Пресс-релиз СПРФ
25.10.2008 г.
К 20-летию потребительского движения в России
20 лет назад в нашей стране организационно оформилось потребительское движение. В сентябре 1988 года был создан Ленинградский клуб потребителей, в ноябре того же года – Московский союз потребителей. Уже через год учреждается Федерация обществ потребителей СССР, первым президентом которой был избран Анатолий Собчак. Годом спустя свыше тридцати российских потребительских организаций объединились в Союз потребителей РФ, который стал одной из первых массовых неполитизированных структур гражданского общества новой России. В Советском Союзе все общественные организации создавались решениями органов власти – мы же объединились сами в ответ на потребность едва ли не каждого гражданина, чьё чувство собственного достоинства и материальный интерес систематически ущемлялись некачественными товарами или услугами.
За эти годы мы фактически прошли путь, на который в других странах понадобились многие десятилетия. В стране вот уже 16 лет действует закон «О защите прав потребителей», созданы государственные и муниципальные органы, защищающие потребительские права, в большинстве регионов возникли общественные объединения, появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются – по долгу службы или по личной инициативе – защитой прав потребителей.
За эти годы только в Союзе потребителей России, объединяющем более ста региональных организаций, квалифицированную правовую помощь получили два с половиной миллиона граждан, чьи потребительские права были нарушены. Составлено свыше 350 тысяч претензий и исковых заявлений. По обращениям граждан проведено 150 тысяч экспертиз. Выиграно более 50 тысяч дел в судах. Общая сумма возмещенного потребителям ущерба измеряется миллиардами рублей. По данным опросов потребителей, эффективность общественной защиты весьма высока: при обращении непосредственно к продавцу или изготовителю товара, исполнителю услуги, или в органы власти потребителю не удается положительно разрешить возникшую проблему примерно в каждом пятом случае; если же за дело берутся общественные защитники, такое случается в несколько раз реже.
Квалифицированная правовая помощь потребителям – наша основная задача. Ежегодно мы оказываем её более чем 200 тысячам граждан. Но цель общественных объединений потребителей – научить каждого самостоятельно восстанавливать свои нарушенные права. Мы уверены, человек, у которого сформировались правильная мотивация и навыки защиты своих прав в потребительской сфере, сделал очень важный шаг к полноценной гражданской позиции. Помочь ему в этом – наша миссия.
Сегодня российские потребители имеют возможность получить бесплатную правовую помощь, не выходя из дома. На интернет-портале СПРФ www.potrebitel.net в объеме, необходимом для осуществления самозащиты при наиболее типичных нарушениях, размещена информация о действующих нормах закона, полезные советы, как написать и подать претензию или исковое заявление в суд, куда следует обратиться за помощью, если случай не вписывается в общую типичную схему. «Живую» консультацию также можно получить, обратившись на форум СПРФ или направив свой вопрос в «Жалобную книгу» портала. Ежемесячно около 50 тысяч посетителей имеют возможность получить там необходимую потребительскую информацию или конкретные консультации.
Однако для многих российских потребителей, особенно пожилых и малообеспеченных, эти источники малодоступны. Они нуждаются в личных консультациях, помощи в составлении претензий и исков, а подчас и в непосредственном представлении их интересов. Поэтому Союз потребителей РФ совместно с партией "Единая Россия" предложил по образцу европейских стран программу правовой поддержки потребителей, включающую формирование национальной некоммерческой сети консультационных пунктов и центров для потребителей, а также создание Интернет-портала «Защита прав потребителей», объединяющего существующие информационные ресурсы и обеспечивающего обратную связь с потребителями. В 2007 году завершен первый этап проекта, в ходе которого были созданы, оснащены необходимым оборудованием (в том числе за счет президентского гранта) и приступили к работе 16 консультационных центров и пунктов в различных регионах страны. В результате бесплатную правовую помощь в рамках проекта только во втором полугодии 2007 года получили десятки тысяч социально незащищенных потребителей. К концу 2008 года число консультационных центров и пунктов правовой защиты потребителей должно быть доведено до 40. Но для продвижения намеченной программы необходимо, особенно в ближайшие два-три года, финансирование из средств федерального бюджета, предназначенных на поддержку развития организаций гражданского общества.
Поскольку новые формы отношений на потребительском рынке зачастую влеку наиболее массовые и болезненные ущемления интересов потребителей, СПРФ систематически инициирует изменения в Законе "О защите прав потребителей", ставящие такую практику вне закона. Последние поправки в закон, принятые в 2007 году, касались защиты потребителей при предварительной оплате ими товаров, при дистанционной покупке, получении потребительского кредита, гарантийном ремонте и др. В интересах потребителей нами внесены поправки к Жилищному кодексу, Уставу автомобильного транспорта и ряду других существенных отраслевых законов.
Появились первые примеры партнерского сотрудничества потребительских организаций с бизнес-ассоциациями. Самым ярким из них стало соглашение СПРФ и Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) о принципах реализации прав потребителей в период действия гарантийного срока на товар.
Самые больные вопросы защиты прав потребителей теперь обсуждаются Консультативным советом по защите прав потребителей при Роспотребнадзоре, Общественно-консультативным советом при ФАС России, Общественным советом при Ростехрегулирования, в составе которых есть представители СПРФ.
Вместе с тем статус решений, принимаемых вновь созданными общественными советами, ниже, чем он был у существовавшего до 2004 года Межведомственного совета по защите прав потребителей, формируемого Правительством РФ. Без предварительного обсуждения на Межведомственном совете не принимался ни один нормативно-правовой акт, затрагивающий права потребителей. Сейчас же многие правительственные постановления принимаются без какого-либо общественного обсуждения, что уже неоднократно приводило к необходимости их последующей корректировки, в том числе и на основании решений Верховного Суда РФ.
К сожалению, защита прав потребителей не привлекла до сих пор заметного внимания высших органов государственной власти Российской Федерации. Между тем потребители - это самая массовая группа, чьи законные права и интересы постоянно нарушаются и нуждаются в защите. Наиболее эффективным механизмом такой защиты мы считаем разработку, принятие и реализацию федеральной целевой программы, включающей перечисленные выше направления защиты прав потребителей, а также предусматривающей развитие взаимодействия правозащитных потребительских организаций с бизнес-сообществом и органами власти. Первые шаги в этом направлении, но пока еще на региональном уровне сделаны в Ростовской области, Республике Башкортостан, Санкт-Петербурге, Астрахани, где приняты такие целевые программы.
Сегодня наши главные задачи: завершение формирования в стране сети информационно-консультационных пунктов, доступных всем потребителям и развитие потребительского просвещения в системе образования, которое должно научить школьников ориентироваться в товароведческой, экономической, правовой информации, рекламе, эффективно распоряжаться своими деньгами. Нужен России и национальный центр потребительской экспертизы с перспективой издания на его базе журнала для потребителей. Всё это позволило бы в ближайшие годы обеспечить в России европейский уровень информированности и правосознания потребителей, а значит и их защищённости.
Союз потребителей России приглашает представителей СМИ принять участие в Международной конференции «20 лет потребительскому движению в России и на постсоветском пространстве», которая пройдет 27 октября в Москве в Общественной палате РФ (Миусская площадь, д. 7 стр. 1, зал заседаний Палаты). Начало конференции в 10-00. Программа конференции прилагается. | Пресс-центр | | |
Петр Шелищ отвечает потребителям | | |
Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль». «Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей,
помогать в разрешении гражданских споров. Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты. Смотреть передачу Последние новости | | |
| | |
17.11.2021, 14:17 Pavel P. →
считает по нормам потребления при наличии счетчика,
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60
подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11 Pavel P. →
считает по нормам потребления при наличии счетчика,
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60
подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19 Pavel P. →
Безучётное потребление электроэнергииАлександр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к... 04.08.2021, 04:49 Pavel P. →
КР СОИ и расчет.
«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22 Pavel P. →
Пользование, лифт.https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html |