Предварительные результаты ежегодного опроса о состоянии защиты прав потребителей в России

 

 

(опрос проведен в январе-феврале 2009 года)

 

Опрос потребителей показал, что за прошедший год количество нарушений прав  потребителей, практически осталось на прежнем уровне. В течение года с подобными нарушениями сталкивается 83 % россиян. Причем в среднем на одного человека приходитя до трех таких нарушений.

            Наиболее массовые нарушения по-прежнему приходятся на сферу торговли (продажа  продовольственных и непродовольственных  товаров ненадлежащего качества,  обсчет, обвес покупателей, продажа контрафакта). В сфере услуг более всего нареканий на низкое качество услуг  в  жилищно-коммунальном хозяйстве,  медицине. При этом  в период кризиса в первую очередь заметно выросло число нарушений в торговле и в сфере финансовых услуг (табл.1).

 

Таблица 1

С какими  нарушениями  сталкиваются потребители

(в  % к ответившим)

 

2008 год

2007 год

Продукты питания

54,9

51,9

Алкоголь

14,6

13,4

Непродовольственные товары

43,7

36,5

Бытовые услуги

16,8

19,4

Жилищно-коммунальные услуги

37,6

36,1

Транспорт городской

14,4

15,6

Транспорт железнодорожный

7,1

5,6

Авиатранспорт

4,4

5,0

Связь

16,2

16,2

Туризм, отдых

7,0

6,9

Медицинские услуги

24,4

23,3

Образовательные услуги

6,8

7,0

Финансовые услуги

9,5

5,6

Нарушение сроков исполнения

17,6

18,5

Обсчет, обвес

34,4

30,5

Подделка под товары известных фирм

15,2

16,5

 

За год  доля лиц, которые решились бороться за свои нарушенные потребительские права, выросла еще на один процентный пункт и составила 63%.

Повысилась и результативность борьбы за права потребителей.  Так, по сравнению с прошлым  годом почти   на 3 процентных пунктов выросла доля респондентов, которым удалось, добиться положительного результата при отстаивании своих прав. Таких стало 62%, то есть в 5 раз больше, чем тех, кто потерпел неудачу в своих попытках восстановить свои права (еще у почти четверти потребителей дела окончательно не завершены).

            Потребителям был задан также вопрос, какие сферы потребления требуют первоочередного внимания и в чем суть проблем. Как и год нзад наиболее проблемными сферами были названы жилищно-коммунальное хозяйство, медицинское облсуивание в поликлинках и торговля. При этом доля потребителей, выражающих недовольство состоянием этих сфер выросла. Также за год заметно добавилось число недовольных такими сферами услуг, как городской  пассажирский транспорт, электрички,  работа почты и связь, банковская сфера, ателье (табл.2).

Суть проблем,  которые надо решать: высокие цены и тарифы (по этому показателю лидируют платные медицина и образование, обслуживание в ресторанах и кафе, авиа и железнодорожные перевозки,  билеты в театры, концерты, кино, услуги парикмахерских,  коммунальных служб,  туризма и отдыха), низкое качество потребительских товаров и услуг (в первую очередь это относится к обслуживанию в столовых, больницах и поликлиниках, услугам ЖКХ, по ремонту бытовой техники), большие потери времени (больше всего его тратится в ожидании и очередях в сбербанке и других финансовых учреждениях, поликлиниках и на почте), недостаточная безопасность (прежде всего на транспорте, в столовых  и в сфере туризма).

Таблица 2

 

Оценка респондентами состояния отдельных сфер потребления

(в процентах к ответившим)

 

Сферы потребления

Указали на то, что требует внимания в первую очередь

 
 

Январь

2009 г.

Январь 2008 г.

+; -

 

Услуги ЖКХ

57,7

51,7

+6,0

 

Услуги поликлиник

53,4

51,3

+2,1

 

Торговля продтоварами

53,1

50,2

+2,9

 

Торговля непродтоварами

46,0

42,0

+4,0

 

Городской транспорт

44,5

40,7

+3,8

 

Платная медицина

31,1

29,4

+1,7

 

Услуги больниц

27,7

27,6

+0,1

 

Обслуживание в ресторанах, кафе

23,6

22,8

+0,8

 

Телефонная связь

22,3

16,6

+5,7

 

Услуги парикмахерских

20,8

18,0

+2,8

 

Работа сбербанков

20,5

14,6

+5,9

 

Обслуживание в столовых

20,1

20,3

-0,2

 

Ремонт бытовой техники

17,3

16,6

+0,7

 

Туризм, отдых

16,1

15,5

+0,6

 

Авиационный транспорт

15,1

16,0

-0,9

 

Платные образовательные услуги

15,1

16,7

-1,6

 

Железнодорожный транспорт

13,7

14,7

-1,0

 

Электрички

13,3

10,1

+3,2

 

Пригородный автобус

12,9

13,2

-0,3

 

Услуги других финансовых учреждений

12,2

6,3

+5,9

 

Отправка писем, посылок, бандеролей

11,5

8,5

+3,0

 

Услуги прачечных, химчисток

9,7

10,3

-0,6

 

Услуги театров, кино

9,2

7,5

+1,7

 

Доставка газет, журналов

7,5

5,1

+2,4

 

Услуги ателье

7,1

4,4

+2,7

 

 

Евгений Мясин, руководитель опроса,

сопредседатель Союза потребителей России

12.03.2009 г.

 

Пресс-центр

  

Петр Шелищ отвечает потребителям

  

Ваше право

Рубрика «Ваше право» выходила в эфире телеканала «Столица» с января 2008 по март 2011 года и была частью программы «Народный контроль».

«Ваше право» призвано помогать гражданам защищать их интересы от произвола и бездействия чиновников, недобросовестных предпринимателей, помогать в разрешении гражданских споров.

Ведущий — Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей России, член Общественной палаты.

Смотреть передачу

Последние новости

  

Последнее на форуме

  
17.11.2021, 14:17
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»

Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель передает показания счетчиков, исполнитель немед...
17.11.2021, 14:11
Pavel P. →  считает по нормам потребления при наличии счетчика,

«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
Вы писали
пункт 61 - это про дру-го-е!
Пункт 60 — нет!
пост № 60

подобная ситуация
«Но как только потребитель пер...
14.11.2021, 13:19
Pavel P. →  Безучётное потребление электроэнергии
Александр Георгиевич
Здравствуйте,
общались в теме
«ЖКХ, водоснабжение РСО считает по нормам потребления при наличии счетчика, суд»»
http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=194150
и нас прервали,
если, не возражаете, продолжим общение здесь,
«Но к...
04.08.2021, 04:49
Pavel P. →  КР СОИ и расчет.

«Свежий пример из практики – дело № А12 – 8959/2020, дошедшее до Верховного Суда РФ (определение*от 12.07.2021 № 306-ЭС21 – 12100).»
«Спор возник в связи с различным толкованием действующего протокола
общего собрания собстве...
30.03.2021, 06:22
Pavel P. →  Пользование, лифт.
https://raschetgkh.ru/forum/voprosy-po-oplate-gkh/659-plata-za-lift-v-peterburge.html