласованию, изменению условий и расторжению договора;
  • согласование условий договора;
  • согласование изменения цены потребительских товаров/услуг;
  • ввод потребительского товара в ассортиментную матрицу торговой сети;
  • вывод потребительского товара из ассортиментной матрицы торговой сети;
  • вывод товара под собственным товарным знаком из ассортиментной матрицы торговой сети;  
  • приемка потребительских товаров;
  • обмен документами;
  • согласование проведения мероприятий по продвижению потребительских товаров;
  • предоставление торговой сетью отчетов о проведении мероприятий по продвижению потребительских товаров;
  • взаимозачеты;                                                                                                                               
  • реализация проекта категорийного менеджмента;                            
  • возмещение расходов торговой сети в связи с претензиями потребителей.

Кодексом предусмотрено, что для обеспечения его единообразного применения и развития его участниками должен быть создан орган с арбитражными, информационно-аналитическими и представительскими функциями - Комиссия по применению Кодекса. В результате восьмимесячных обсуждений в рамках МЭС (состав которого за это время расширился, включив Союз независимых сетей России и ряд отраслевых ассоциаций поставщиков, присоединившихся к Кодексу) 22 августа с.г. утверждено Положение о Комиссии и сформирован ее состав. В него вошли три представителя торговых сетей, три представителя поставщиков и 3 независимых члена – два от ТПП РФ и председатель СПРФ. 27 сентября состоялось первое заседание Комиссии, 25 октября – ее второе заседание.

Внедрение Кодекса в повседневную практику отношений между поставщиками и торговыми сетями отнюдь не «обречено на успех», однако это критически важный шаг от привычной конфронтации в борьбе за более выгодные для себя условия к сотрудничеству на основе правил, отражающих баланс интересов сторон. Понятно, что гармонизация взаимоотношений между ними будет способствовать развитию добросовестной конкуренции между поставщиками однородных товаров и между торговыми сетями одного формата, а это в интересах всех нас, потребителей. И если Кодекс действительно окажется эффективным инструментом саморегулирования рынка, СПРФ будет добиваться расширения сферы его действия и на взаимоотношения поставщиков и ритейлеров с потребителями – прежде всего, по поводу информации о товарах и маркетинговой практике, не вводящих потребителя в заблуждение, порядка приема и рассмотрения его претензий и компенсации причиненного ему вреда. Имея в виду такую перспективу, мы решили информировать посетителей нашего сайта о работе Комиссии по КДП, публикуя ее пресс-релизы.

                                                                                                                 

Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения Кодекса

Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров (далее - «Кодекс» или «Кодекс добросовестных практик») представляет собой свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. Практики, не включенные в настоящий Кодекс, не могут быть признаны противоречащими принципам разумности, добросовестности и справедливости только по той причине, что такие практики не включены в Кодекс или не полностью соответствуют нормам Кодекса. Разработка Кодекса добросовестных практик осуществляется в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Основными целями Кодекса являются:

  • формирование практик взаимодействия, основанных на принципах добросовестности, при заключении и исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями и обеспечение баланса коммерческих интересов торговых сетей и поставщиков;
  • повышение эффективности взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками и оптимизация издержек по всей цепочке поставок;
  • создание условий для соблюдения всеми участниками рынка этических правил использования рыночной силы и содействие развитию конкуренции на рынке;
  • содействие в удовлетворении потребностей покупателей в качественных потребительских товарах.

Правила, содержащиеся в Кодексе, могут применяться поставщиками и торговыми сетями на территории России в качестве делового обыкновения в преддоговорных и договорных отношениях в рамках договоров поставки и оказания услуг, и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории других стран.

Положения настоящего Кодекса не являются обязательными для торговой сети и/ или поставщика за исключением случаев выражения соответствующим хозяйствующим субъектом письменного согласия с положениями настоящего Кодекса (далее также “присоединение к Кодексу”).

Статья 2. Основные понятия, используемые в Кодексе

1.         Поставщик – субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий поставки потребительских товаров в торговую сеть в целях их дальнейшей розничной и/или мелкооптовой продажи потребителям.

2.         Сторона – торговая сеть и/или поставщик потребительских товаров.

3.         Ассортиментная матрица - перечень всех товаров, реализуемых торговой сетью, включая сезонные товары, которые могут временно отсутствовать в торговых сетях.

4.         Товары под собственными товарными знаками – потребительские товары, производимые поставщиками по заказу торговых сетей, на которые нанесены товарные знаки, права на которые принадлежат торговым сетям.

5.         Категория товаров - группа товаров со сходным назначением, либо способом применения/направлением использования, удовлетворяющих схожие запросы потребителей

6.         Проект категорийного менеджмента – совокупность мероприятий, направленных на повышение эффективности управления категорией потребительских товаров в торговых объектах торговой сети, в которых представлены потребительские товары категории, посредством повышения удовлетворенности потребителей, приведение ассортимента потребительских товаров в категории товаров в соответствии с потребительским спросом, а также общего повышения эффективности деятельности торговой сети.

7. Потребительские товары - продовольственные (продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки) и непродовольственные (ткани, одежда, белье, обувь, моющие средства, мыло, косметические и парфюмерные товары, компьютеры и оргтехника, мобильные телефоны, аудио- и видеотехника, бытовая техника, мебель, предметы домашнего обихода, напольные покрытия, строительные материалы, ювелирные изделия, фармацевтические, медицинские и ортопедические товары, книги, газеты и журналы) товары, реализуемые потребителям для личного потребления или домашнего пользования.

Определение прочих терминов, в том числе «торговая деятельность» (торговля), «оптовая торговля», «розничная торговля», «торговая сеть», «торговый объект», «поставщик» (хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки товаров) соответствует статье 2 и другим статьям Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Положения настоящего Кодекса, касающиеся потребительских товаров, применяются в отношении всех потребительских товаров, в том числе товаров под собственными товарными знаками торговых сетей, если в этих положениях прямо не указано то, что они относятся только к определенным видам товаров.

Статья 3. Общие принципы взаимоотношений торговых сетей и поставщиков

1. Настоящий Кодекс основывается на основополагающих принципах гражданского права, а именно принципах признания равенства участников коммерческого оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Кодекс основывается на принципах разумности и добросовестности торговых сетей и поставщиков независимо от применения или неприменения ими положений настоящего Кодекса.

2. Предсказуемость для контрагента (потенциального контрагента) определения торговых условий в договорах (прозрачность критериев отбора контрагентов, зависимость торговых условий от эффективности совместной работы, соразмерность штрафных санкций, в случае их наличия, потерям пострадавшей от нарушения стороны) будет способствовать развитию конкуренции и формированию партнерских отношений между поставщиками и торговыми сетями и позволит оптимизировать издержки и минимизировать потери на этапах согласования условий сотрудничества и выполнения обязательств сторон. При этом как поставщики, так и торговые сети вправе принимать любые предусмотренные действующим законодательством меры для ограничения доступа конкурентов к  индивидуальным коммерческим условиям договоров и иной конфиденциальной информации.

3. Каждый поставщик и торговая сеть самостоятельно несет предпринимательские риски и определяет источники формирования своей прибыли. При этом одним из основных источников формирования прибыли торговых сетей и поставщиков признается наценка, а прочие условия могут зависеть от достижения целей по объемам продаж, развитию брендов (повышению узнаваемости товарных знаков), повышению уровня лояльности потребителей и других экономически обоснованных критериев. Поставщики и торговые сети прилагают все усилия к обеспечению добросовестной конкуренции и не вмешиваются в коммерческую деятельность своих контрагентов и конкурентов.

4. Обмен информацией осуществляется между поставщиком и торговой сетью на добровольной основе без нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», других законодательных актов и обеспечение конфиденциальности полученной партнерами друг от друга информации.

5. Все договоренности, включая соглашения о намерениях, подлежат письменной фиксации (в том числе с использованием электронных средств коммуникации), обязательным является закрепление всех договоренностей и параметров торговых условий в договоре между сторонами и их неукоснительное выполнение, не допускаются мнимые и притворные сделки.

6. Поставщики и торговые сети предпринимают совместные усилия, направленные на повышение предсказуемости для сторон объема и графика заказов поставки товаров, оказания услуг, с целью оптимизации издержек на производство, хранение, доставку и реализацию товаров.

7. Поставщики и торговые сети предпринимают совместные усилия, направленные на выявление некачественных потребительских товаров и потребительских товаров, информация о составе которых не соответствует их действительному составу.

Статья 4. Принципы взаимоотношений торговых сетей и поставщиков в части обеспечения качества потребительских товаров

Реализация принципов взаимоотношений торговых сетей и поставщиков в части обеспечения качества потребительских товаров достигается посредством объединения усилий саморегулируемых общественных организаций поставщиков и торговых сетей по выявлению некачественных, контрафактных потребительских товаров и потребительских товаров, информация о составе которых, размещенная на их упаковке или в спецификации, не соответствует их действительному составу, информированию потребителей о составе потребительских товаров, а также пропаганде потребления качественных потребительских товаров, в том числе товаров, которые по своим потребительским свойствам и характеристиками превышают минимальные требования, установленные техническими регламентами и национальными стандартами.

 

Глава 2. Перечень добросовестных практик

Статья 5. Выбор контрагента

На этапе отбора контрагента и заключения договора должны быть обеспечены равные условия для конкуренции между поставщиками за заключение договора с торговой сетью (аналогично между торговыми сетями за заключение договора с поставщиком), а также равные условия доступа к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки. Определение коммерческих условий взаимодействия между контрагентами в рамках договоров поставки и договоров оказания услуг по продвижению потребительских товаров должно быть понятным для сторон предполагаемого договора. Контрагентами должен использоваться единый недискриминационный подход к определению сроков оплаты товара, размера вознаграждения, размера и порядка применения штрафных санкций и стоимости услуг (в случае, если такие услуги оказываются на основании отдельного договора оказания услуг). При этом поставщик и торговая сеть обязуются информировать контрагента о случаях коррупционного поведения персонала и содействовать пресечению подобных случаев.

Статья 6. Документальное сопровождение переговоров между сторонами по согласованию, изменению условий и расторжению договора

При проведении переговорного процесса между сторонами, направленного на согласование условий договоров поставки и маркетинговых и прочих услуг, должна быть обеспечена двусторонняя письменная фиксация (в том числе с использованием электронных средств коммуникации) всех достигнутых договоренностей.

Статья 7. Согласование условий договора

При согласовании условий договора должны учитываться коммерческие интересы сторон (торговых сетей и поставщиков) в результате достижения взаимовыгодных договоренностей по ценам и другим условиям договора поставки, а также по набору предоставляемых торговой сетью поставщику маркетинговых, логистических и прочих услуг. При этом фактическое оказание указанных услуг должно быть подтверждено торговой сетью документально в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и практикой их применения.

Статья 8. Согласование изменения цены потребительских товаров/услуг

При согласовании изменения цены потребительского товара по договору поставки должна обеспечиваться прогнозируемость, предсказуемость и экономическая обоснованность, обеспечивающая контрагентам возможность достигнуть соглашения о новых ценах или, если соглашение не достигнуто, осуществить поиск альтернативного контрагента. При этом срок согласования изменения цен не должен превышать 45 календарных дней от даты получения уведомления об изменении цены потребительского товара, если иное не предусмотрено договором. Если в течение срока согласования изменения цен сторонами не достигнуто соглашение по новой цене, штрафные санкции к поставщику при прекращении поставок потребительского товара по старой цене и к торговой сети при отказе от приобретения потребительского товара по новой цене не применяются. Торговая сеть не вправе требовать от поставщика предоставления информации об установлении поставщиком новых цен иным торговым сетям (в том числе результаты ценового мониторинга).

Статья 9. Ввод потребительского товара в ассортиментную матрицу торговой сети

На этапе ввода потребительского товара в ассортиментную матрицу торговой сети должны быть обеспечены стабильные и бесперебойные поставки на условиях договора и постоянное наличие потребительского товара в торговых объектах (если доставка осуществляется непосредственно в торговые объекты) или на распределительном центре торговой сети (в случае если поставки осуществляются через распределительный центр). При этом поставщик обеспечивает бесперебойную стабильную доставку и наличие потребительского товара в торговых объектах (если доставка осуществляется непосредственно в торговые объекты) или на распределительный центр сети (в случае если поставки осуществляются через распределительный центр), а торговая сеть - бесперебойную стабильную доставку с распределительного центра в торговые объекты. Поставщик и торговая сеть вправе по обоюдному соглашению сторон распределить расходы, связанные с доставкой потребительских товаров в торговые объекты торговой сети. Срок введения потребительского товара в ассортиментную матрицу торговой сети и получения первого заказа на поставку в торговые объекты и/или на распределительный центр торговой сети рассчитывается с момента подписания спецификации и должен быть указан в договоре между поставщиком и торговой сетью.

Статья 10. Вывод потребительского товара из ассортиментной матрицы торговой сети

Процедура расторжения договора или вывода потребительских товаров из ассортиментной матрицы торговой сети (аналогично и прекращения поставок поставщиком) должна быть предсказуемой, обеспечивающей контрагентам возможность осуществить поиск альтернативного контрагента. При выводе отдельного потребительского товара из ассортиментной матрицы торговой сети (прекращения поставок поставщиком) торговая сеть обязана предоставить поставщику обоснование причин такого вывода. Срок уведомления о выводе из ассортиментной матрицы торговой сети (прекращения поставок поставщиком) отдельных потребительских товаров должен быть указан в договоре между поставщиком и торговой сетью. С момента уведомления до момента вывода потребительского товара из ассортиментной матрицы торговой сети (прекращения поставок поставщиком) отдельных потребительских товаров контрагентами выполняются взаимные обязательства сторон по поставке потребительского товара (со стороны поставщика) и заказа потребительского товара (со стороны торговой сети), если договором не предусмотрено иное. Если поставщиком по заказу торговой сети были произведены или приобретены потребительские товары с особыми потребительскими характеристиками (то есть такие, которые отсутствуют в ассортиментной матрице иных торговых сетей и несетевых торговых объектов), и на момент расторжения договора или вывода из ассортиментной матрицы торговой сети таких потребительских товаров данные потребительские товары не были реализованы, торговая сеть обязуется приобрести у поставщика такие потребительские товары по цене, действовавшей на момент направления уведомления о выводе данного потребительского товара из ассортиментной матрицы. В случае отсутствия постоянного заказа торговой сетью (не выполнения заказа на поставку товаров поставщиком) отдельного потребительского товара в течение 14 календарных дней сторона должна проинформировать в письменном виде (в том числе с использованием электронных средств коммуникации) контрагента о причинах отсутствия заказа (не выполнения заказа на поставку товаров поставщиком).

Статья 11. Вывод товара под собственным товарным знаком из ассортиментной матрицы торговой сети

Процедура расторжения договора или вывода потребительских товаров под собственным товарным знаком из ассортиментной матрицы торговой сети (аналогично и прекращения поставок поставщиком) должна быть предсказуемой, обеспечивающей торговой сети возможность осуществить поиск альтернативного контрагента, а поставщику – с наименьшими потерями прекратить производство и поставку соответствующего товара. Срок уведомления о выводе из ассортиментной матрицы торговой сети отдельных товаров под собственным товарным знаком составляет не менее 30 календарных дней. С момента уведомления до момента вывода товара под собственным товарным знаком из ассортиментной матрицы торговой сети отдельных товаров под собственным товарным знаком контрагентами выполняются взаимные обязательства сторон по поставке товара под собственным товарным знаком (со стороны поставщика) и заказа товара под собственным товарным знаком (со стороны торговой сети). Если поставщиком до момента получения уведомления о выводе из ассортиментной матрицы торговой сети отдельных товаров под собственным товарным знаком в согласованных письменно (в том числе с использованием электронных средств коммуникации) с торговой сетью объемах приобретены сырье, тара и упаковочные материалы или произведены товары под собственным товарным знаком, которые на момент вывода из ассортиментной матрицы торговой сети, не реализованы, торговая сеть обязуется приобрести у поставщика товары под собственным товарным знаком по цене, действовавшей на момент направления уведомления, и/или выкупить сырье, тару и упаковочные материалы по цене приобретения поставщиком или по цене, согласованной с торговой сетью, в случае если данная цена устанавливалась спецификацией к договору поставки товаров под собственным товарным знаком. Вместо выкупа сырья, тары и упаковочных материалов допускается возмещение поставщику понесенных расходов. В случае невыполнения заказа на поставку товаров поставщиком отдельного потребительского товара под собственным товарным знаком сети в течение 7 календарных дней поставщик должен в письменном виде (в том числе с использованием электронных средств коммуникации) проинформировать контрагента о причинах невыполнения заказа на поставку товаров.

Статья 12. Установление неустойки в случае нарушения обязательств по договору

При установлении неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в договоре должен быть согласован полный перечень неустоек, также должна быть обеспечена прозрачность условий применения неустоек в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а также соразмерность неустоек последствиям нарушения обязательства (торговой сети и/или поставщику). При этом сторонами может быть предусмотрена возможность неприменения неустоек, либо отказ от установления неустоек в договоре. Подход к определению размера и порядка применения неустойки должен иметь характер, связанный с непосредственным неисполнением стороной обязательств, а неустойка быть соразмерной существу нарушения

Статья 13. Размещение заказа на поставку потребительских товаров

При размещении торговой сетью заказа на поставку потребительских товаров заказ считается согласованным сторонами и обязательным для его исполнения после подтверждения возможности его исполнения поставщиком в порядке, определяемом договором поставки. Поставщик и торговая сеть согласуют минимальный объем заказа в одну точку доставки («квант заказа») за единицу времени, максимальный единовременный объем заказа в одну точку доставки, адреса доставки, а также процедуру размещения и согласования заказа. При этом поставщик и торговая сеть могут согласовать годовой план поставок, в котором предусматривается диапазон объемов заказа потребительских товаров на календарный год с разбивкой по квартальным или месячным периодам. В случае, если параметры размещаемого торговой сетью заказа отклоняются от предусмотренных договором или годовым планом поставок (в случае подписания такового), поставщик имеет право отказаться от выполнения такого заказа в части, превышающей максимальный единовременный объем, или полностью, если объем заказа ниже минимального объема заказа. При этом поставщик и торговая сеть обязуются не допускать применения торговой сетью штрафных санкций к поставщику в случае полного или частичного отказа от согласования заказа, параметры которого отклоняются от параметров, предусмотренных договором или годовым планом поставок. При использовании торговой сетью системы автоматического заказа должная быть предусмотрена возможность для поставщика уведомить торговую сеть о необходимости изменения количества и/или других параметров заказа.

Статья 14. Размещение заказа на поставку товаров под собственным товарным знаком

При размещении заказа на поставку товаров под собственным товарным знаком заказ считается согласованным сторонами и обязательным для его исполнения после подтверждения возможности его исполнения поставщиком в порядке, определяемом договором поставки. При этом поставщик и торговая сеть определяют общий годовой объем поставки товара под собственным товарным знаком, годовой план поставок, в котором предусматривается график поставок на месяц, объем партии товара, адрес доставки, объем минимальной партии, а также процедуру размещения и согласования заказа. При формировании годового плана поставок стороны исходят из объективных сроков заказа и изготовления сырья, упаковки, готовой продукции для производства конкретного объема товаров под собственным товарным знаком. В случае, если параметры размещаемого торговой сетью заказа отклоняются от предусмотренных договором или годовым планом поставок, поставщик имеет право отказаться от выполнения заказа в части, превышающей максимальный единовременный объем, или полностью, если объем заказа ниже минимального объема заказа. При этом поставщик и торговая сеть обязуются не допускать применения торговой сетью штрафных санкций к поставщику в случае полного или частичного отказа от согласования заказа, параметры которого отклоняются от параметров, предусмотренных договором или годовым планом поставок.

Статья 15. Приемка потребительских товаров

При приемке продовольственных потребительских товаров торговая сеть обязана зафиксировать временя прибытия (в часах и минутах) транспортного средства с товаром, а также время окончания разгрузки (в часах и минутах) транспортного средства. Договором могут предусматриваться обоюдные и соразмерные фактически понесённым затратам неустойки в случае несвоевременного прибытия транспортного средства и простоя транспортного средства не по вине поставщика сверх срока разгрузки, предусмотренного договором поставки. При этом риски случайной гибели и случайного повреждения товара переходят на покупателя (торговую сеть) с момента приемки товара, в магазине,  распределительном центре (если поставка осуществляется через распределительный центр) или на складе поставщика (если поставка осуществляется непосредственно со склада поставщика), если иной момент перехода риска случайной гибели товара не предусмотрен договором поставки. Представителю поставщика (включая, но не ограничиваясь: водитель, водитель-экспедитор, экспедитор) может быть предоставлен  доступ на территорию зоны разгрузки склада магазина или распределительного центра торговой сети при разгрузке товара, а также путей подъезда и отъезда к местам разгрузки, на условиях согласованных поставщиком и торговой сетью. Представитель торговой сети, осуществляющий приемку товара, передает представителю поставщика копию доверенности на приемку товара или иным образом подтверждает полномочия на приемку товара (в том числе, но не ограничиваясь, путем расшифровки ФИО и должности в накладных, если торговая сеть предварительно уведомила поставщика о перечне доверенных лиц для приемки товара).

Статья 16. Обмен документами

При обмене документами должен быть обеспечен эффективный механизм уведомления контрагента об ошибках, допущенных при оформлении документов, необходимых для осуществления поставки или оплаты поставленных товаров. Стороны должны стремиться к внедрению и использованию электронных технологий обмена данными. Стороны вправе предусмотреть ответственность за непредставление корректно оформленных документов в определенные договором или действующими нормативными правовыми актами сроки. При этом в случае, если документы, необходимые для осуществления оплаты или поставки, оформлены неправильно и оплату или поставку по ним произвести невозможно, торговая сеть и поставщик должны проинформировать контрагента в порядке, предусмотренным договором, а в случае, если порядок информирования в договоре не прописан, то не более чем через 5 рабочих дней  с момента получения документа, содержащего ошибки, если договором не установлено иное. Неисполнение одной из сторон предусмотренных договором обязательств до момента предоставления иной стороной надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством и/или условиями договора, не является нарушением договора и не влечет за собой применение каких-либо мер ответственности, если другая сторона была уведомлена об ошибках в оформлении документов. В частности, не оплата торговой сетью поставленного потребительского товара до момента предоставления поставщиком надлежащим образом оформленных документов (в том числе, накладные и счет фактура) не является основанием для принятия поставщиком решения о прекращении отгрузки потребительского товара в адрес торговой сети в случае своевременного информирования сетью поставщика о необходимости переоформления или внесения изменений в данные документы, обоснованном ссылками на требования нормативных правовых актов.

Статья 17. Согласование проведения мероприятий по продвижению потребительских товаров

Совместные мероприятия по продвижению товаров, в том числе предусматривающие снижение цены поставщиком и предоставление торговой сетью скидки на поставляемый товар потребителям, должны быть согласованы обеими сторонами (поставщиком и торговой сетью). При заказе торговой сетью потребительских товаров в период проведения мероприятий по продвижению, предусматривающих снижение цены поставщиком и предоставление торговой сетью скидки на поставляемый товар потребителям, торговая сеть обязана заказывать такое количество товаров, которое согласовано сторонами для проведения мероприятия, и проинформировать о критериях определения величины заказа. Поставщик и торговая сеть могут согласовать план проведения совместных мероприятий по продвижению потребительских товаров, в котором предусматривается основные параметры проводимых мероприятий, а также процедура согласования проведения мероприятия. В случае, если предложенные торговой сетью или поставщиком совместные мероприятия по продвижению потребительских товаров не предусмотрены планом (в случае согласования такового), поставщик и торговая сеть имеют право отказаться от участия или проведения данного мероприятия. При этом поставщик и торговая сеть обязуются не допускать: установления срока подтверждения участия в совместных мероприятиях по продвижению потребительских товаров или предоставления мотивированного отказа менее 3 рабочих дней, а также применения торговой сетью неустоек к поставщику в случае отказа от участия в непредусмотренных планом совместных мероприятиях по продвижению потребительских товаров. В случае, если проведение мероприятий по продвижению товаров, проводимых одной из сторон не требует от другой стороны изменения ценовых, количественных или других условий поставки или реализации товара, выплат или компенсаций в сторону проводящей акцию стороны по договорам маркетинговых или прочих услуг, а также не предусматривает использование товаров или брендов (товарных знаков) одного поставщика для продвижения товаров и/или брендов (товарных знаков) другого поставщика, то согласование второй стороны не требуется.

Статья 18. Предоставление торговой сетью отчетов о проведении мероприятий по продвижению потребительских товаров

По окончании проведении мероприятий по продвижению потребительских товаров торговая сеть по письменному запросу поставщика представляет отчет, содержащий подтверждение факта оказания услуг в полном объеме в соответствии с договором, заключенным между поставщиков и торговой сетью, действующими нормативными правовыми актами и практикой их применения. Отчет и акт должен содержать указание на определенное содержание и конкретный объем действий, выполненный торговой сетью для предоставления услуги по продвижению потребительских товаров. К отчету должны быть приложены фотографии, листовки, брошюры или иные материалы, подтверждающие факт оказания услуг, если иное не согласовано в договоре.

Статья 19. Взаимозачеты

Поставщик и торговая сеть вправе произвести зачет имеющих односторонних встречных требований по заключенным сторонами договорам. При этом, сторона осуществившая зачет, по письменному запросу другой стороны обязана направить другой стороне документ, подтверждающий зачет. Каждая из сторон вправе самостоятельно определять форму такого документа.

Статья 20. Реализация проекта категорийного менеджмента

Стороны вправе вступать в отношения в области категорийного менеджмента как путем заключения договора, так и в рамках письменных договоренностей (в том числе с использованием электронных средств коммуникации). В рамках таких отношений поставщик на основании своих знаний о рынке и потребительских товарах дает торговой сети рекомендации, направленные на повышение качества управления категорией в торговой сети посредством повышения удовлетворенности потребителей, оптимизации ассортимента потребительских товаров в категории, а также общего повышения эффективности деятельности торговой сети. При этом торговая сеть не обязана придерживаться рекомендаций, полученных в ходе консультаций по категорийному менеджменту. Торговая сеть вправе действовать по своему усмотрению, принимая решение об одобрении, выполнении, изменении или отклонении всех или некоторых рекомендаций, полученных в ходе консультаций по категорийному менеджменту, без необходимости давать поставщику какие-либо объяснения или иным образом сообщать ему о своем итоговом решении в отношении данных рекомендаций. Каждая из Сторон обязуется не раскрывать третьим лицам без письменного согласия (в том числе с использованием электронных средств коммуникации) другой Стороны информацию, переданную друг другу в рамках консультаций по категорийному менеджменту.

Статья 21. Возмещение расходов торговой сети в связи с претензиями потребителей

В случае поступления торговой сети претензии потребителя, связанной с ненадлежащим качеством потребительского товара, торговая сеть должна за свой счет удовлетворять такие жалобы потребителей и не вправе требовать от поставщика возмещения своих расходов на удовлетворение таких жалоб, за исключением случаев, когда у торговой сети есть подтвержденные основания того, что недостатки потребительского товара возникли до его передачи торговой сети или по причинам, возникшим до этого момента.

Глава 3. Разрешение споров по применению положений Кодекса

Статья 22. Комиссия по применению Кодекса

Для обеспечения применения и обобщения практики применения Кодекса формируется Комиссия по применению Кодекса. Задачами Комиссии являются:

  • содействие использованию Кодекса во взаимодействии между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров;
  • анализ эффективности применения Кодекса и отдельных положений;
  • разрешение споров между торговыми сетями и поставщиками, передавшими разногласия, связанные с применением Кодекса, на рассмотрение Комиссии;
  • выработка рекомендаций по изменению Кодекса, информирование поставщиков и торговых сетей о возможности изменения Кодекса в связи с изменениями практики взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями;
  • взаимодействие с государственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями, а также торговыми сетями и поставщиками в порядке, предусмотренным положением о Комиссии.

Приложением к Кодексу является положение о Комиссии по применению Кодекса, регламентирующее порядок выборов членов комиссии, проведения голосований и прочие аспекты деятельности комиссии в рамках обеспечения перечисленных выше задач. Положение о Комиссии по применению Кодекса должно быть утверждено каждым из членов отраслевых ассоциаций, подписавших Кодекс.

Статья 23. Процедура проведения двусторонних переговоров для разрешения споров.

В случае возникновения между поставщиком и торговой сетью спора по поводу применения, соблюдения и толкования положений Кодекса, стороны могут провести в течение 15 рабочих дней, или в иной согласованный сторонами срок двусторонние переговоры для оперативного урегулирования соответствующего спора в целях недопущения причинения друг другу вреда и ущемления интересов потребителей. Если в ходе переговоров торговая сеть или поставщик сообщает конфиденциальную информацию, на другой стороне лежит обязанность не разглашать такую информацию или не использовать ее в своих собственных целях независимо от того, будет ли урегулирован спор или нет. Каждая из сторон, получившая соответствующую конфиденциальную информацию, не вправе использовать ее для иных целей, кроме как для тех целей, которые были обозначены как цели предоставления информации при ее получении от другой стороны. В случае нарушения этой обязанности сторона несет ответственность за причиненные другой стороне убытки.

Статья 24. Процедура проведения разрешения споров Комиссией по применению Кодекса

Если двусторонние переговоры не помогают разрешить спор в течение 15 рабочих дней с момента начала двусторонних переговоров, стороны вправе передать спор на рассмотрение Комиссии по применению Кодекса. Комиссия по применению Кодекса в течение 15 рабочих дней с момента передачи набора материалов (в том числе описания фактических обстоятельств спора, документов, подтверждающих фактические обстоятельства, письменного изложения позиций сторон с подтверждающими документами), необходимых для рассмотрения спора, обязана провести заседание по разрешению спора в присутствии представителей сторон и вынести решение, либо указать сторонам перечень дополнительных материалов, необходимых для принятия решения по существу спора на втором заседании, которое должно быть проведено на более чем через 15 рабочих дней после первого. Решение Комиссии по применению Кодекса не препятствует любой из сторон договора в передаче спора на разрешение в органы исполнительной власти, арбитражного суда или третейского суда (международного коммерческого арбитража).

Глава 4. Заключительные положения

Статья 25. Порядок подписания Кодекса

Кодекс подписан отраслевыми ассоциациями и другими объединениями торговых сетей (АКОРТ) и поставщиков («РусБренд», «Руспродсоюз», «Союзмолоко», «Масложировой союз», «Национальная мясная ассоциация», «Рыбный союз»), а также Комитетом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по развитию потребительского рынка и Союзом потребителей Российской Федерации.

Статья 26. Порядок присоединения к Кодексу

Хозяйствующие субъекты вправе присоединиться к Кодексу одним из предусмотренных ниже способов:

  • путем указания в протоколе о намерениях, договоре поставки, договоре оказания услуг или ином гражданско-правовом договоре на то, что к соответствующим правоотношениям применяется Кодекс;
  • путем принятия внутреннего регламента (локального акта), содержащего согласие с применением настоящего Кодекса или воспроизводящего его положения;

Если согласие с применением положений настоящего Кодекса выразил лишь один из хозяйствующих субъектов, вступающих или находящихся в договорных отношениях по поставке товаров или оказанию услуг, положения настоящего Кодекса являются для него обязательными и не являются обязательными для другой стороны договора. Подписание Кодекса отраслевой ассоциацией не влечет автоматического присоединения членов ассоциации к Кодексу.

Статья 27. Начало применения Кодекса

Кодекс может применяться присоединившимися к нему поставщиками и торговыми сетями только после получения от антимонопольного органа подтверждения о соответствии его положений действующему антимонопольному законодательству Российской Федерации.

Статья 28. Порядок внесения в Кодекс изменений, дополнений

Внесение изменений, дополнений, приложений в Кодекс, осуществляется в том же порядке, что и его подписание, после получения от антимонопольного органа подтверждения о соответствии его положений действующему антимонопольному законодательству Российской Федерации. Поставщики и торговые сети, присоединившиеся к Кодексу и входящие в состав отраслевых ассоциаций, подписавших Кодекс, информируются о внесении согласованных изменений соответствующей отраслевой ассоциацией в письменном виде (в том числе с использованием электронных средств коммуникации). Поставщики и торговые сети, присоединившиеся к Кодексу и не входящие в состав отраслевых ассоциаций, информируются о внесении согласованных изменений Комиссией по применению Кодекса в письменном виде (в том числе с использованием электронных средств коммуникации). В случае несогласия с внесенными изменениями торговая сеть или поставщик имеют право отозвать свое согласие с применением Кодекса полностью или в части внесенных изменений, направив в Комиссию по применению Кодекса уведомление об этом в письменном виде (в том числе с использованием электронных средств коммуникации) в свободной форме, заверенное подписью уполномоченного лица хозяйствующего субъекта и его печатью, если такой хозяйствующий субъект обязан иметь печать. В случае изменения действующего законодательства положения Кодекса, противоречащие положениям действующего законодательства, не применяются и утрачивают силу.

Статья 29. Ответственность за несоблюдение Кодекса

В случае несоблюдения Кодекса участником отраслевой ассоциации или объединения, подписавших Кодекс, присоединившимся к Кодексу одним из способов, предусмотренных статьей 26, к нему могут быть применены меры воздействия, предусмотренные уставом ассоциации или объединения.

 

 Пресс-релиз о результатах I заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик вынесла решения по применению штрафных санкций в договорах поставки и организации обмена информацией между поставщиками и торговыми сетями

27 сентября состоялось первое заседание Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик. В заседании приняли участие председатель Президиума АКОРТ, Президент ГК "Дикси" Якубсон Илья Адольфович, Президент "М.Видео" Тынкован Александр Анатольевич, Собственник сети "Тэмле" Сулейманов Ринат Анварович, Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Протасов Максим Александрович, Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Первый заместитель председателя Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ Зыкин Иван Семенович, Председатель Coюза пoтpeбитeлeй РФ Шелищ Пётр Борисович.

Комиссия рассмотрела вопрос соразмерности штрафных санкций за нарушение условий договора поставки и вынесла следующее решение

  1. Штрафы в договорах поставки являются дисциплинарной мерой, направленной на более полное исполнение сторонами условий договора, а не источником получения сторонами договора дополнительной прибыли
  2. При установлении штрафов в договорах поставки должны быть обеспечены недискриминационный характер (одинаковая величина штрафов для всех контрагентов) и зеркальность (обоюдная ответственность со стороны поставщика и торговой сети)
  3. При величине недопоставки товара (отсутствия товаров с указанными в заказе артикулами или несоответствия количества товаров в заказе) стоимостью менее 5% от общей стоимости заказа, штраф за недопоставку не взимается
  4. Совокупная величина штрафных санкций за недопоставку устанавливается в процентном отношении к общей стоимости недопоставленного товара и не должна превышать порогового значения, которое будет установлено на  следующем заседании Комиссии (по результатам анализа и обсуждения существующей договорной практики в отраслевых ассоциациях и союзах, присоединившихся к Кодексу)

Президент ГК "Дикси" Илья Якубсон прокомментировал решение Комиссии: "Розничная индустрия находится на этапе качественного улучшения ассортимента и сервиса, и ритейлеры нацелены на стратегическое партнерство с поставщиками для наилучшего удовлетворения покупателя, который ожидает увидеть на полках качественные товары по справедливым ценам в достаточном количестве. Решение комиссии приближает нас к достижению этой цели".

Также на заседании Комиссии был рассмотрен вопрос об информирования торговыми сетями поставщиков о продажах товаров в торговых точках. Комиссия рассмотрела существующие практики предоставления торговыми сетями информации о продажах товаров и вынесла следующее решение:

  1. Предоставление торговыми сетями информации о продажах товара поставщикам содействует оптимизации издержек на производство, хранение и доставку товаров и повышению эффективности взаимодействия между поставщиками и торговыми сетями
  2. Предоставление торговой сетью поставщику информации о продажах и ответное предоставление поставщиком торговой сети результатов анализа продаж и рекомендаций по их увеличению является добросовестной и полезной добровольной практикой взаимодействия поставщиков и розничных сетей.

Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Максим Протасов прокомментировал итоги I заседания Комиссии: "Основной задачей комиссии является создание рабочего механизма рассмотрения споров и формирования долгосрочных правил игры на рынке. Для этого уже на первом заседании были рассмотрены две точки риска: темы, вызывающие споры и недовольства сторон договора. Отрадно, что по решению обоих вопросов мы серьезно продвинулись вперед".

Результаты первого заседания позволяют сделать вывод об эффективности механизма саморегулирования для разрешения противоречий в отношениях между поставщиками и торговыми сетями и широкого распространения практик взаимодействия, соответствующих положениям Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров.

Комментарий заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л. Евтухова: Минпромторг России сконцентрируется на развитии двух инструментов решения споров между поставщиками и производителями: первый - саморегулирование, второй - институты для решения торговых споров. Первое заседание Комиссии продемонстрировало соответствие рассматриваемых вопросов текущим задачам. Прежде всего - решение конкретных конфликтных ситуаций и обобщение добросовестных практик в рамках саморегулирования. Не секрет, что практически никто из поставщиков на сегодняшний день не рискует жаловаться на сети в ФАС или суды, боясь расторжения отношений. Надеюсь, что Комиссия станет инструментом решения такого типа вопросов. Мое личное мнение – решения Комиссии должны быть более конкретными; они должны демонстрировать однозначную позицию отрасли по существу вопроса. Такой подход станет гарантией развития саморегулирования в торговле".

 

Пресс-релиз о результатах II заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик установила пороговое значение величины штрафа за недопоставку товаров.

На втором заседании, которое состоялось 25 октября 2013, Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик вынесла решение считать добросовестной такую практику установления штрафных санкций за нарушение условий договора поставки, при которой обеспечивается:

1. Обоюдность ответственности: со стороны поставщика – за недопоставку или несвоевременную поставку товара и со стороны торговой сети – за необоснованный неприём или несвоевременный приём товара

1. Установление совокупной величины штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку (неприем или несвоевременный прием) товара в процентах от общей стоимости недопоставленного (недопринятого) товара и не выше 15% этой общей стоимости

Принятые решения базировались на итогах I заседания, когда комиссия постановила, что должна обеспечиваться направленность штрафов на стимулирование контрагента к более полному исполнению условий договора, а не к получению дополнительной прибыли, недискриминационность, то есть одинаковая величина штрафов за одинаковые нарушения для всех контрагентов и невзимание штрафа при стоимости недопоставленного (несвоевременно поставленного) или непринятого (несвоевременно принятого) товара стоимостью менее 5% от общей стоимости заказа.

Председатель Президиума АКОРТ Илья Якубсон прокомментировал решения Комиссии: «решение по ограничению штрафных санкций за недопоставку товара и симметричной ответственности за обеспечение бесперебойности поставок демонстрирует эффективность Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, как инструмента разрешения проблемных вопросов во взаимоотношениях торговых сетей и поставщиков, и подтверждает правильность выбранного участниками рынка и государственными органами курса на развитие саморегулирования на потребительском рынке».

Также был рассмотрен вопрос о планировании во взаимоотношениях между торговыми сетями и поставщиками. Комиссия рассмотрела существующие практики формирования заказов торговыми сетями и решила:

Считать добросовестной такую практику заключения и исполнения договоров поставки, которая в целях оптимизации издержек на производство, хранение и доставку товаров, предусматривает  планирование поставок товаров под товарным знаком, принадлежащим поставщику, в форме индикативных планов, согласованных сторонами при заключении договора поставки, его продлении на следующий год, введении в матрицу торговой сети новой ассортиментной позиции. Индикативные планы должны учитывать предполагаемую динамику открытия/закрытия торговых объектов торговой сети, сезонные колебания продаж товарной группы, маркетинговую активность поставщика и торговой сети.

Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: «комиссией вынесены два конкретных однозначных решения, которые положительно повлияют на практику взаимодействия обеих сторон договора поставки. И введение разумных симметричных санкций за неисполнение договора и признание детального планирования справедливой практикой – это меры, повышающие эффективность обоих звеньев товаропроводящей цепи».

Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Даниленко Андрей Львович прокомментировал решения Комиссии: "Не по всем вопросам нам удалось достигнуть взаимоприемлемых решений, однако позиция, касательно порогового значения величины штрафа за недопоставку товаров является компромиссной. Надеюсь, что в будущем мы достигнем взаимопонимания и по другим вопросам".

Комментарий заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л. Евтухова: Принятые на втором заседании Комиссии решения позволяют сделать вывод о том, что работа движется в правильном направлении. Ограничение штрафов за недопоставку и несвоевременную поставку в размере 15% от общей стоимости недопоставленного товара является важной мерой на пути установления прозрачных отношений между торговыми сетями и поставщиками товаров. По мнению экспертов отрасли, установленный предел штрафных санкций на сегодняшний день соразмерен тем потерями, которые несет торговая сеть в связи с неисполнением условий договора поставки. Поэтому мы ожидаем оперативного включения норм Кодекса и решений Комиссии в договоры поставок как федеральных, так и региональных сетей.

В заседании приняли участие председатель Президиума АКОРТ, Президент ГК "Дикси" Якубсон Илья Адольфович, Президент "М.Видео" Тынкован Александр Анатольевич, Собственник сети "Тэмле" Сулейманов Ринат Анварович, Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Протасов Максим Александрович, Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Даниленко Андрей Львович, Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Первый заместитель председателя Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ Зыкин Иван Семенович, Председатель Coюза пoтpeбитeлeй РФ Шелищ Пётр Борисович.

 

Пресс-релиз о решениях III заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

 

Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик осудила практику фиктивных маркетинговых услуг. Также были определены добросовестные практики взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками при реализации проектов по производству, поставках и реализации товаров под собственными товарными знаками торговых сетей.

На третьем заседании, которое состоялось 25 ноября 2013 года, Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик вынесла решение считать добросовестной такую практику согласования и проведения мероприятий по продвижению потребительских товаров, при которой обеспечивается:

1. Обязательное согласование сторонами договора (поставщик, торговая сеть) плана проведения мероприятий по продвижению потребительских товаров, в котором предусматриваются основные параметры проводимых мероприятий, процедуры согласования и предоставляемая отчетность;

2. Предоставление торговой сетью по письменному запросу поставщика отчета, содержащего подтверждение факта оказания услуг в полном объеме, а также указание в отчете и акте определенного содержания и конкретного объема действий, выполненных торговой сетью для предоставления услуги по продвижению потребительских товаров.

Члены Комиссии отметили готовность Комиссии по представлению участников рынка рассматривать кейсы, связанные с неисполнением решения о добросовестности практики согласования и проведения мероприятий по продвижению потребительских товаров.

Также был рассмотрен вопрос о планировании и распределении ответственности во взаимоотношениях между торговыми сетями и поставщиками при поставках товаров под собственным товарным знаком торговой сети (СТМ). Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик вынесла решение считать добросовестной такую практику заключения и исполнения договоров поставки товаров под собственным товарным знаком торговой сети (СТМ), которая в целях оптимизации издержек на производство, хранение и доставку потребительских товаров, предусматривает согласование поставщиком и торговой сетью в договорах поставки:

1. качественных характеристик потребительских товаров под СТМ, производимых и поставляемых поставщиком, используемых для их производства ингредиентов, а также состава и рецептуры;

2. объемов и регулярности заказа потребительских товаров под СТМ с учетом предполагаемой динамики изменения количества торговых объектов, сезонных колебаний продаж товарной группы, маркетинговой активности торговой сети на срок не менее 1 календарного года;

3. условий и порядка размещения торговой сетью заказа на приобретение сырья и упаковки для производства продукции под СТМ и заказа на поставку товара;

4. обязательств торговой сети по закупке указанного в договоре объема товара в указанные сроки и поставщика по поставке указанного в договоре объема товара в указанные сроки, а также ответственность сторон за неисполнение условий договора.

5. условий использования товарных остатков, сырья и материалов в случае изменения объемов заказа или отказа торговой сети от заказа;

6. возможности досрочного расторжения договора торговой сетью в случае поставки поставщиком товаров под СТМ, не соответствующих требованиям договора по качественным характеристикам, и порядка действия сторон в отношении сырья и упаковки, приобретенной поставщиком до даты расторжения договора.

 Протокол III заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик от 25 ноября 2013 года 

Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: Комиссия постаралась выявить наиболее острые вопросы взаимодействия поставщиков и ритейлеров в области поставок собственных торговых марок сетей. Мы указали все существенные условия договоров, четкое согласование которых сторонами в момент заключения сделки, должно снять большинство взаимных претензий, возникающих впоследствии. Комиссия обращает внимание и поставщиков и торговых сетей на необходимость максимально детального согласования таких условий в договорах поставки товаров под собственным товарным знаком торговой сети.

Председатель Президиума АКОРТ и Президент ГК «Дикси» Илья Якубсон прокомментировал решение Комиссии: «Выпуская продукты и товары под брендом компании, «ДИКСИ» демонстрирует покупателю свою полную ответственность за их качество и выступает его гарантом, поэтому «ДИКСИ» идет на долгосрочное стратегическое партнерство с поставщиками, предоставляя гарантии объемов закупок и совместного формирования графика поставок в обмен на качество и стабильность поставок. 

В заседании приняли участие председатель Президиума АКОРТ, Президент ГК "Дикси" Якубсон Илья Адольфович, Президент "М.Видео" Тынкован Александр Анатольевич, Собственник сети "Тэмле" Сулейманов Ринат Анварович, Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Протасов Максим Александрович, Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Даниленко Андрей Львович, Сильвиу Попович, Старший вице-президент PepsiCo, Генеральный менеджер PepsiCo в России, Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Первый заместитель председателя Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ Зыкин Иван Семенович, Председатель Coюза пoтpeбитeлeй РФ Шелищ Пётр Борисович. 

Пресс-релиз о решениях IV заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик

 

На очередном заседании Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик приняла ряд решений, обеспечивающих внедрение норм Кодекса в деловой оборот, а также определила добросовестные практики взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками при взимании вознаграждения за достижение определённого объема продаж продукции. 

На четвертом заседании, которое состоялось 17 января 2014 года, Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик вынесла решение считать добросовестной такую практику взимания вознаграждения за достижение определённого объёма продаж в размере не более 10% от стоимости реализованных по договору товаров, при которой величина показателя, при достижении которого выплачивается вознаграждение, привязана к реальному объему продаж товаров поставщика в торговой сети и является мотивирующей для торговой сети.

Члены Комиссии отметили готовность Комиссии по представлению участников рынка рассматривать кейсы, связанные с неисполнением данного решения.

Также Комиссия вынесла решение разработать форму дополнительного соглашения к договору поставки, обеспечивающего более полное внедрение в договорные практики взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками норм Кодекса добросовестных практик, в соответствии с которой стороны договора: 

  • присоединяются к Кодексу добросовестных практик;
  • согласны с применением к правоотношениям между ними Кодекса добросовестных практик включая "Положение о Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик", являющееся Приложением к Кодексу;
  • согласны на передачу споров по вопросам применения Кодекса добросовестных практик на рассмотрение Комиссии по применению Кодекса в порядке, предусмотренном Положением "О Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик". 

Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Максим Протасов прокомментировал решения Комиссии: «Прорывным является решение Комиссии о наполнении реальным содержанием вознаграждения за объем, так называемого «ретро-бонуса». Отныне добросовестной считается практика, когда величина данного бонуса зависит от реального прироста товарооборота между поставщиком и ритэйлером. Планка, при достижении которой выплачивается ретро-бонус не должна быть формальной, профанирующей сам смысл данного бонуса, как инструмента стимулирующего, мотивирующего обе стороны договора». 

Председатель Правления Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Андрей Даниленко прокомментировал решения Комиссии: «То, о чем нам с коллегами удается договориться на заседаниях Комиссии, будет нести огромную пользу для совершенствования взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками. Для мелких и средних поставщиков будет создана возможность иметь дополнительный аргумент в переговорах с сетями. Важно чтобы решения Комиссии были доступны для широкого круга поставщиков и чтобы сети своевременно доводили информацию до своих закупщиков».

Протокол IV заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик от 17 января 2014 года

Председатель Президиума АКОРТ и Президент ГК «ДИКСИ» Илья Якубсон прокомментировал решение Комиссии: "Подписание дополнительных соглашений к договорам поставки позволит завершить этап формирования нормативной базы внедрения Кодекса добросовестных практик в практику взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками. Это уникальный для мировой практики опыт подтвердит высокую эффективность саморегулирования на потребительском рынке России".

Комментарий заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации В.Л. Евтухова: «С одной стороны нас радует, что процесс саморегулирования отношений между поставщиками и торговыми сетями «набирает обороты», появляются более четкие правила взаимодействия. Вместе с тем, важно чтобы принятые решения оперативно реализовывались, входили в практику делового оборота. Недопустима ситуация, когда исполнение договоренностей о внесении изменений в договора поставки откладывается чуть ли не на год, до следующей договорной компании». 

В заседании приняли участие председатель Президиума АКОРТ, Президент ГК "ДИКСИ" Якубсон Илья Адольфович, Президент "М.Видео" Тынкован Александр Анатольевич, Собственник сети "Тэмле" Сулейманов Ринат Анварович, Председатель Правления Ассоциации "Руспродсоюз" Протасов Максим Александрович, Председатель Правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Даниленко Андрей Львович, Сильвиу Попович, Старший вице-президент PepsiCo, Генеральный менеджер PepsiCo в России, Председатель Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Борисов Александр Иванович, Первый заместитель председателя Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ Зыкин Иван Семенович, Председатель Союза потребителей РФ Шелищ Пётр Борисович.

 

Деятельность

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html